Мотив поведения
О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.
Смотреть галерею
Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.
Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.
Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.
Смотреть галерею
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим
Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
(Источник)
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Суть и сущность человеческих потребностей
Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:
- Рубинштейн. Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование.
- Леонтьев. Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания.
- Мак-Клелланд. Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью.
- Левин. Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий.
- Додонов. Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции.
- Монастырский. Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.
Классификация
Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.
Основные виды потребностей:
-
Выживание , самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
- Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая , люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода, физическая , все люди нуждаются в жилье, одежде и пище, эмоциональная , при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.
По Симонову
В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:
- Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде, пище, ночном сне, защите от угроз, стремлении завести потомство.
Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.
В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.
В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.
В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.
Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.
Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:
- для других,
- для себя.
Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.
Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.
При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.
Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:
- профилактика и лечение психических расстройств,
- предотвращение асоциального и неадекватного поведения,
- правильное воспитание.
Примеры удовлетворения
Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:
- В развитии. Группа — «для себя». Ребенок с ранних лет стремится познать окружающий его мир. Как только малыш приобретает первые навыки общения, он начинает интересоваться всем происходящим вокруг, задавая многочисленные вопросы окружающим его близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно черпать информацию из книг. Получение знаний происходит постоянно: в процессе общения с родителями, прогулок на улице, занятий в детском саду, просмотра мультиков и т.д. Позднее ребенок получает знания в школе, институте и т.д. Впервые устроившись на работу, уже взрослый человек начинает постигать свою профессию, приобретать практические навыки в ней. В повседневной жизни, столкнувшись с интересующим вопросом, люди предпринимают усилия для получения необходимой информации. В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.
- В общественном порядке. Группа — «вместе с другими». Человек испытывает желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины, правопорядка. Его стремление к подобному укладу жизни выражается в соблюдении существующих норм закона, построении общения с людьми на принципах равенства и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют нужду человека убирать за собой мусор, выгуливать собак в установленных местах, приходить на работу без опозданий, голосовать на выборах и т.д.).
- В альтруизме. В современном обществе данный вид потребностей развит мало. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений в угоду интересов других людей. Далеко не все представители общества способны пожертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты — это мягкие, спокойные люди, искренне заинтересованные в оказании помощи окружающим. Они могут удовлетворять свою потребность различными способами: организация приюта для бездомных животных, помощь престарелым людям, помощь умирающим пациентам в хосписах. Все их действия осуществляются на безвозмездной основе.
Материальные потребности человека — примеры, специфические особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
- Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
- Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
- Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.
Смотреть галерею
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
- Дыхание.
- Еда.
- Вода.
- Кров.
- Творческие увлечения.
- Религиозные убеждения.
- Сон, отдых тела и мозга.
- Интимные потребности.
Смотреть галерею
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
- навязанные увлечения;
- мнимые вероубеждения;
- склонности и вымышленные способности.
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Смотреть галерею
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
- Удобное жилище.
- Питательная разнообразная пища.
- Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
- Средства передвижения.
Материальные потребности человека — примеры негативные
- Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
- Зависимость от лекарственных препаратов.
- Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Первичные:
- потребности, без которых жизнь обрывается;
- потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.
Вторичные:
- социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
- престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
- духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
Основные теории и классификации потребностей
Авторами
потребностно-информационной теории,
которая объясняет причины и движущие
силы поведения
человека, являются отечественные ученые
Симонов и Ершов. Сущность теории состоит
в том,
что потребности побуждаются условиями
существования организма в постоянно
меняющейся окружающей
среде.
Переход потребности
в поступки и действия сопровождается
эмоциями.
Эмоция — это
индикаторы потребностей. Они могут быть
положительными и отрицательными на
удовлетворение потребностей. Симонов
и Ершов все потребности разделили на
три группы:
Группа
– витальные (Потребность жить и
обеспечивать свою жизнь).
группа
–
социальные (потребность занять
определенное место в обществе)
группа
–
познавательные (потребность познавать
внешний и внутренний мир).
Американский
психофизиолог А. Маслоу, русского
происхождения в 1943 году выделил 14
основных
потребностей человека и расположил их
согласно пяти ступеням (см. схему)
Физиологические
потребности — это низшие, управляемые
органами тела потребности, такие как
дыхание, пищевая, сексуальная, потребность
в самозащите.
Потребности в
надёжности – стремление к материальной
надёжности, здоровью, обеспечению
старости и т.д.
