Кто кого считает евреем?
В еврейском мире принято следующее определение еврейства: «Еврей — это человек иудейского вероисповедания». Всё! Коротко и ясно! Австрийский исследователь Библии Хаим Блох провозгласил когда-то: «Мы — раса по религии, а не по крови». Все царские правительства России также считали евреев «лицами иудейского исповедания». Российская империя не считала евреев расой и не признавала их классификацию «по крови».
И. Сталин в 1913 году также признавал иудаизм первостепенной отличительной чертой евреев. Он писал, что евреев отличает «их религия, общее происхождение и некоторые черты национального характера».
Л. Фейхтвангер в романе «Еврей Зюсс» написал: «Сквозь два тысячелетия пронесли они (евреи — А. Г.) с собой Книгу (Библию, Ветхий завет — А. Г.). Она была им народом, государством, родиной, наследием и владением».
И действительно, на протяжении тысячелетий общим признаком евреев являлась их религиозная принадлежность, их общая вера и учение пророка Моисея, которое изложено в Торе — Пятикнижии Моисея.
Известный еврейский историк и религиозный философ С. Дубнов считал, что когда еврей «формально переходит в христианство, он совершенно уходит от еврейской национальности», тем самым перечёркивая свою еврейскую личность. По его мнению, человека, который порвал с иудаизмом, неправильно называть евреем.
Однако, согласно еврейским законам, «еврей, даже согрешив, остается евреем». Поэтому мы не будем столь категоричными, как С. Дубнов, и рассмотрим этот вопрос с точки зрения тех евреев, которые волей судеб были оторваны от иудаизма, еврейской традиции и быта еврейской среды. Например, в России и СССР.
Такие люди, большей частью интеллигенты, вышли из еврейских семей, порвали с иудаизмом, прекрасно овладели русским языком, приобщились к русской культуре и постарались быть более русскими, чем сами русские. Таких ассимилированных евреев историк П. Джонсон называл «нееврейскими евреями».
При советской власти после замены в паспорте графы «вероисповедание» на графу «национальность» люди, которые были убеждёнными атеистами, полностью оторванными от религии, которые не знали другого языка, кроме русского, которые были воспитаны в духе русской культуры, которые жили на всей территории России, стали «лицами еврейской национальности» только потому, что их бабушки или дедушки исповедовали иудаизм. Это были, так сказать, «евреи поневоле».
О таких советских гражданах, которые имели в паспорте отметку «еврей», писатель В. Коротич в своей книге «Зал ожидания», изданной в Нью-Йорке в 1991 году, написал:
«И самое главное, русские евреи, против которых ненависть направлялась, никакими евреями не были. Они не ходили в синагоги, не знали ни иврита, ни идиша. Тогда их начали сколачивать в нацию насильно, отсекать от страны и народа, которые живут и страдают вместе, внушать им необходимость отделиться и уехать. По сути, продолжились атаки, вспыхнувшие в начале этого века, в годы революции, когда народный гнев и тоску провокаторски разряжали в еврейских погромах».
Согласно иудейским законам, евреем может считаться человек, который рождён матерью-еврейкой или который перешёл в иудаизм.
В «Нюрнбергских расовых законах» нацистской Германии были разработаны «правила», по которым определялась принадлежность к «еврейской расе». В них были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови». «Раса» и «кровь» были краеугольными камнями политики геноцида нацистской Германии в отношении евреев. «Нюрнбергские расовые законы» подвели «законодательную» и «научную» базу для немыслимой дискриминации и полного уничтожения евреев.
Русские националисты-антисемиты, а затем и большевики, также взяли на вооружение расовую классификацию евреев «по крови». Русский марксист П. Струве в 1924 году писал:
«Развитие еврейства в самой общей формуле может быть изображено так: из племени и нации рождается религия, а затем для всего остального, нееврейского, мира и даже для самих евреев религия превращается в расу, в „кровь“. Превращение религии в кровь есть социально-психологический процесс вульгаризации и затемнения еврейской проблемы».
В СССР евреем считался тот человек, у которого хотя бы один родитель был евреем. Даже если в паспорте у этого человека в пятой графе была указана другая национальность.
В русском обществе ещё со времён Александра III процветала так называемая «наука жидоведения», которая включала в себя многочисленные книги по истории России, философские труды, воспоминания и романы. Здесь были щедро рассыпаны рассуждения о «расе», «крови» и особом «еврейском духе». Ведь, по мнению антисемитов и юдофобов, человек, который рождён евреем, вместе с кровью получает «еврейский дух».
Если следовать этой теории, то получается, что Иисус Христос и его апостолы также являются носителями зловредного «еврейского духа». Смею надеяться, что ни один тупоголовый юдофоб или яйцеголовый антисемит не сомневается в том, что основатели христианской религии были чистокровными евреями, с какой стороны ни посмотреть.
Так что, господа юдофобы и антисемиты, будьте осторожны в своих умозаключениях. Так ведь недолго прослыть антихристами, врагами христианства.
Вопрос о том, кто является евреем, а кто нет, можно считать открытым, так как не существует общепризнанного приемлемого критерия определения еврейства.
Писатель Ю. Нагибин в своей книге «Тьма в конце туннеля» написал: «Есть замечательное высказывание: еврей — тот, кто на это согласен».
Поэт и писатель Н. Сагаловский как-то сказал, что, по его классификации, «еврей — это не национальность и не религиозная категория, еврей — это ощущение. Кто ощущает себя евреем — тот и еврей, всё очень просто».