Нарушения памяти. причины, подходы к лечению

Первые тревожные звоночки — когда нужно обратиться к врачу

Родители часто отмечают, что ребенок плохо запоминает материал, который предлагают преподаватели в установленные сроки, поэтому заставляют малыша буквально зазубривать его, не вникая в смысл. Естественно, что такой подход вызывает не только протест и отторжение, но и показывает малую эффективность. Механическое зазубривание абстрактных слов и предложений без мыслительной деятельности — нездоровый подход, который нисколько не решает проблему.

Мнение родителей о том, что их ребенок имеет проблемы с памятью, может быть результатом завышенных ожиданий. Понять, субъективна ли оценка, поможет специалист, он же расскажет, как укрепить и развить память у ребенка. В число признаков, указывающих на явное расстройство функции памяти, входят:

  • проблемы с ответом на прямые вопросы;
  • сложность в исполнении инструкций от родителей и преподавателя;
  • проблемы при выполнении задач, которые кажутся ребенку сложными, постоянное откладывание их на потом;
  • проблемы с упражнениями, в которых необходимо обрабатывать значительный объем информации и запоминать ее.

Многие из этих признаков наблюдаются у детей, родители которых создали для них слишком загруженный график дня. Большое количество секций и кружков после посещения школы ведут к перенапряжению, плохому сну, повышенному эмоциональному раздражению, что обязательно скажется на функции памяти. Установить точную причину и рассказать, что делать при развитии памяти ребенка, сможет лечащий врач после обследования и беседы с малышом.

Повторяйте про себя снова и снова

Медсестрам нужна отличная память

«По долгу службы мне приходится много запоминать и быстро принимать решения на основе запомненных данных», — говорит Лаура Фрейре (Laura Freire) специалист из отделения неотложной помощи медицинского центра в Левингстоне, штат Нью-Джерси, — «В скорой помощи все ситуации происходят очень быстро и жизнь пациентов висит на волоске, а значит, ничего нельзя забывать и приходится помнить все: названия и дозу лекарств, распоряжения врачей, имена и фамилии и многое другое».

Фрейре рекомендует тренировать кратковременную память при помощи частых повторений того, что нужно запомнить и сделать. Кроме того, в медицинской практике используется методика многократного напоминания о каких-либо действиях всеми сотрудниками данного отдела, поэтому весь медицинский персонал перепроверяет действиях других врачей и медсестер по несколько раз.

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

ТЕМА 2. Познавательные процессы. ОЩУЩЕНИЕ

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в практикуме предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности является практика, активность, деятельность субъекта. Для исследования адекватных соответствующим органам чувств ощущений отобраны задания определения абсолютного порога зрительных ощущений, позволяющие испытуемому сориентироваться в состоянии работы собственных глаз, и измерения абсолютного порога мышечно-суставных ощущений.

Лабораторная работа №4

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Причины потери памяти

В большинстве случаев проблемы с памятью оказываются связанными с постоянной тревогой, стрессом и депрессией. В этом случае амнезия бывает вызвана нарушением концентрации внимания, когда человек просто не замечает что-то происходящее вокруг, так как ему оно безразлично. Нарушения сна также усугубляют проблемы с памятью. Врач может прописать антидепрессанты — это может улучшать память по мере того, как депрессия будет проходить.

У пожилых людей при нарушениях памяти также высока вероятность депрессии, если у них наблюдаются изменения поведения — например, появляется патологическое накопительство или портится характер.

Прочие причины амнезии:

  • черепно-мозговая травма, например, после автомобильной аварии;
  • инсульт, при котором нарушается кровообращение в определенных участках головного мозга и происходит отмирание его тканей.

Эти факторы вызывают резкую потерю памяти, человек забывает или то, что происходило до травмы (ретроградная амнезия) или после нее (антероретроградная амнезия).

