«Janus»: вперед или назад? История одного из худших автомобилей всех времен

Как известно, выход находится там же, где и вход. Это свойство знали уже в Древнем Риме. Сторожить проходы и двери римляне приставили двуликого бога Януса. Ясно, почему двуликого. Проход-то ведет как туда, так и обратно.

Янус в римском пантеоне был совсем не малый бог. Сторожить входы-выходы — дело важное. Вопрос безопасности. Потому одним из атрибутов Януса был ключ от дверей, а другим — посох, чтобы отгонять незваных гостей. Обеими атрибутами он потом поделился и со святым Петром, и с христианскими пастырями. А еще Янус покровительствовал родам, то есть контролировал самый важный выход — в мир.

Двуликость Януса толковалась еще и как его власть над временем. В прошлое смотрела голова старца, а в будущее — голова безбородого юноши. Янус вел счет дням года. Поэтому на пальцах его рук была «татуировка». На пальцах правой руки было написано CCC, то есть 300, на пальцах левой руки — LXV (65). В сумме это было равно количеству дней в году. Кстати, январь, первый месяц года, назван по имени этого самого древнеримского бога Януса.

Кто читал роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», наверняка вспомнит директора института НИИЧаВо, существовавшего в двух ипостасях. И авторы недаром назвали его Янусом, Янусом Полуэктовичем.

Двуликость Януса вошла в поговорку. Поэтому не удивительно, что когда в 1958 году на европейских дорогах появился автомобиль, переднюю часть которого было нелегко отличить от задней, автомобиль этот назвали «Janus».

Автомобиль этот сделали в Германии. Его создание было обусловлено двумя причинами. Во-первых, после Второй мировой войны немецким предприятиям, изготавливающим вооружение, это производство запретили. Авиационная фирма «Dornier», выпускавшая до этого тяжелые бомбардировщики и летающие лодки, переключилась на производство мирной продукции. В процессе диверсификации был сконструирован микроавтомобиль «Dornier Delta».

В этом автомобиле было четыре сиденья, расположенных так, что водитель и один из пассажиров смотрели вперед по ходу движения, а двое других пассажиров — назад. Необычное размещение сидений «спина к спине» позволило оптимально использовать небольшое внутреннее пространство автомобиля. Вследствие такой компоновки автомобиль должен иметь не только небольшие размеры, но и невысокую стоимость.

Это было второй причиной появления на дорогах автомобиля «Janus». В послевоенной Европе, в которой резко обедневшее население не желало все же отказаться от личного транспорта, появился большой спрос на дешевые, неприхотливые и непритязательные семейные автомобили. Легендой в этой внезапно открывшейся нише спроса стал французский автомобиль «Citroen 2CV». На вид не слишком импозантная, эта машина завоевала сердца французов своей дешевизной и выпускалась с 1948 по 1990 год.

Повторить успех французской фирмы в Германии попробовала немецкая фирма «Zndapp», производившая до этого мотоциклы. В 1954 году компания «Zndapp» купила у «Dornier» модель «Dornier Delta», доведенную до опытного образца, но так и не запущенную в производство. Инженеры «Zndapp» изменили дизайн автомобиля. В средней части машины разместили специально разработанный двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 14 лошадиных сил, который мог обеспечить скорость 80 км/час. Изменили подвеску колес, что сделало новый автомобиль более комфортабельным. Все колеса снабдили дисковыми тормозами, приводимыми в действие гидравлической системой. Автомобиль назвали «Janus». Главной его фишкой были две двери, передняя и задняя, обеспечивавшие доступ как к передним, так и к задним сиденьям.

Кстати, компоновка «спина к спине» оказалась удобной и позволяла свободно разместиться в салоне небольшого размера четырем пассажирам ростом до 180 см. Кресла могли раскладываться в два спальных места. Двери стали открываться не вверх, а вбок. Багажники размещались как в передней, так и в задней части автомобиля, и были достаточно вместительными. Для автомобиля «Janus» было разработано много всяких аксессуаров, повышающих удобство вождения, вроде вентиляторов, зеркал заднего вида, солнцезащитных экранов, и даже фальшивое рулевое колесо, которое можно было разместить сзади, чем изумлять водителей автомобилей, шедших на обгон. Новый автомобиль позиционировался как замечательное средство передвижения для молодежи или небольшой семьи.

Но фирме «Zndapp» не удалось завоевать немецкий рынок, не говоря уж о рынке мировом. Производство автомобиля «Janus» началось в июне 1957 года. Однако компания не смогла, как следует, наладить производство. Одноцилиндровый двигатель не обеспечивал быстрого набора скорости в 80 км/час. Вообще объявленная максимальная скорость оказалась недостижимой, а более низкая уже не подходила для движения по качественным немецким автобанам. Эти недостатки и еще некоторые, особенно касающиеся безопасности и устойчивости на дороге, которые выявились в процессе эксплуатации, послужили основанием для включения «Janus Zndapp» в список 50 самых плохих автомобилей всех времен.

Кроме того, «Janus Zndapp» оказался сравнительно дорогим автомобилем. Покупатели в Западной Германии могли добавить совсем немного денег и купить маленькие автомобили, выпуск которых к тому времени освоили компании BMW и Heinkel. К тому же именно в 1957 году началось производство автомобиля «Fiat Nuova 500». Салон его был поменьше, чем у «Janus», но по эксплуатационным параметрам он надежно обходил изделие фирмы «Zndapp». Итальянская машина стала всемирно признанным образцом дешевого городского автомобиля. Ее более поздняя модификация, «Fiat 600», стала прототипом известного всем советским людям «горбатого» «Запорожца».

Вследствие всех этих причин за первые полгода было продано всего 1730 автомобилей. В течение года стало ясно, что проект «Janus» оказался неудачным. К середине 1958 года было произведено и продано всего 6 900 автомобилей. Поэтому компания «Zndapp» выпуск «двуликих» автомобилей прекратила, а автомобильный завод продала компании «Bosch».

Не более 40 «Янусов» осталось сейчас в Германии, еще несколько ездят (да-да, все еще ездят!) по дорогам Великобритании, куда «Zndapp» планировал экспортировать свою продукцию.

Но, как ни странно, «Janus Zndapp» получил посмертную славу. В фильме кинокомпании Pixar «Cars 2» (в русском переводе ‐ «Тачки 2») действует предводитель машин-преступников профессор Цундапп (Professor Zndapp). Машина, которая не внесла никакого вклада в развитие мирового автомобилизма, запомнилась своим необычным видом и некоторой наглостью, с помощью которой она выделялась на дороге среди прочих «законопослушных тачек».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: