Тест роршаха

Основные методы психоанализа

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии.

Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые управляют им помимо его воли. Будучи неосознаваемыми, эти мотивы и желания «мешают человеку свободно любить и работать» (З.Фрейд). Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению. Или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить. Или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Цели психоанализа:

  • устранение или облегчение психологических и телесных страданий
  • повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни
  • помощь в саморазвитии и самопознании

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным. На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя. Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами. Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика. Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд. Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше. Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Метод анализа переноса и контрпереноса

Наиболее традиционное психоаналитическое понимание переноса заключается в том, что данное явление или процесс включает в себя:

  • перемещение пациентом на аналитика чувств, представлений, фантазий, желаний и пр., связанных со значимыми лицами из прошлого опыта пациента;
  • отношение к аналитику как к объекту из собственного прошлого;
  • в более широком значении перенос понимается как эмоциональное отношение субъекта к другому субъекту, детерминированное его личностным опытом.

Развитие переноса в психоаналитической терапии не является помехой. Наоборот это обязательный этап, а интерпретации переноса являются эффективным средством в аналитическом лечении.

Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление «встречного перенесения» — контрпереноса, которое необходимо распознать. Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление — это все, что препятствует анализу, а также разумному Эго пациента. Сопротивление защищает страдание человека как старый адаптивный механизм.

  • Сопротивление относится к изменению, которое сознательно желаемо, но бессознательно страшит.
  • Сопротивление является частью терапевтического процесса.
  • Не существует форм поведения, которые не могли бы быть использованы в качестве сопротивления,  если они достигают определенной силы (безрассудная страсть может точно также стать сопротивлением, как и излишнее количество сообщаемых сновидений или слишком рациональные размышления над ними).

Техника анализа сопротивления складывается из процесса осознавания сопротивления, его выявления, прояснения мотивов и интерпретации. Преодоление сопротивления открывает путь к проработке аффектов и желаний, стоящих за сопротивлением.

Как проводится тест Роршаха

Для теста понадобится десять карточек или картинок с изображением чернильных пятен. Пять из них – черные, две – красные и чёрные, три – разноцветные. Тот, кто проводит тест, показывает карточки с пятнами в строго определённом порядке, спрашивая тестируемого, что это может быть. Когда тот, кого тестируют, ответит на все вопросы и просмотрит все карточки, исследователь начинает показ заново.

Тест Роршаха

 Участник эксперимента снова смотрит все карточки и описывает всё, что он видит. Карточки разрешается отдалять, приближать, переворачивать. За тестируемым записываются все слова и действия, а также фиксируется продолжительность ответов.

Если испытуемый не показывает никакую реакцию, не может описать картинку, или изображение ни с чем не ассоциируется, то это значит, что изображаемый объект заблокирован в подсознании. Либо же то, что изображено, связано именно с той темой, которую пациенту сейчас не хотелось бы обсуждать.

После, результаты подсчитываются, и на основе определённой математической схемы интерпретируется конечный результат.

Какое направление психотерапии выбрать?

Принимая решение о начале групповой психотерапии, пациенты очень часто сталкиваются с другой дилеммой, которая часто задерживает психотерапевтический процесс, а именно: какой вид психотерапии будет эффективен при лечении их расстройств? 

В случае невротических расстройств пациента поддерживают два направления – психодинамическая психотерапия и когнитивно-поведенческая психотерапия.

  • Психодинамическая психотерапия направлена на проработку бессознательного содержания, которое не только способствует появлению симптомов, но также может нарушить функционирование пациента. Основная задача психотерапевта – помочь пациенту разрешить интрапсихические бессознательные конфликты и дать пациенту осознать защитные механизмы. Психодинамическая психотерапия обычно длительная, она может длиться от года до 5 лет или дольше. Встречи обычно проходят два раза в неделю и длятся около 50 минут.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия проходит в ином русле. Влияние психотерапевта сосредоточено на «здесь и сейчас», поэтому возвращаться в прошлое нет необходимости. Кроме того, изменение нежелательного поведения происходит без анализа его бессознательных причин. В этой тенденции терапевт выполняет активную и направляющую функцию, а поведение пациента напоминает ученика, который должен быть готов к изменениям. Основой терапии в этом направлении чаще всего является смена автоматических мыслей, подразумевающих страх, что происходит путем исправления логических ошибок. Терапия разрывает порочный круг изменяя поведение и интерпретируя симптомы.

Организация психотерапевтической помощи

В 60—80-е гг. в СССР заметно возросла роль П. Она влилась в общемедицинскую помощь и стала активным участником леч. процесса при самых различных болезненных состояниях. Психотерапевтическая помощь организована по принципу ступенчатости. Первая ступень представлена кабинетами П., созданными при поликлиниках. Следующая ступень — кабинеты П. при психоневрол. диспансерах (см.) и психотерапевтические клиники и отделения в психиатрических б-цах, в задачу которых входит помощь больным с тяжелыми формами неврозов, психопатий. Кабинеты П. в психоневрол. диспансерах являются организационно-методическими центрами психотерапевтической службы. Третью ступень составляют дневные стационары при психоневрол. диспансерах, где проводят психотерапевтическое воздействие в комплексе с другими лечебно-восстановительными мероприятиями. В наркологических диспансерах, наркологических кабинетах и промышленных профилакториях П. играет ведущую роль в комплексе леч. мероприятий при терапии и профилактике алкоголизма.

При санаториях и домах отдыха Центрального управления курортами профсоюзов организована широкая сеть кабинетов П.

В целях координации всей психотерапевтической работы в стране в 1979 г. создан Всесоюзный центр по психотерапии М3 СССР, задачами к-рого являются разработка организационных и методических рекомендаций по развитию психотерапевтической помощи, подготовка кадров врачей-психотерапевтов; разработка новых методов П. и координация научных исследований по П.

Преподавание психотерапии осуществляется по унифицированной программе специализации и усовершенствования в системе постдипломного образования на кафедре психотерапии ЦПУ, на кафедрах психотерапии ГИДУВ в Харькове и Ленинграде. Продолжительность учебных циклов 1—4 мес. Обучение включает лекционный курс, практические и семинарские занятия. Профильную специализацию по П. получают психиатры и невропатологи.

Библиография: Бехтерев В. М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение, Спб., 1911; БурноМ. Е. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов, М., 1981; Вольперт И. Е. Психотерапия, JI., 1972; Ганнушкин П. Б. Избранные труды, с. 283, М., 1964; Гиляровский В. А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в Донской невропсихиатри-ческой лечебнице, Моск. мед. шурн., № 7, с. 55, 1926; Дюбуа П. О психотерапии, пер. с франц., М., 1911; Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств, М., 1966; Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980; Картамышев А. И. Гипноз и внушение в терапии кожных болезней, М., 1953; Кассирский И. А. О врачевании, М., 1970; Клеман К. Б., Брюно П. и Сэв Л. Марксистская критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; Консторум С. И. Опыт практической психотерапии, М., 1962; Лебединский М. С. Очерки психотерапии, М., 1971; Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов, Л., 1974; Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания, М., 1977; Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор, М., 1962; Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии, М., 1971; Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, Ташкент, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса, пер. с англ., М., 1979; Скворцов К. А. Очерки по психотерапии соматического больного, М., 1958; Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз, Киев, 1966; Токарский А. А. Терапевтическое применение гипнотизма, М., 1890; Autogenic therapy, ed. by W. Luthe, v. 1—6, N. Y.— L., 1969—1973; Bernheim H. De la suggestion et de ses application? a la th?rapeutique, P., 1891; Dejerine J. et Gauckler E. Les manifestations fonctionnelles des psychonevroses leur traitement par la psychoth?rapie, P., 1911; Handbuch der Neurosenlehre und Psychoth?rapie, hrsg. v. V. E. Frankel u. a., Bd 1—5, M?nchen u. a., 1957—1961; H?ck K. u. K?nigW. Neurosenlehre und Psychotherapie, Jena, 1979; Katzenstein A. Psychotherapie, B., 1980; Klumbies G. Psychotherapie in der Inneren und Allgemeinenmedizin, Lpz., 1977; K?hler Ch. Kommunikative Psychotherapie, Jena, 1968; Kratochvil S. Psychotherapia, Praha, 1976; Kretschmer E. Psychotherapeutische Studien, Stuttgart, 1949; Langen D. Psychotherapie, M?nchen, 1971; Moreno J. L. Psychodrama, N. Y., 1972; Psychotherapie in sozialistischen L?ndern, hrsg. v. M. Hausner u. a., Lpz., 1975; Psychotherapy pro-cess, ed. by M. J. Mahoney, N. Y., 1980; Schwabe Ch. Methodik der Musiktherapie und deren teoretische Grundlagen, Lpz., 1978.