Реже потеря памяти может быть вызвана следующими причинами:

  • гипотиреоз — сниженная активность щитовидной железы, расположенной в области шеи;
  • некоторые лекарственные средства, например, успокоительные препараты и лекарства от болезни Паркинсона;
  • длительное злоупотребление алкоголем;
  • кровоизлияние в мозг (субарахноидальное кровоизлияние);
  • дефицит витамина B1 (тиамина), например, из-за расстройства пищеварительной системы;
  • нарушение кровообращения в определенном участке мозга, что вызывает эпизоды полной потери памяти, о которых человек впоследствии не помнит (транзиторная глобальная амнезия);
  • эмоционально тяжелое и травмирующее событие, которое человек блокирует в памяти и забывает (психогенная амнезия);
  • опухоль мозга.

Может ли слабоумие вызывать потерю памяти?

Если вы читаете этот текст потому, что думаете, что ваша забывчивость может быть признаком слабоумия, скорее всего это не так. Обычно при слабоумии человек не подозревает об имеющихся у него проблемах или отрицает их. Чаще всего нарушения памяти бывают вызваны каким-либо более распространенным заболеванием, хорошо поддающимся лечению — например, депрессией.

Если вы беспокоитесь, что слабоумие развивается у вашего близкого, помните, что примерно у 40% людей в возрасте старше 65 лет наблюдаются определенные проблемы с памятью, и только у 15% появляется слабоумие.

Если причиной амнезии все же является слабоумие, человека бывает сложно убедить обратиться к врачу, т. к. он ничего не знает о своих провалах в памяти или отрицает их.

Существуют основные признаки слабоумия:

Виды человеческой памяти

Память индивида можно классифицировать по нескольким основаниям. В соответствии со временем хранения материала она может быть:

  • мгновенной,
  • кратковременной,
  • оперативной,
  • долговременной.

Благодаря мгновенной (иконической) памяти в течение 0,1 – 0,5 секунд происходит удержание полной и точной картины того, что только восприняли органы чувств. В этом случае нет необходимости производить никакую обработку полученной информации.

Для кратковременной памяти характерно то, что она способна хранить информацию короткий промежуток времени. Это происходит в ограниченном объеме. Как правило, у большей части людей объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единицам. В кратковременной памяти происходит фиксация только наиболее значимую информацию или обобщенный образ.

Оперативная память работает на протяжении заранее определенного времени (как правило, от нескольких секунд до нескольких дней) в соответствии с той задачей, которую нужно решить. После этого информация может быть стерта из памяти.

Для долговременной памяти характерно то, что сведения сохраняются на неопределенно долгое время. В этой памяти содержится материал, который каждый здоровый человек может вспомнить в любе время (например, собственное имя, страну, где он живет и др.).

Долговременная и кратковременная память человека связана между собой. До того, как сведения поступят на хранение в долговременную память, ему необходима их обработка в кратковременной памяти

Это дает возможность защитить мозг от перегрузки, длительно сохраняя только ту информацию, которая представляет важность для жизни

Есть еще один вид памяти — генетическая память. Ее исследователи стали рассматривать отдельно относительно недавно. Она представляет собой сведения, сохраняющиеся в генотипе и передающиеся по наследству. Такая память не поддается влиянию обучения и воспитания.

Что такое память?

Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.

Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

  • Сенсорная память – подразумевает под собой совокупность некоторых отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и сенсоров, которые принимают, обрабатывают и передают полученный сигнал в кратковременную память. Согласно мнению ученных, весь процесс на этом этапе длится в течение нескольких секунд.
  • Кратковременная память – это как буфер обмена, если вы компьютерщик, то можно выразится что это «оперативная память», которая хранит в себе только насущную, полезную на ближайшее будущее информацию, которую она передает в долговременную память. Весь «мусор» хранится недолго, после чего выбрасывается.
  • Долговременная память – выполняет функции получения, обработки и хранения информации.

Как происходит процесс запоминания

В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове

Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей

Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.

Признаки развития нарушений памяти

Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно

То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

  • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
  • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
  • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

  • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
  • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

  • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
  • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

  • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
  • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
  • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом.
Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза

Причины

Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.

У детей

Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии — когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.

Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.

У взрослых

Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.

У пожилых людей

С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.

Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.

Нарушение памяти в пожилом возрасте

У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.

Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.

По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.

В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.

Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.

Наши врачи

Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 40 лет
Записаться на прием

Блохина Вера Николаевна
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Стаж 20 лет
Записаться на прием

Беликов Александр Валерьевич
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Стаж 22 года
Записаться на прием

Ким Лариса Романовна
Врач-невролог, врач-терапевт, врач мануальный терапевт, врач высшей категории
Стаж 12 лет
Записаться на прием

Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 41 год
Записаться на прием

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Лечение

Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.

Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития

Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.

  • Онемение ног
  • Слабость в ногах

Что такое потеря памяти

Потеря памяти – явление достаточно загадочное. Оно характеризуется полной или частичной утратой воспоминаний.

Частичная потеря памяти подразумевает утрату не всех воспоминаний. События сохраняются в виде обрывков, со смутными образами, нарушением временного и пространственного восприятия.

Полная амнезия – утрата абсолютно всех воспоминаний за определённый промежуток времени. Постепенно развивающийся недуг чаще всего носит временный характер. При возникновении такого заболевания не стоит отчаиваться, так как это своеобразное расстройство памяти поддаётся лечению.

Прибегай к мнемоническим техникам

Это тренировка памяти с использованием осознанных ассоциаций. Суть её в том, что нужно записать на листке набор не связанных между собой слов. Затем постараться провести между ними параллели и всё-таки запомнить. Так можно освоить практически любую текстовую информацию.

С 1991 года проводится международный чемпионат по запоминанию. Чтобы попасть туда, нужно иметь гениальные способности. Например, легко запоминать не связанные между собой слова. В 2006 году на этом чемпионате победил американский журналист Джошуа Фоер. После выигрыша он написал книгу «Эйнштейн гуляет по Луне», в которой рассказал об интересных методиках запоминания и развития памяти

Процессы памяти

Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: Запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание подразумевает избирательную фиксацию (запоминание) образа в памяти. Лучше всего запоминать то, что связано со значимыми целями, мотивами и действиями человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть волевым и невольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели в памяти), краткосрочным, оперативным и долгосрочным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память). Существует также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связан с каким-то другим образом (вспомним знаменитые бытовые «узлы памяти»); осмысленное запоминание, при котором процессы мышления и понимания вытекают из логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, осуществляемое в результате простых многократных и однообразных повторений при восприятии образов. Запоминание является неотъемлемой частью особого вида деятельности — мнемоники.

Удержание. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека в течение некоторого времени, потому что она обычно значима для него. Хранение информации — это сложный процесс, в ходе которого информация должна быть обработана, упорядочена и классифицирована. Мозг проводит статистический анализ поступающей информации, что позволяет оценить вероятность соответствующих событий и таким образом спланировать свое поведение.

Репродукция — воссоздание образа объекта, ранее отраженного в сознании человека, без повторного восприятия. Размножение может принимать добровольные и недобровольные формы. Добровольная форма подразумевает, что человек ставит перед собой репродуктивную задачу в соответствии с конкретной целью. В непроизвольной форме задача решается без заранее определенной цели под влиянием мыслей, идей и чувств, возникающих в настоящий момент. Воспроизведение происходит, когда изображение извлекается из долговременной памяти и переносится в оперативную память. Существует несколько видов воспроизведения: узнавание — воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по воображению); припоминание — малоизученный феномен улучшения: Воспроизведение достаточно обширной информации через некоторое (иногда довольно большое) время после ее получения; Recall — сознательное постепенное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту костра, вспоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); Recollection — это воспроизведение информации из прошлого из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана с тенденцией человека добавлять к воспроизводимой информации элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и т.д. Конфабуляция включает в себя добавление деталей или заполнение пробелов в памяти домыслами. Оно может быть намеренным, манипулятивным или бессознательным.

Как запоминать список покупок

Упражнение “Цепочки” помогает запоминать последовательность слов. УВ быту с его помощью удобно запоминать список покупок (банан, какао, яйца, салфетки, зефир, курица). Теперь запоминаем список: представьте, что вошли в магазин, взяли банан, почистили его, но внутри оказалось какао и просыпалось на пол. Вдруг сверху прямо в гору какао падают яйца, и порошок разлетается в стороны. Вы берете салфетки и пытаетесь протереть пол, но не выходит. Приходится открыть пачку зефира, отделить 2 половинки и вставить грязную салфетку между ними. Чтобы спрятать зефир, находите курицу на витрине и кладете его внутрь. Теперь повторите список. Удерживайте в памяти много покупок без составления бумажных списков и с пользой для памяти.

Причины нарушения памяти

Чаще всего снижение, расстройство или потеря памяти происходит, когда мозг по какой-то причине перестает правильно утилизировать информацию: либо не записывает информацию туда, где она должна храниться, либо записывает, но не может воспроизвести.

Четыре самые распространенные в нашей практике группы причин, по которой возможно ухудшение и снижение памяти (или другие расстройства памяти)и концентрации внимания:

  • Дезорганизация или истощение нервной системы на фоне недосыпания или длительного стресса. В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, т.е. в стрессе. А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную – память может пострадать довольно сильно. Если еще и нарушен сон – память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно.
  • Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП), болезнь Альцгеймера,токсическая энцефалопатия, посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения. Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти.
  • Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов (синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит). В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа (хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище). Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа (лечение нужно начинать как можно раньше).
  • Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность.

Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения.

n1.docx

Министерство образования и науки рфТюменский ГосударственныйАрхитектурно-строительный университетКонтрольная работапо психологии и педагогике: «Память и ее значение для процесса формирования знаний»

  1. Общее представление о памяти
  2. Виды памяти
  3. Процессы, связанные с памятью
  4. Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками

ВведениеОбщее представление о памятипредставлениямиединичныеобщиеПредставления памятиПредставление воображенияПамятьВиды памяти

  • двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
  • словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром

Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы

  • непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  • оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.
  • долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую — это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную — память ближайших родственников.

Основные процессы и механизмы памяти06ъем памятиБыстрота воспроизведенияТочность воспроизведенияДлительность сохраненияЗапоминаниенепреднамеренное преднамеренноеНепреднамеренное запоминаниеПроизвольное запоминаниемеханическоеосмысленное.МеханическоеОсмысленноеСохранениеВоспроизведение и узнаваниенепроизвольнымпроизвольнымНепроизвольноеПроизвольноеФормы воспроизведения:

  • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Забываниеполным частичнымдлительнымвременнымполномЧастичноеДлительноевременнымОсновные этапы овладения знаниями, умениями и навыкамиЗнаниеУмениенавыкВосприятие учащимися изучаемого материала.Осмысление изучаемого материала.Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала.концентрированнымрассредоточенным,Общие условия успешного запоминания.ЗаключениеСписок литературы

  1. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.
  2. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.
  3. Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.
  4. Вартанян Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.
  5. Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.
  6. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект. Условия развития идеальной памяти следующие:

Условия развития идеальной памяти следующие:

Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
Полноценный сон.
Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий

При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

Как работает память

Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова Александра Александровича:

«Память – сложный физиологический процесс, в основе которого лежат биохимические реакции, постоянные и временные нервные связи, которые возникают между нейронами под влиянием внешних раздражителей. При этом надежность запоминания зависит от способности к концентрации внимания, частоты повторений, а также от индивидуальных особенностей человека».

Виды памяти

Классификация

Вид

Механизм

Примеры

По продолжительности

Кратковременная

Немедленное воспроизведение после восприятия

Понимание смысла фразы при чтении, списывании.

Долговременная

Длительное сохранение после многократного повторения.

Выполнение бытовых и профессиональных дел.

По характеру запоминания

Произвольная

Целенаправленное запоминание.

Учёба.

Непроизвольная

Человек не прикладывает усилий к запоминанию.

Жизненный опыт.

По характеру активности

Образная

Запоминание образов музыки, ароматов, видов.

Картины природы, музыка, лица людей. Развита у художников, музыкантов.

Смысловая

Запоминание слов: прочитанных или услышанных.

Заучивание стихов, рассказов. Развита у актёров, поэтов, писателей.

Двигательная

Запоминание движений.

Навыки самообслуживания, повседневные движения. Развита у танцоров, спортсменов.

Эмоциональная

Запоминание пережитых чувств.

Любовь, эмпатия, сочувствие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: