Проективные методики

Преимущества и недостатки

К достоинствам проективных опросов можно отнести возможности, которые не могут обеспечить другие виды диагностики:

  • снижение уровня тревожности пациента;
  • возможность провести диагностику маленьких детей, еще не умеющих читать, писать;
  • возможность выявить скрытые мотивы личности.

Проведение проективного тестирования не признается некоторыми специалистами. Недостатки:

  • отсутствие стандартизированных шкал оценки результатов;
  • условия проведения опроса часто неконтролируемы;
  • при расшифровке на результат может повлиять предвзятое отношение специалиста к испытуемому.

Помимо диагностики, проективные методики могут стать частью арт-терапии. Графические методики оказывают на пациентов с тревожным расстройством психотерапевтический эффект, снижая уровень нервного напряжения.

Классификация по принципу использования

Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.

Ласковые кошечки с yesblagoveshchensk.ru встречаются только по взаимной симпатии, реальные феи в Благовещенске, стоящее наслаждение. Проведя время с проститутками, вы захотите продолжения снова и снова. Ласковые реальные феи в Благовещенске, страстные и желанные, они такие изобретательные и привлекательные, что ты не устоишь перед ними. Не отказывай себе в удовольствии.

Вид методики
Описание
Экспрессивная
Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное.
Импрессивная
Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера.
Конструктивная
В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха.
Интерпретативная
Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит.
Конструктивная
В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их.
Катартическая
В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики

Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник.
Рефрактивная
Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками.
Аддиктивная
Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения

Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее.

Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.

Классификация по принципу использования

Проективная психология, как отдельное направление, зародилась в 19 веке. К началу 20 века, благодаря многочисленным ассоциативным экспериментам К. Г. Юнга, она стала широко применяться при общей клинической диагностике. Появились отдельные направления. Классификация методик:

Интерпретационные. Испытуемому показывают ряд сюжетных картинок, к каждой из которых ему нужно подобрать объяснение. Сюжеты могут быть комичными и нелогичными

Важно, чтобы пациент не пытался оценивать действия или эмоциональное состояние персонажей на рисунках. Он должен называть первую ассоциацию, которая приходит на ум.
Методики конструирования

Эти виды тестирования требуют от испытуемого выполнить некоторые действия. Например, выбрать изображения из ряда предложенных или собрать из отдельных деталей заданную фигуру.

Завершение предложений. Исследование с помощью набора фраз или короткого рассказа. Испытуемый прослушивает текст и предлагает свой вариант окончания истории.
Методики импрессии. Тест строится на череде предпочтений. Из предложенных карточек пациенту нужно выбрать самый привлекательный вариант. Потом — следующий по привлекательности, пока не останется последняя карточка.
Проективные изобразительные методики. Графические тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать конкретный сюжет. Результат оценивается по готовой инструкции.

При комплексной диагностике психолог использует несколько видов тестов для получения более полной картины личности. Часто результаты получаются противоречивыми. Из-за этого составление портрета личности становится затруднительным, требует дополнительного исследования.

Общая характеристика проективных методов

Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика незаконченных предложений Сакса-Леви, всевозможные рисуночные тесты и т.д.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач в психологической практике. Их применение в области психодиагностики личностных качеств носит сугубо эвристический характер. Но, как уже отмечалось, проективные методы и методики востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных закономерностей отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях действительности, особенностей социальных установок и многого другого.

Следует отметить, что в таких исследованиях используется лишь набор методических приемов, характерных для проективного подхода. «Гипотеза проекции», которая в психодиагностике предполагает возможность «считывания» в речевой и визуальной продукции человека его личностных характеристик, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу проекции в метафорических рассказах, коллажах, рисунках эмоциональных паттернов отношения к определенным социальным объектам; личностный компонент проекции здесь «выносится за скобки». Появление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых повлияло на понимание проективного процесса и интерпретацию данных.