B. E. Рожнов.

Тест по методу Роршаха

Исследование в описанном виде проводится исключительно специалистом, но также включается в разные пособия по самопознанию. Он может проводиться самостоятельно. Цель — выяснить свои настоящие мотивы, понять черты характера и себя как личность. Чтобы пройти тест, посмотрите на карточки ниже и запишите свои ответы.

«Клякса» № 1

Ассоциация раскрывает тип личности:

  • летучая мышь — внутренние проблемы личности и страх перед внешним миром;
  • моль — опустошенность и уязвимость, низкую стрессоустойчивость;
  • мотылек — одиночество и опустошенность;
  • голова кошки или другого животного — боязнь внешнего мира, неопределенность.

«Клякса» № 2

Определяет способность справляться с физической болью, гневом, а также текущее эмоциональное состояние:

  • двигающиеся люди — тесная взаимосвязь с окружением;
  • человек, смотрящий на свое отражение — нарциссизм, эгоцентризм, невосприимчивость к критике;
  • животное — хороший и верный друг;
  • слон — склонность к раздумьям;
  • медведь — скрытая агрессия и нежелание повиноваться;
  • неприятные чувства — борьба с внутренними страхами;
  • молящиеся люди и кровь — двойственное отношение к интимной близости;
  • молящиеся и смешанные ощущения — религия вызывает болезненные чувства;
  • люди и кровь — повышенное либидо.

«Клякса» № 3

Демонстрирует вовлеченность человека в социум:

  • обедающие люди — активность и легкость адаптации в обществе;
  • куклы — малая эмоциональность, удаленность от социума;
  • люди моют руки — фобии и параноидальные страхи;
  • зеркальное отражение — эгоцентризм, невнимательность к окружающим;
  • играющие люди — тесные социальные связи и непостоянство в принятых решениях.

Сложность в интерпретации картинки, когда она воспринимается только по частям, означает, узкое мышление или есть фобии.

«Клякса» № 4

Позволяет понять отношение к ценностям и авторитетам, нередко называется «отцовской»:

  • гигантский монстр и негативные эмоции — преклонении перед авторитетами;
  • шкура животного — внутренние конфликты;
  • ковер из шкуры — страх перед отцом либо людьми, стоящими выше по социальной либо карьерной лестнице.

«Клякса» № 5

Определяет черты личного характера и интерпретируется на основе результатов первой карточке:

  • ответ аналогичен «кляксе» один — отсутствие скрытых проблем;
  • ответ отличается — внутренний сильный дискомфорт.

«Клякса» № 6

Выявляет то, насколько быстро человек способен налаживать близкие отношения с окружающими:

  • шкура животного — нежелание вступать в тесные взаимоотношения;
  • нора — изолированность и душевная пустота;
  • страх — депрессия.

В психиатрии, если данное изображение ассоциируется с интимной близостью и внушает шок, значит, имеют место быть проблемы в данной сфере жизни.

«Клякса» № 7

Карточка показывает отношение к женскому полу:

  • сложность в интерпретации — проблемы в общении со слабым полом и конфликт с мамой;
  • дети или голова женщины/девушки — потребность в ласке и заботе, чрезмерная опека над собственными детьми;
  • готовящиеся к поцелую головы — стремление построить отношения и быть любимой .

Ассоциация с женскими половыми органами свидетельствует о наличии проблем в интимной сфере.

«Клякса» № 8

Первая из сложных цветных карточек теста Роршаха на ассоциации:

  • трудности в описании увиденного — сложная жизненная ситуация;
  • четвероногое животное, не вызывающее дискомфорта — спокойствие и расслабленность;
  • несколько разных образов — фрагментарное мышление или мелочность по жизни.

«Клякса» № 9

Реакция на эту сложную многоцветную картинку определяет то, как человек справляется с неопределенностью в различных жизненных ситуациях:

  • отсутствие человеческих образов и ассоциация с чем-то нехорошим — сложности в принятии решений, если присутствует неоднозначность;
  • человеческое обличие — умение хорошо распоряжаться временем и отличная самоорганизованность.