Социальные
потребности – удовлетворение этой
потребности необъективно и трудноописуемо.
Одного человека удовлетворяют очень
немногие контакты с другими людьми, в
другом человеке эта потребность в
общении выражается очень сильно.
Потребность в
уважении, осознании собственного
достоинства, – здесь идет речь об
уважении, престиже, социальном успехе.
Вряд ли эти потребности удовлетворяются
отдельным лицом, для этого требуются
группы.
V. Потребность
в развитии личности, в осуществлении
самого себя, самореализации,
самоактуализации, в осмыслении своего
назначения в мире.
Понятие потребности человека
В обществе принято делить все нужды и потребности человека на три группы: физиологические, духовные и социальные. Люди относятся к нужде в одной из областей по-разному, в зависимости от воспитания и образования, личностных особенностей характера и уровня культуры. Когда человек ощущает явный пробел в одной из сфер жизни, у него есть два пути: сделать все, что в его силах, чтобы удовлетворить потребность, или отказаться от нее.
Человек ощущает нужду в одной из жизненных сфер через потребность.
Что такое потребность? Это острая необходимость в обладании какими-то благами, товарами или услугами, которые доставляют личности удовольствие или удовлетворение. Можно дать и другие определения понятию, например, экономическое, когда потребность — это осознанная нужда в чем-то конкретном; личное отношение индивидуума к вещам и предметам; ощущение неудовлетворенности в чем-либо и стремление улучшить свое состояние; стремление обеспечить лучшие условия жизни и т. д.
Суть понятия
Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.
Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.
Отличия потребностей от желаний
Потребности и желания — не одно и то же. Есть отличия.
Потребности
Желания
1. Потребности всегда конструктивны
Потребности человека указывают на важность, первостепенность их удовлетворения, для возможности дальнейшего функционирования и жизни.2. В основе потребности всегда лежит нечто важное и глубинное.3
Благодаря удовлетворению потребностей человек обретает гармонию с самим собой.
1. Носят деструктивный характер. Могут нанести вред развитию личности и жизни. Так, наркомания – это «хотелка», а не потребность.2. Другие люди могут навязать «желания».3. Желания могут быть поверхностными и не удовлетворять истинных потребностей человека.
Попробуем разобраться на примере. Представьте, что вы живете в собственной квартире и мечтаете о даче. У вас нет достаточно денег на покупку дачи, поэтому вы злитесь. В этом случае дача — это желание. А вот если вам негде жить, то покупка любого жилья — это удовлетворение потребности.
Зачем нужно различать потребности и желания? Это необходимо для грамотного распределения энергии и ресурсов. Также это дает возможность лучше понимать себя и других. Ну и, кроме того, видя различия, человек сможет правильно расставлять приоритеты.
Чтобы облегчить задачу, достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:
-
Можно ли обойтись без этого? Модное платье — желание, но не потребность. Его можно отложить и купить тогда, когда возможностей для этого будет достаточно.
-
Что я получу? Ответ на это вопрос поможет понять природу происхождения желаемого.
-
Не ограничит ли меня данное приобретение? Желания не должны мешать удовлетворению потребностей. Всегда расставляйте приоритеты.
Виды потребностей человека. Социальные потребности человека.
У человека существует несколько совокупность потребностей:
физиологические(еда, размножение и т.д.) — животные потребности
социальные(общение, власть, признание. уважение, праведливость) — потребности эго. Хороший пример «Треугольник Карпмана».
духовные(религия или ее заменители) — потребности разума
Над всем этим стоит человеческое эго и разум. Понятие эго, очень сложное понятие, и лучше всех об этом рассказывается в исламской литературе. С понятием «разум» тоже не все просто, но чуть легче — разум это способность мыслить(домысливать, фантазировать), т.е. не просто что-то вспоминать, а выстраивать новые конструкты.
Пару слов о «пирамиде Маслоу». Мое мнение, что данная пирамида является ошибочным суждением автора, в частности, «потребность безопасности», которая в пирамиде раскрывается, как отдельная потребность, есть физиологическая потребность, основанная на инстинкте самосохранения, а не отдельной потребностью.
У человеческого общества есть тоже свои потребности(это гипотеза автора) как и у индивида, т.к. общество имеет фрактальное строение, и человек проецирует туда свои потребности и ограничения.
Самая очевидная потребность общества, это потребность в самоорганизации. В животном мире тоже есть потребность в организации, там все самоорганизуется, и уровень самоорганизации достаточный для решения животных потребностей. Этой самый низкий уровень самоорганизации.