Фактически сформировалась особая область психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение — проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время он представляет собой весьма специфический подход, основанный на целом наборе методологических допущений (теоретическая основа проективного метода рассматривается ниже).

Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как особую технику клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые менее всего поддаются прямому наблюдению или опросу. По мнению Л. Ф. Бурлачука (1997), проективные методики — это техники опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурированной) стимульной ситуации, которая актуализируется в перцептивных тенденциях, установках, настроениях и других личностных характеристиках.

Сейчас принято говорить о нескольких отличительных особенностях проективных методик:

1) использование слабо структурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
2) нейтральные, косвенные по отношению к личности задачи.
3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к тестируемому;
4) изучение не только отдельных психологических функций (как в традиционных психометрических процедурах), но и своеобразного «режима личности в ее отношениях к социальной среде» (Е. Т. Соколова).

Как правило, проективные процедуры работают с качественными данными, но в некоторых случаях используются стандартизированные психометрические показатели. Во время сбора данных психолог дает достаточно общие инструкции исследуемому человеку, прося его сделать рисунок, закончить предложения, составить рассказ по картинке и т.д.

В случае с рисунком, после завершения работы, испытуемого просят ответить на ряд вопросов о значении того, что изображено на рисунке. Все данные тщательно записываются, а психолог наблюдает за реакциями, выражением тела и ходом выполнения задания.

Проективные методы психологического исследования

Проективные процедуры — это методы, в которых психологическое измерение основано на интерпретации результатов деятельности испытуемого по слабо структурированному набору стимульного материала, к которому человек добавляет и таким образом проецирует свою личность. Проективные методики и тесты относятся к классу неэкспериментальных методов, поскольку результаты проекции свидетельствуют об опыте личности, а не об измерении личностных качеств. Несмотря на обилие других подходов, классификация Л. Франка (L. Frank) наиболее полно характеризует проективную методику как метод исследования личности на сегодняшний день.

Мы познакомимся с несколько измененной классификацией, согласно которой существуют следующие типы проективных техник.

Конструктивные проективные методики основаны на предположении, что субъект, вовлеченный в диагностическую процедуру, структурирует, формирует и придает смысл неопределенным стимулам, проецируя свою личность. Тест чернильных пятен, разработанный в 1921 году швейцарским психиатром Г. Роршахом, является одной из самых известных проективных процедур такого типа. Возникнув как экспериментальная техника для диагностики шизофрении, эта методика сегодня является одним из наиболее информативных методов психологической диагностики. Чернильные кляксы неопределенной формы использовались в клинике еще до Роршаха. В отличие от своих предшественников, Роршах предложил новую концепцию, которая не ограничивалась ассоциациями субъекта, а рассматривала процессы распознавания определенных объектов при восприятии стимулов. Г. Роршах был одним из первых, кто установил значительную связь между фантазийно-подобной продукцией и чертами личности, сравнивая клинические особенности и характеристики ответов пациентов. Особенности применения этого инструмента подробно описаны в литературе.

В настоящее время тест Роршаха используется на практике преимущественно как часть Комплексной системы Д. Экснера и стал мощной стандартизированной процедурой для получения широкого спектра валидной информации о различных аспектах психической деятельности человека.

Конструктивные проективные методы наиболее популярны в клинической и производственной практике. Например, в журнале Journal of Personality Assessment (1994) и в 7-м издании Test in print (2006) рейтинг наиболее часто используемых психологических процедур занимает видное место наряду с тестом Векслера, Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ) и Миннесотским многофазным личностным опросником (MAPI). Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI) является процедурой Роршаха, что подтверждает не только долговечность этого психологического инструмента, но и его актуальность для науки и психологической практики.

