Что такое схождение Благодатного огня?
Иерусалим — столица мира. По крайней мере, для евреев и для христиан. Строки святых книг связали этот город с небесами крепче стальных цепей. Не оторвёшь! Не произойди в Иерусалиме две тысячи с лишним лет назад чудо, описанное в Евангелиях, не было бы и самого христианства.
Чудо это произошло на горе, которая называлась «черепом». В греческой транскрипции — Голгофа. Предназначалась она не для явления чудес, а для казни приговорённых к смерти преступников. Но одна из казней, одно из распятий, стало важным фактом всемирной истории. И даже это можно считать чудом.
Поскольку в городе преступников не казнили, учёные считают, что гора эта находилась за пределами городских стен. Но миллионы христиан отождествляют Голгофу с горой, которая в те давние годы находилась в пределах городских стен Иерусалима. Принято считать, что здесь же располагалась погребальная пещера, в которой было захоронено после казни тело Иисуса и где чудесным образом произошло его воскресение. Над этой горой в начале 4-го века был возведён храм Воскресения Христова, который, однако, более известен как иерусалимский храм Гроба Господня. Этот храм — главная христианская святыня в Иерусалиме. Он оказывается в центре празднования на Святой Земле самого важного христианского праздника — Пасхи.
На празднование Пасхи в Иерусалим съезжается огромное число паломников и гостей. Летоисчисление у разных христианских конфессий немного разное, поэтому Пасху в Иерусалиме празднуют несколько раз. И у разных конфессий ход празднества различается.
Главная служба праздника христианской Пасхи происходит в храме Гроба Господня в Страстную субботу. Эта служба напоминает верующим о центральном событии христианской священной истории: о муках, смерти на кресте и воскрешении Иисуса.
План храма Гроба Господня сохраняет планировку 4-го века. Над погребальной пещерой воздвигнута большая часовня, которая называется Кувуклия (в переводе с греческого «опочивальня»). Начиная с 9-го века Кувуклия стала центром мистерии (чудесного представления), которой открывалась служба. Священники заходили в Кувуклию и молились там. После молитвы они зажигали внутри свечи и выходили с ними к народу, ожидавшему снаружи. Служки разносили полученный огонь по всему помещению, зажигали светильники, и храм наполнялся светом. Этот свет символизировал воскрешение Иисуса и одновременно был символом вечности и милосердия Божьего.
В затемнённом помещении храма долгожданное появление огня производило на верующих огромное впечатление. Так постепенно возникла легенда: не священники зажигают огонь от постоянно горящих лампад, а он сам, Благодатный, спускается с неба по их молитве. И почти сразу же по всему храму зажигаются и лампады, и свечи, и большие потолочные люстры, паникадила. Красиво и величественно! Что ещё нужно для того, чтобы легенда продолжала существовать в течение веков? Чтобы за эти века множилось число свидетелей, которые собственными глазами видели его схождение с небес? Чтобы многие из свидетелей говорили даже, что они касались сошедшего с небес пламени и никаких ожогов при этом у них не было?
В этом случае срабатывало правило: если ты желаешь увидеть чудо, ты его увидишь. Чудо происходило и в сознании очевидцев, и, несомненно, в их рассказах тоже. Эти рассказы паломники разносили по всему христианскому миру. Этим рассказам верили. Многие из тех, кто их слушал, хотели собственными глазами увидеть схождение Благодатного огня. И, если могли, собирались на паломничество в Иерусалим, чтобы на Пасху прийти к Святому гробу и лично увидеть чудо.
Никто из них и думать не хотел, что из года в год повторяющееся чудо — это уже и не чудо совсем, а хорошо поставленный спектакль. Менее экзальтированные свидетели (например, местные мусульмане) в появлении Святого Света не видели никакого чуда. Они резонно предполагали, что христианские иерархи совсем не ждут сверхъестественного схождения небесного огня, а попросту зажигают свечи внутри Кувуклии от одной из постоянно горящих там лампад.
Да, в общем-то, и сами церковные чины, принимающие участие в службе Страстной субботы, не настаивают на сверхъестественном происхождении огня, который они выносят из Кувуклии народу. Они говорят о том, что огонь становится священным не от того, что упал с небес, а от молитв, возносимых при этом. И собственно каких-то особых физических свойств у огня, выносимого из Кувуклии, нет. Так что настойчивые рассказы экзальтированных паломников о том, что «небесный огонь» не обжигает, о том, что огонь сам «падает» сверху, а светильники сами воспламеняются — правдивые рассказы людей о том, как они, желая увидеть чудо, узрели его здесь и сейчас. К таким рассказам можно относиться терпимо. А вот россказни людей с якобы физическим образованием о возможности подобного явления, следует отметать безжалостно.
Во многом благодаря живущей в умах легенде о снисхождении Благодатного огня, на вечернюю службу в Страстную субботу (по православному календарю) в храме Гроба Господня собирается рекордное количество молящихся. Израильская полиция в этих сложных условиях, сохраняя порядок и безопасность, действует, можно сказать, героически.
Хотя, если говорить откровенно, массовость молитве святости не добавляет. Даже наоборот, в огромной толпе трудно сосредоточиться на самой молитве, которая по сути своей является интимным актом общения души с Богом. Будучи стиснутым людьми со всех сторон, трудно сосредоточиться на своей душе и на возвышенных чувствах, возникающих у всякого верующего в торжественный этот момент.