Как съездить в Хорватию на своем автомобиле? 5. По Хорватии
Ура! Свершилось! Преодолев без малого две тысячи километров, мы у границы Хорватии. Впереди — манящие горы и таможенный контроль.
Да-да, Хорватия начинается с таможни. Неважно, въезжаете ли вы в неё из Словении, или из Венгрии. У вас вежливо изымут паспорт и…
И отдадут его в ближайшем окошке через пару минут. Хорошо, если в салон заглянут. Вы едете транжирить свои кровные, поднимать экономику Хорватии, поэтому задерживать вас никто не будет. Добар дан, Хорватия!
Хорошая новость: закупаться виньетками в Хорватии не придётся. Там просто нет такого понятия.
Ещё одна хорошая новость: дороги Хорватии классные. Платные — и вовсе замечательны.
Плохая новость: платные дороги основательно бьют по карману, если пользоваться ими достаточно часто.
Прекрасные дороги и потрясающие виды — это Хорватия!
Первая неожиданность ждёт нас сразу после пересечения границы. Что это? Турникеты, какие-то будки прямо на трассе… Неужто опять какой-то контроль?
А вот это и есть — платная дорога. Подъезжаем к турникету, открываем водительское окошко и жмём кнопочку на автомате. Терпеливо ждём билетик, который появится в окошечке. Берём его и бережно храним до самого съезда с «платки», где нас будет ожидать приветливый хорват в будке, с вежливым предложением сдать талончик и оплатить проезд. Всё довольно просто, но иногда из-за очередей в пунктах оплаты образуются довольно внушительные пробки. Всё же виньетки лично мне показались куда более прогрессивным решением.
Тоннелей будет много…
Кстати, хорватский язык интуитивно понятен. Особенно для тех, кто знаком с польским, белорусским или украинским языками. С цифрами вообще не должно возникнуть проблем. Так что, не сомневайтесь — покупки для русскоязычных не составят большой сложности.
Бензин в Хорватии недёшев, он дешевле в соседней Боснии и Герцеговине — но на границе с этой страной нас ждёт таможня, поэтому заправляться там не вариант. Внимательно смотрите на ценники на заправках: от заправки к заправке они здорово разнятся. 95-й из дешёвых (его может быть несколько сортов) стоит в районе 1.20 евро. К побережью цены растут, но не впадайте в панику: в прибрежных городах — хотя бы в том же Задаре — всегда найдутся заправки, где цена будет не дороже, чем в Загребе.
Кстати, рассчитаться на большинстве хорватских заправок можно не только местными кунами, но и евро. Правда, не всегда. Валюту лучше менять в обменниках — курс там выгодней.
Главная беда летней Хорватии — проблемы с парковкой. Особенно — с бесплатной парковкой. О ней, в принципе, можно забыть и воспринимать «бесплатное» место как дар небес.
На некоторых парковках плату берут на выезде.
В Хорватии быстро привыкаешь платить за стоянку. Средняя «такса» — 10 кун за час. То есть примерно 1,5 доллара. Просто паркуешь машину на проезжей части у паркомата, выходишь из авто и бросаешь двоих «медведей» (монетка в 5 кун) или эквивалентную сумму — и получаешь чек, который нужно положить на приборную панель под лобовое. Дабы не возникали вопросы у контролёров.
Кстати, «обилетить» могут и эти самые контролёры — чаще всего пожилые мужчины либо совсем юные мальчишки, которые, как правило, тут же оказываются рядом.
Страшные рассказы о том, что просрочивших оплаченное время стоянки наказывают блокировкой колёс авто и крупным штрафом, подтвердить не могу. Несколько ознакомившись с реалиями Хорватии, считаю, что такие рассказы сильно преувеличены. Конечно, если за оплаченный час стоянки оставить авто на полсуток…
Равно как и миф о том, что хорваты, как, впрочем, и иные европейские водители, досконально соблюдают правила дорожного движения и скоростной режим во избежание страшных штрафов. Как бы не так! При положенных 50 км/ч в городе вы вряд ли увидите кого-либо, кто поедет на своём авто медленнее 80 км/ч. Правда, все аккуратно тормозят под камеры и в непосредственной близости от полицейского авто…
Стройная девушка в белом регулирует дорожное движение.
Страшные для непосвящённых электронные табло, которые на въезде в населённый пункт фиксируют вашу скорость, на деле — безобидные информационные щиты, которые предупреждают вас о вашей скорости и благодарят, когда вы её снижаете до допустимых правилами величин.
Именно в Хорватии вы столкнётесь с по-настоящему горными дорогами. Узкие и извилистые, как свернувшаяся змея эфа, они изматывают водителя, не привыкшего к подобным пейзажам. В самом деле, взобраться на высоту под 1000 км над уровнем моря и отважно рулить, наблюдая с одной стороны голые скалы (правда, покрытые сеткой), а с другой — ничем не прикрытый скалистый склон, а то и пропасть, — удовольствие не для слабонервных. Боитесь высоты — не суйтесь в горы.
Чувствовать себя птицей иногда страшновато…
Именно в Хорватии понимаешь ценность исправных тормозов и хорошей резины. И идеального рулевого. Почему — догадайтесь сами.
Городские улочки в старых городах вроде Задара, Сплита или Шибеника бывают настолько узкими, что по ним с трудом протискивается один автомобиль. Развернуться нереально — либо вперёд, либо назад. Во многих городах нет такого понятия, как тротуар, поэтому следить за дорогой нужно особенно внимательно.
Обычная городская дорожка, бывают и уже…
Если вы собрались отдохнуть на побережье Средней Далмации, проверьте исправность ручного тормоза. Из-за хронического дефицита свободного места автомобиль приходится парковать иной раз под немыслимыми углами, и удержать его всего лишь «передачей» будет весьма легкомысленным решением.
Всегда возите с собой воду. Как можно больше. В машинах с кондиционером это не так актуально, а без…
Что ещё? Про хорватские дороги можно писать роман. Это — величественно, фантастично, восхитительно, иной раз — пугающе и даже страшно… Но скажу вот что: эта страна стоит того, чтобы там побывать. Всенепременно. Обязательно! Ручаюсь: вы ни на минуту не пожалеете об этом.
Ура! Море!
Даже пройдя обратную таможню, где добрейшие хорватские таможенники могут часами морить нас на границе — русских, белорусов, украинцев, беспрепятственно пропуская европейцев. Таковы реалии: мы отдали свои деньги — мы уже не интересны.
Но даже это не способно испортить впечатление об этой удивительной стране. Поэтому при первой же возможности — снова в сказку! На «своих четырёх».