Интерпретативные проективные методы. Концептуальная и технологическая особенность интерпретативных проективных методик сводится к интерпретации стимула, события или ситуации. К этому типу проективных методик относятся ТАТ, его модификации и производные. Тест тематической апперцепции — это интерпретация испытуемым изображений на рисунках. Авторство этой методики приписывается Г. А. Мюррею (1935). Тест тематической апперцепции является наиболее популярным методом исследования доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов данной личности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии
  2. Использование произведений искусства в психологическом консультировании
  3. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с депрессивным состоянием
  4. Методики преодоления кризисных периодов развития детей и подростков
  5. Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий
  6. Роль взрослого в развитии ребенка
  7. Дыхательные техники в психологии
  8. Вербальное восприятие
  9. Анализ и оценка развития личности — Понятие личности и её характеристики
  10. Психологические проблемы адаптации детей к школе

Основы проективной диагностики, цель

Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.

Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.

В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.

Что такое ассоциации?

Это неожиданная связка между действительными объектами, явлениями и воспоминаниями и воображаемыми образами, возникающая в мозгу человека спонтанно, неосознанно, незапланированно.

Вспомните, было ли у вас такое, что вы услышали мелодию, и тут же в памяти появился один образ или несколько картинок из прошлого? Это и была та самая незапланированная связь. Так рождается ассоциация. Ее корни всегда в прошлом. У каждого из нас оно свое, а значит, и ассоциации даже на один и тот же раздражитель будут разные.

В психологии ассоциации и мысли человека ценны тем, что это настоящий кладезь информации о его психическом состоянии. Внутренние переживания, душевные травмы, страхи, тревожность — все это можно выявить с их помощью.

Первые проективные методики были основаны на изучении возникающих спонтанных связей — ассоциаций у людей, когда они видели различные изображения. Их автором стал Карл Юнг. Позже, в 1921 году, Герман Роршах создает свой знаменитый тест — цветные и монохромные карточки с чернильными пятнами. И до настоящего времени этот тест считается одним из самых эффективных проективных тестов.

Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии

Проективные методы — это специальные методы, основанные на использовании неструктурированных стимульных ситуаций, которые актуализируют в субъекте желание перенести тенденции, установки, отношения и другие личностные характеристики. Термин «проективные методы» был введен Франком в 1939 году. Они называются так потому, что в их основе лежит один психологический механизм, называемый «проекцией» по Фрейду и Юнгу. Проекция — в психоанализе проекция — это защитный механизм (подавленные мысли, переживания, мотивы атрибутов L на другие объекты, и это мехмзм психологической защиты от признания наличия этих тенденций в себе). Первоначально ПМ считались методиками клинической ориентации, то есть они демонстрировали способность предсказывать стиль поведения, чувства и аффективные реакции индивида в значимых или конфронтационных ситуациях и выявлять неосознаваемые аспекты личности.

ПМ подсчитываются по тесту Юнга на вербальные ассоциации. Она доказала способность получать информацию о человеке косвенным путем. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны для диагностики, поскольку они отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании снов, фантазий. Связь фантазийных образов с чертами характера и особенностями личности была также убедительно продемонстрирована Германом Роршахом — тестом «чернильная клякса».

В 1935 году был разработан ТАТ — методика для изучения фантазии. Авторами были Мюррей и Морган. Тест был основан на описательных картинках, которые содержали нечеткие сценарии и допускали различные интерпретации и понимания. Как придумали авторы сюжетных картинок для оценки склонностей, интересов и часто выявления болезненных душевных состояний. Проекция стала пониматься как тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов и общей психологической организации. В 1939 году появилась работа Фрэнка. Он первым использовал термин «проективные методики» для обозначения особой группы методов исследования личности.

В 1940-х и 1950-х гг. — Две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

1) В русле психоанализа. Чем неопределеннее условия, тем больше психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае необходимо признать идентичность «первичных» психических процессов и психической деятельности в ситуации проективного исследования.

2) В рамках когнитивного подхода нового взгляда. Рапопорт определил конкретные процессы, которые определяют проективную реакцию. Проективное производство — это результат сложной когнитивной деятельности, в которой сочетаются когнитивные и эмоциональные моменты. Брунер рассмотрел основные механизмы избирательного восприятия в рамках подхода «Новый взгляд».

