Патрон 6.5 mm Grendel обр. 2003 г. Закончился ли поиск универсального армейского патрона? История создания
Этот патрон – само совершенство. Точный, дальнобойный, в самых разных вариантах исполнения. Может показаться, что у него нет недостатков. Почему же он до сих пор не стал штатным штурмовым патроном?
Поиски «оптимального армейского патрона» не прекращались никогда, с тех пор как появилось на планете Земля огнестрельное оружие. Почему всё время идёт поиск новых патронов для стрелкового оружия?
Потому что никакой робот не заменит пока рядового бойца, пехотинца или спецназовца. После бомбардировки или артподготовки всё равно в бой идёт пехота, вооружённая самым разным стрелковым оружием: пистолетами, штурмовым оружием, пулемётами и снайперскими винтовками.
Первым универсальным штурмо-пулемётным патроном был английский патрон .280 British (7×43 мм). Этот патрон был разработан для использования в штурмовых винтовках, пулеметах с ленточным питанием и даже в пистолет-пулемётах для вооружения экипажей боевых машин. Не получилось, в рамках унификации боеприпасов стран НАТО его заменил американский патрон 7,62×51 мм.
Однако этот патрон обладал избыточной отдачей и точно стрелять из автоматического оружия им как-то не получалось: слишком сильная отдача задирала ствол оружия вверх. Далее, после повсеместного принятия на вооружение штурмовой винтовки М-16, основным штурмовым патроном НАТО стал малоимпульсный боеприпас 5,56×45 мм, а для пулемётов и снайперских винтовок остался всё тот же 7,62×51 мм.
У главного противника блока НАТО, организации Варшавского договора, были те же самые проблемы. В результате в советской и союзных армиях основным штурмовым в патроном стал 5,45×39 мм (для автомата и ручного пулемёта), а пулемётным и снайперским — 7,62×54 мм, разработанный для винтовки Мосина ещё в далёком 1891 г.
Однако иметь даже два патрона в современном бою крайне неудобно. Особенно когда боезапас приходится таскать на себе или доставлять в зону боевых действий на своём горбу, причём несколько разных калибров… Плюс, возможна и такая ситуация: привезли кучу патронов, а не тех. Ну, ящики перепутали, бывает…
И ещё одна особенность современной войны. Вооруженные конфликты всё больше становятся локальными стычками, где действуют небольшие группы супербойцов. Для этих ребят единый патрон для штурмовой винтовки, пулемёта и снайперской винтовки был бы как манна небесная, ведь на чужой территории «своих» патронов не достанешь. Если, к примеру, винтовка или пулемёт расстреляли все взятые с базы мощные боеприпасы — и что? Погибать или, рискуя не выполнить задание, отобрать оружие и патроны у противника? А может, позвонить на базу, пусть подбросят…
Первыми стали переходить на единый патрон, как ни странно, китайцы. Китайский патрон 5,8×42 мм используется как в штурмовом оружии, так и в снайперских винтовках. Американцы тоже попробовали создать такой патрон 6.8×43 мм (6.8 Remington), однако в настоящее время он используется только в пулемётах. Точный и дальнобойный патрон, к сожалению, имеет высокий импульс отдачи, не позволяя точно стрелять очередью «с рук».
Патрон с блестящими баллистическими характеристиками 6×49 мм был создан и в Советском Союзе. Предназначался для точной стрельбы из автомата, пулемёта и снайперской винтовки на дистанции до 800 м. Однако экономические трудности, которые переживало в то время «трещащее по швам» государство, сделали невозможным принятие этого патрона и оружия под него на вооружение.
Основные штурмовые боеприпасы нашего времени 5,56×45 NATO и 7.62×39 мм (М43) тоже имеют свои недостатки. Их пули уже не пробивают современные бронежилеты класса 6 и 6а, а точная стрельба возможна лишь на дистанциях до 500 м для винтовки М-16 и до 350 м для автомата Калашникова калибра 7,62 мм.
Следовательно, в конце 20-го века очень остро стояла проблема изобретения некоего «оптимального патрона», 0,22 (5,56 мм) и 0,30 (7,62 мм) калибрами, объединяющего достоинства 22-го калибра (большая дистанция, высокая точность и малый импульс отдачи) и 30-го калибра (высокую энергию и малый снос пули ветром) и лишённого недостатков обоих.
И такой патрон был найден! И сделан он на основе советского патрона М43 для автомата Калашникова калибра 7,62 мм. На основе патрона М43 легендарный советский конструктор М. Н. Блюм создал спортивно-охотничий патрон 5.6×39 мм, более известный на Западе как .220 Russian. Этот патрон использовал гильзу 7.62×39 мм с обжатой до 5,6 мм шейкой.
Затем в начале 80-х годов 20-го века на базе патрона .220 Russian создаётся «идеальный патрон для дальней спортивной стрельбы» 6.5 PPC. На основе этого патрона уже в конце 90-х оружейники Луис Палмизано и Вильям Би Дэйвис начали работу над новым патроном для использования в штурмовой винтовке М-16. Ну, а окончательную доводку патрона провели на свои деньги Арне Бреннан, спортивный стрелок, и Билл Александер, основатель американской оружейной фирмы «Alexander Arms».
Вскоре после создания нового боеприпаса «Alexander Arms» подрядил компанию «Lapua» на изготовление оригинальных гильз для нового патрона. Инженеры Lapua удлинили скат и несколько укоротили дульце гильзы. В чём была проблема оригинальной гильзы патрона М-43 советского Автомата Калашникова? Почему бы не использовать именно эту гильзу и не заморачиваться? Проблема вот в чём. Пуля патрона М43 короткая, а у Grendel — длинная. Площадь соприкосновения с нарезами у Grendel примерно в три раза больше. Длинная пуля быстрее стачивает нарезы в канале ствола. Поэтому форма и объём гильзы выбраны так, чтобы во-первых, скорость пули была такая, чтобы износ ствола был не критичен, и во-вторых, при этом давление газов горящего пороха было бы равномерно по всей длине ствола. За основу выбран ствол полноразмерной снайперской винтовки длиной 71 см.
«Подрезать» гильзу патрона пришлось для того, чтобы более точные длинные пули не пришлось сажать слишком глубоко в гильзу, точность стрельбы при такой посадке падает, хотя и незначительно. Но всё же… Для снайперского патрона таких мелочей быть не должно.
В качестве критерия воздействия пули на ствол принят так называемый «коэффициент овербота»: соотношение массы быстрогорящего пороха к массе пули. Идеальный коэффициент, при котором скорость пули уже высока, но ствол ещё спокойно выдерживает трение, 0,45. Выше — это повышенный износ ствола, ниже — пуля не набирает максимально возможной энергии. У патрона 6,5 Grendel это соотношение равно 0,47, т. е. близко к идеальному. Другими словами, сжигая меньше пороха и уменьшая отдачу, энергия, передаваемая пуле, обеспечивает максимальную точность и самую высокую дальность полёта. При прочих равных условиях, конечно.
Патрон имеет гильзу несколько необычной бутылочной формы с проточкой. Снаряжается пулями массой от 5.8 г до 8,4 г. Начальная скорость от 810 до 890 м/с. Дульная энергия от 2250 до 2700 Дж.
В 2002 г. четыре варианта нового патрона были доведены «до совершенства». Именно в таком виде, сразу в четырёх вариантах исполнения (с разными пулями), он был представлен «широкой публике». В настоящее время патрон выпускается в шести основных вариантах.
Окончание следует…