Человек имеет серьезные физические и умственные ограничения. Появление большого скопление людей, имеющий долгосрочный характер(месяц,год) создает для членов этого общества явные проблемы, в организации жизнедеятельности, если не организовать жизнь этой толпы. Отсутствие организованности гарантированно создаст конфликты, которые чреваты. Даже в животной среде происходит самоорганизация, т.к. это требует заложенная в них животная потребность. Люди, в отличие от животных, имеют еще социальные и духовные потребности, а это требует уже более сложной организации общества. Все это происходит не потому, что так хочет человек, а потому что в нем заложена данная потребность, которую он неосознанно(как и животные) выполняет(удовлетворяет заложенные потребности. В этом смысле хорошо бы почитать И. Канта, который очень убедительно доказывает ограниченность человека, в заложенный в него восприятием. Что доказывает, что человек несвободен в своем выборе, а является исполнителем своих потребностей, человек заложник своих потребностей(животные, социальные, духовные).
На мой взгляд, уровень организации человеческого общества можно разделить на три уровня:
— животные потребности
— социальные потребности
— духовные потребности
В чистом виде уровни не существует по той причине, что потребности человека тоже проявляются в совокупности. Самое простая организация общества, это уровень «животной потребности», по примеру строения животных стай. Более сложными является организация для решения «социальных потребностей», еще более сложным является решение духовных потребностей. Думаю, что религии не просто существуют, т.к. удовлетворение(решения) духовных потребностей является сверхчеловечески сложной. Доказательством этого является не стыковки во многих религиях, кроме ислама, а о заменителях религий типа фашисткой, либеральной или другой идеологии, даже говорить не стоит, там вообще мало что стыкуется, и мало что есть , для правильного решения ВСЕХ человеческих потребностей.
Гипотеза 2. Как человек не может жить без цели(хотя бы сиюминутной цели), так и общество не может жить без цели. Человек становится более эффективным когда осознает Цель(не стоить путать Цель и смысл жизни, это разные понятия), так же и общество, оно более эффективно функционирует когда цель осознанна. Общество прекрасно может существовать и без осознания Цели, пример животные стаи, они саморганизуеются неосознанно, но уровень/качество жизни в таком обществе будет соотвествующим. Мало веоятно, что человеческое общество может самоорганизиваться исключительно по стадному механизму, по причне заложенности в человеке и других потребностей(социальных, духовных), но если доминируюшим фактом самоорганизации будет животная потребность, то такое общество останется на том же уровне/качестве жизни.
Кстати, в коммерческих организациях, действует все то же самое, и правильное удовлетворение этих потребностей приближает организацию к идеальной.
Виды потребностей человека
Потребности можно разделить на два вида: врожденные и приобретенные.
Врожденными являются те, с которыми человек пришел в этот мир. Малыш не может обходиться без пищи, воды, воздуха. Ему нужно чувствовать, что рядом есть мама и заботится о нем. Необходимо, чтобы в комнате было тепло, иначе он замерзнет. Без базовых потребностей не может обойтись и взрослый человек. Ему тоже необходимо питаться, спать, дышать.
Приобретенными являются те, которые появились в результате взаимодействия с социальной средой. Например, они будут отличаться, если человек вырос в бедной и богатой семье. Одни будут рады, если вместо овсяной каши им на завтрак подадут бутерброды с колбасой, а другие обидятся, если им вместо таунхауса подарят двухкомнатную квартиру. Если вдруг жизненные реалии изменятся, и привыкший к роскоши человек останется без привычных больших денег, то он будет испытывать сильный дискомфорт, даже если у него будет возможность удовлетворять основные потребности.
Вот как рассматривают потребности человека современные психологи.
- Биологические потребности. Эти потребности появляются сразу после рождения. Человек должен есть, дышать, размножаться, чувствовать безопасность, жить в определенных температурных рамках.
- Трудовые. Необходимость трудиться для получения материальных благ, статуса в обществе, развития.
- Экономические. Желание получать материальные блага и обеспечение.
- Психологические. Возможность получать эстетическое наслаждение от музыки, шума моря, пения птиц.
- Социальные. Потребность в общении, исполнении гражданского долга, приобщение к культуре.
Потребности у различных людей могут варьироваться, но практически любой представитель общества испытывает нужду во всем, о чем было сказано.