В психологии различают следующие виды проекции:

  1. Атрибутивная проекция — отнесение собственных мотивов, чувств и действий к другим людям.
  2. аутистическая проекция — детерминация восприятия собственными потребностями. Потребности человека определяют, как субъект воспринимает других людей или объекты. Например, голодный человек, смотрящий на размытые изображения, может воспринять вытянутый объект как кусок хлеба, агрессивный человек — как нож, а сексуально озабоченная особа — как символ мужской сексуальности.
  3. рациональная проекция характеризуется рациональной мотивацией. Например, когда студентов попросили прокомментировать структуру учебного процесса, выяснилось, что прогульщики и лентяи жаловались на отсутствие дисциплины, а недостаточно квалифицированные учителя вызывали недовольство (т.е. студенты бессознательно приписывали свои нежелательные характеристики учителям).
  4. комплементарная проекция — проекция характеристик в дополнение к тем, которые присущи субъекту в реальности. Например, когда человек испытывает страх, он склонен воспринимать окружающих как угрожающих, пугающих.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа » – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Сущность проективного метода

Определение 1

Проективные методики направлены на диагностику причин бессознательных влечений, дезадпатации личности, конфликтов и механизмов, способов их разрешения.

Главным условием разработки проективной методики выступает неопределенность тестовой ситуации, что способствует снятию давления объективной реальности, позволяет личности реализовать не конвенциональные, а индивидуальные поведенческие паттерны. Процесс взаимодействия личности испытуемого с малоструктурированным стимульным материалом исследования носит проективный характер извлечения бессознательных инстинктов, влечений, конфликтов и пр.

Взаимодействие личности с социальным окружением в рамках проектного метода интерпретируется как процесс структурирования жизненного пространства индивидуума с целью создания личного мира. Соответственно, проективный эксперимент должен быть направлен на моделирование жизненного пространства, в котором испытуемый получает полную свободу в выборе элементов и способов конструирования личностного пространства.

Особенности применения

Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.

В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности

Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов

Для взрослых

Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.

Для детей

Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.

Для диагностики группы

При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.

Особенности применения

Использование проекции, как метода оценки личных качеств, допустимо:

  • в рамках судебно-психиатрической экспертизы;
  • при индивидуальном или групповом консультировании;
  • во время общей диагностики учащихся в общеобразовательных заведениях;
  • в центрах занятости, при приеме на работу;
  • при ротации, кадровых перестановках внутри организаций.

Чтобы получить достоверный результат, психологу важно учитывать возрастные особенности испытуемых, их социальный статус, степень умственного, эмоционального развития

Для взрослых

При диагностике взрослые пациенты стараются отвечать так, чтобы получить более одобряемый результат, угадать реакцию психолога. Проективные тесты делают это затруднительным и человек вынужден отвечать честно. Чаще для работы со взрослым используют тест Сонди, позволяющий изучить аффективные нарушения, фобии, фрустрации.

Многое о личности позволяет узнать тест «Четыре персонажа». Рисуя себя в виде человека, животного, растения, предмета, испытуемый не пытается сделать их красивыми. Это позволяет оценить, как испытуемый видит себя, его способы социальных взаимодействий.

Для детей

При работе с детьми лучше использовать графические методики. Например, «Несуществующее животное» — опрос, при котором ребенок может показать свои скрытые страхи и причины неадекватного поведения. Также применяются методики «Дом, Дерево, Человек» и рисунок семьи. Использование последнего тестирования позволяет оценить семейную ситуацию: выяснить роли членов семьи, эмоциональные связи, определить агрессора, жертву.

Для диагностики группы

Графические, ассоциативные опросники используются при диагностике малых группы: ученического или рабочего коллектива, спортивной команды. Применяются приемы из сказкотерапии, рисование коллективной мандалы. Совместное занятие творчеством снижает уровень агрессии внутри группы, помогает выстроить эффективное взаимодействие. Особенно полезны эти приемы при работе с подростками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: