Как герои романа о Дон Кихоте появились на балетной сцене?
Закономерно, что шедевр литературы вызывает к жизни произведения в самых разных жанрах. «Круги по воде» расходятся порой на протяжении столетий. Так произошло и с романом гениального испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Это творение нашло отклик во всех видах искусства.
Балеты, навеянные романом Сервантеса, появились ещё в XVIII веке. Разумеется, столь масштабное литературное полотно весьма сложно для сценического воплощения. Но характерная особенность романа — это обилие вставных новелл, которые нередко виртуозно переплетаются между собой. При создании произведений для музыкального театра часто бралась за отправную точку одна из историй, и вокруг неё строилось всё действие.
Свадьба Камачо
На балетной сцене прочно прижилась новелла о Китерии и Басильо из второй книги. Славный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса продолжали путь. По дороге им встретились всадники, которые поведали, что спешат на свадьбу Китерии Прекрасной и Камачо Богатого. Торжество, однако, могло быть омрачено страданиями пастуха Басильо. Он с детства был влюблён в Китерию, которая отвечала ему взаимностью. Но отец девушки был против бедного жениха и нашёл для дочери партию побогаче.
По случаю своей свадьбы Камачо устроил роскошное представление. Участники декламировали под музыку стихи и состязались в танцевальном искусстве. По окончании появилась невеста, поразившая всех редкой красотой, но при этом бледностью. Вскоре внимание гостей привлёк юноша в траурном кипарисовом венке. В незваном госте стразу узнали Басильо. После горьких упрёков, адресованных бессердечной Китерии, он заколол себя. Что ж — раз изменнице без него лучше, он не станет ей мешать.
Несчастный Басильо высказал последнее желание: пусть Китерия назовёт его своим избранником — ведь всё равно он умрёт. Для него отрадно будет сойти в могилу супругом дорогой возлюбленной. А Камачо никто не помешает жениться на вдове. Но как только священник благословил Китерию и умирающего Басильо, последний вскочил цел и невредим — самоубийство было искусно инсценировано.
Камачо бросился со шпагой на соперника. Но тут Дон Кихот на верном коне Росинанте и с копьём в руках преградил дорогу незадачливому жениху. Впрочем, Камачо быстро утешился и забыл Китерию — раз она предпочитает другого, то не стоит и сожалеть о ней. А Дон Кихот произнёс речь в защиту влюблённых, где оправдывал их хитрость. У рыцаря печального образа было и своё основание для радости: ведь случилось невероятное — его приключение увенчалось успехом.
Источник вдохновения
Небезынтересно, что в романе подробно рассказывается о торжестве, которое устроил Камачо в честь своей свадьбы (пусть в итоге и несостоявшейся). Эта картина перекликается с описаниями тех представлений XVII века, которые исследователи называют первыми балетными спектаклями. Свадьба из романа даже в наши дни может навести на раздумья режиссёров. Но и сам сюжет о влюблённых замечательно подошёл для воплощения в музыкальном театре.
Над хореографическим переложением новеллы трудились многие мастера танца, в числе которых — Жан Омер, Фелицата Гюллень-Сор, Шарль Дидло. Не раз героям довелось и запеть — эпизод из романа послужил основой для опер Саверио Меркаданте «Дон Кихот на свадьбе у Камачо» и Феликса Мендельсона «Свадьба Камачо». Но отдельную страницу открыл балет с жизнерадостной музыкой Людвига Минкуса. У этого хореографического полотна своя история.
Красочная реалистичность
«Дон Кихот» — единственный из балетов классического наследия, который был рождён в Москве. Впервые он был показан в 1869 году в бенефис Анны Собещанской. Хотя постановку осуществил Мариус Петипа, она отличалась от петербургских опусов. Главное внимание было уделено характерным танцам в испанском стиле. В какой-то мере решение оказалось вынужденным, но оно придало спектаклю своеобразие. Московская труппа в те годы была недостаточно сильна в классическом танце, поэтому он отошёл на второй план.
В 1900 году в Большом театре балет заново поставил Александр Горский. Хореограф-реформатор, он стремился преодолеть условности, придать реалистичность происходящему на сцене и привнести в танцевальное действие больше национального колорита. На творчество балетмейстера сильное влияние оказал Художественный театр. Сейчас сложно сказать, что было сочинено Горским, а что осталось от старой версии Петипа. Но сама концепция спектакля стала новым словом в хореографическом искусстве.
Грациозное остроумие
Как нетрудно заметить, в либретто Китерия превратилась в Китри, пастух Басильо — в цирюльника Базиля, а богач Камачо — в чудаковатого дворянина Гамаша. Действие из деревенской глуши было перенесено в Барселону. В спектакле угадываются и другие эпизоды романа. Так, нередко присутствует пролог, где Дон Кихот погружён в чтение рыцарских романов. Сцена бесславной битвы с ветряными мельницами также отсылает к первоисточнику.
Многое было привнесено при дальнейших постановках. Менялась и музыка. К партитуре Минкуса добавлялись сочинения других композиторов. Касьян Голейзовский поставил цыганский танец на музыку Валерия Желобинского. Этот номер очень органично вписался в спектакль. Ростислав Захаров в своих танцах использовал музыку Василия Соловьёва-Седого. В их числе — джига, которую танцуют матросы (весьма напоминающие пиратов).
Балет существует почти как живой организм. В разных версиях есть свои нюансы, но при этом спектакль всегда узнаваем. А бессмертный роман Сервантеса продолжает вдохновлять на создание новых произведений искусства. Что закономерно — ведь даже Санчо был не чужд прекрасного и утверждал, что «где играет музыка, там не может быть ничего худого». Показательные для него слова. Хотя отважный рыцарь Дон Кихот и не любил, когда его оруженосец слишком активно демонстрировал своё остроумие.