Абстрактное восприятие картинки означает, что душевное спокойствие и равновесие человека полностью зависят от наличия четкого графика и системы.

«Клякса» № 10

Последняя и самая сложная по интерпретации картинка:

  • неопределенность или негативные чувства — большие трудности в текущий момент жизни;
  • несколько позитивно воспринимаемых образов — целостность личности, хорошее абстрактное мышление;
  • крабы или лобстеры — сильная привязанность к определенным вещам и терпеливость;
  • пауки — страхи и сложности в жизни;
  • пауки и чувство внутреннего напряжения — наличие властной женщины, ограничивающей свободу;
  • змея — чувство опасности;
  • гусенница — постоянный рост и развитие;
  • кролик — позитивное отношение к жизни.

Метод свободных ассоциаций

Суть метода заключается в том, что пациент сообщает психотерапевту все, что на данный момент ему приходит на ум, нисколько не заботясь о содержании своего словесного потока, даже если оно совершенно неприемлемо для самого пациента.Исходным понятием (темой) может быть что угодно — предмет, цифры, образ, слово и т.п., или же вовсе отсутствие какой-либо темы.

Как получается, что подавленный материал, тем не менее, может выйти в сознание? При использовании метода свободных ассоциаций (когда элементы выдаваемого материала не связаны рационально), частично блокируется контролирующая функция сознания, а значит, психологические защиты работают не столь эффективно, что позволяет вытесненному материалу вырваться наружу, в явном, а чаще, зашифрованном виде.

При проведении такого сеанса, длительность которого, как правило, около часа, пациент расслабленно лежит на кушетке и не видит психоаналитика, это важно потому, что чем более расслаблен пациент, тем меньше с его стороны сопротивление терапии. Бессвязный монолог клиента, в компании наблюдающего его аналитика, дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов, все равно, наше мышление изначально движется в направлении значимых для нас понятий, которые, рано или поздно, дают о себе знать.При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность

Особенное значение имеет тот материал, что вызывает трудности или внутреннее сопротивление

Бессвязный монолог клиента, в компании наблюдающего его аналитика, дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов, все равно, наше мышление изначально движется в направлении значимых для нас понятий, которые, рано или поздно, дают о себе знать.При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность. Особенное значение имеет тот материал, что вызывает трудности или внутреннее сопротивление.

Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации, определяет успех всей терапии в целом.

Групповая и коллективная психотерапия

Групповая и коллективная психотерапия является самостоятельной методикой. Она опирается, с одной стороны, на то, что в группе больных повышается внушаемость и возникают особые условия интерперсонального общения; с другой стороны, групповая и коллективная П. позволяет открыть новые возможности для тех психотерапевтических методик, которые применяются индивидуально. Врач, руководящий сеансами коллективной П., строит свою работу с группой больных (так наз. терапевтической средой, или терапевтическим сообществом) таким образом, чтобы достичь максимального леч. влияния больных друг на друга и коллектива в целом на каждого больного. Это так наз. принцип интеракции, или групповая психотерапия по Кратохвилу, или методика коллективной интендироваиной психотерапии по Хеку.

Зарубежные исследователи употребляют только понятие «групповая психотерапия». Теоретической основой большинства разработанных ими методик, напр, дидактической групповой П., воодушевляющей П., группового анализа, семейной П., психодрамы, служит психоанализ и его модификации. Советские исследователи называют коллективной такую форму П., при к-рой главный леч. эффект зависит от воздействия больных друг на друга, а групповой — такую П., при к-рой преобладает леч. влияние врача на группу больных. Исходя из принципиального положения о том, что формирующая человека социальная среда обладает большими потенциальными возможностями, отечественные психотерапевты для коррекции невротических состояний и для увеличения творческой активности личности широко применяют разнообразные варианты коллективной и групповой П. В коллективной П. групповая методика используется для леч. перевоспитания, для леч. тренировки и реабилитации, для изучения психогенеза (с помощью приемов «психотерапевтического зеркала» по Либиху, «библиотерапии» по Кутанину и др.), для проведения мотивированных внушений (в форме суггестии или рациональной психотерапевтической беседы с больными, находящимися в состоянии бодрствования). Среди более узконаправленных вариантов коллективной П. выделяют активирующую, отвлекающую, разъясняющую и седативную.

Особый вариант коллективной П.— семейная Психотерапия, к-рая направлена на коррекцию межличностных отношений для устранения эмоциональных расстройств в семье. Показанием к ее применению являются все виды нарушения поведения, связанные с эмоциональными факторами, аномалии характера и другие нервно-психические расстройства, вызванные различными формами семейной дезорганизации и неправильным воспитанием. Цель семейной П. достигается перестройкой характера взаимоотношений в семье больного. Семейная П. производит перестройку нарушенных семейных отношений по стадиям. В первой стадии (диагностической) осуществляется постановка так наз. семейного диагноза, во второй — ликвидация семейного конфликта. Третья стадия является реконструктивной, а четвертая — поддерживающей. Существуют модификации стадий. К видам коллективной П. относятся различные леч. клубы, которые ставят перед собой коррекционно-реабилитационные цели. Руководители этих клубов с помощью прямых и косвенных суггестивных, рациональных и других приемов (напр., «библиотерапия», музыкотерапия) достигают хорошего эффекта в работе с больными неврозами и алкоголизмом.

К групповой П. относится методика психопрофилактического обезболивания родов, предложенная К. И. Платоновым и И. 3. Вельвовским. Практика показала, что групповая и коллективная П. особенно эффективны при максимальном (подчеркнуто экспрессивном) эмоциональном воздействии на больных. На этом принципе построена методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии, к-рая применяется в комплексном лечении больных алкоголизмом и неврозами, в первую очередь для устранения истеро-невротических реакций и истерических моносимптомов.

Особенности проведения тестирования

Сегодня основной материал для тестирования по Роршаху – это десять карточек с чернильными пятнами (симметрично расположенными кляксами) на первый взгляд – достаточно бесформенными. Часть таких карточек чёрно-белые, часть – содержат цветные пятна. Главная задача человека, который проходит тест – описать в деталях увиденное в кляксе. При этом его не ограничивают во времени – рассматривать пятно можно хоть десять секунд, хоть несколько часов.

Если вы не очень знакомы с особенностями современной психодиагностики, то вам может показаться, что в деле описания увиденного при тестировании в ход идут какие-то творческие дарования. И это популярная ошибка. В действительности воображение человека только приукрашивает ответ, поиск которого диктуется совсем другими процессами головного мозга, не имеющими ничего общества с творческими способностями. Сам Герман Роршах считал, что образы из чернильных клякс диктуются конкретным испытуемым их личными особенностями психики.Чтобы усмотреть в кляксе конкретный образ – мозг проделывает сложную работу, результаты которой и анализируют специалисты. Суть метода – в изначальном полном отсутствии даже мельчайшего понимания того, что нарисовано на листе бумаги. Неопределённость образа стимулирует мышление-асоциацию, так что образы, которые возникают в воображении реципиента, к области осознанного имеют отношение только частичное. Серия подобных ассоциаций складывается в сложные образы, на основании которых человеческое воображение заканчивает создание сложного представления об изображенном. Финальный образ обладает определенной логикой построения, которая может многое рассказать о прошедшем тест человеке.

Цепь психических реакций дает шанс отыскать психологические особенности любой личности с её индивидуальными особенностями. Именно это по большей части и отличает методику чернильных пятен Роршаха от прочих аналогичных вариантов тестирования. Дело в том, что соответствующие карточки – это чистый от всевозможных наслоений стимулирующий материал, так как все предложенные пациенту картинки совершенно неконкретны и бесформенны. Последнее исключает любую направленную во внешний мир сеть ассоциаций.

После окончания тестирования, ответы испытуемого проходят оценку исходя из 2-х позиций: по содержанию увиденного и форме. Последняя оценка делается с учетом особенностей восприятия человека. А раз так, анализировать результаты приходится исходя из:

  • Полной интерпретации картинки или её части;
  • Первостепенной значимости для испытуемого – цвета или формы;
  • Статичности образов или их динамики;
  • Очерёдности возникающих реакций.

Интерпретация результатов тестирования по содержанию дает возможность судить о свойствах личности при построении ассоциаций. Все зависит от того, что привиделось при прохождении теста: домашние или дикие звери, неодушевленные предметы, люди (знакомые или нет), различные фантастические силуэты.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: