Теории развития
В психологии существует много теорий, которые описывают процесс развития или становления личности. Остановимся на рассмотрении двух классических теорий:
психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда;
теории развития личности Эрика Эриксона.
Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках:
генетическая – переживания раннего детства играют критическую роль в формировании личности, и основной фундамент личности закладывается до пяти лет;
концепция психосексуальных стадий – человек рождается с определённым количеством сексуальной энергии, которая продолжает развитие, проходя через несколько стадий, опирающихся на инстинктивные процессы организма.
Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека проходит последовательное развитие в четырёх стадиях:
Фото автора Engin Akyurt: Pexels
- оральной – период от 0 до 12 месяцев. Ведущей эрогенной зоной этого периода является рот, и господствует одно стремление: поглощать пищу. На этой стадии происходит фиксация либидо, и начинают формироваться некоторые черты личности: ненасытность, неудовлетворённость всем предлагаемым, требовательность. По мнению автора, уже на этой стадии происходит формирование типа восприятия мира: пессимизм и оптимизм;
- анальной – с 12-18 месяцев до трёх лет. Либидо концентрируется вокруг ануса. Ребёнок учится самостоятельно контролировать свои телесные функции. На этой стадии приобретаются следующие черты характера: аккуратность, пунктуальность, опрятность;
- фаллической – от трёх до шести лет. Происходит осознание сексуальных различий. Прохождение Эдипова комплекса. Начало формирования моральных норм, подготовка почвы для развития суперэго или совести;
- латентная стадия – с шести до двенадцати лет. Период социальной активности. Устанавливаются дружеские связи со сверстниками, активный процесс обучения и творчества. Формируются новые элементы структуры личности: эго и суперэго;
Фото автора olia danilevich: Pexels
генитальной – начало в момент полового созревания до 18 лет. В этот период происходит становление зрелой, взрослой сексуальности. Именно здесь происходит формирование генитального типа личности, который в психоанализе считается идеальным, и характеризуется способностью занимать активную позицию в решении собственных проблем, и отказом от детской пассивности и инфантильности.
Теория развития личности
Еще один вариант развития личности представлен в теории развития личности Эрика Эриксона. В этом случае, развитие личности рассматривается как пассивный личностный рост, при котором главным является «согласие с самим собой».
Исходя из основных положений теории, человеческая личность в своем развитии проходит через определённые стадии, и процесс развития личности продолжается всю жизнь до момента физической смерти.
Каждая стадия развития характеризуется своим внутренним конфликтом, в случае удачного разрешения которого, личность приобретает соответствующие качества, и переходит к следующему этапу развития. Всего описывается восемь таких этапов:
Фото автора Katie E: Pexels
- первый этап – от рождения до года – конфликт между доверием и недоверием. Благоприятное разрешение конфликта – надежда;
- второй этап – от года до трёх лет – конфликт между автономией и сомнением. Благоприятное разрешение конфликта – воля;
- третий этап – от трёх до шести лет – конфликт между предприимчивостью и неадекватностью. Благоприятное разрешение – цель;
- четвёртый этап – с шести до двенадцати лет – конфликт между творчеством и комплексом неполноценности. Благоприятное разрешение – уверенность;
- пятый этап – с двенадцати до восемнадцати лет – конфликт идентификации личности и путаница ролей. Благоприятное разрешение – верность;
- шестой этап – ранний возрастной период: от восемнадцать до первых лет семейной жизни – конфликт между близостью и одиночеством. Благоприятное разрешение – любовь;
- седьмой этап – поздний взрослый период – конфликт производительности и застоя. Благоприятный разрешение – забота;
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
восьмой этап – конфликт целостности и безнадёжности. Благоприятное разрешение – мудрость.
Кризисы
Кризисом в этом отношении называется несоответствие внутреннего мира человека и сложившихся условий, в которых он не в состоянии нормально существовать. Кризисы как правило случаются в переходные периоды:
- Кризис новорожденности: переход от материнского организма во внешний мир.
- Кризис первой идентификации: смена семейного коллектива на социальный(школа).
- Подростковый кризис: бурное развитие половой функции, начало встраивания в общество.
- Встреча с взрослой жизнью в 20-25 лет: принятие новых норм и обязанностей.
- Сексуально-половой кризис: необходимость построения семейных отношений.
- Кризис среднего возраста: переоценка прожитых лет.
- Кризис пожилых: страх смерти, неудовлетворение от пережитого.
Процесс формирования
Личностный рост человека начинается с самого рождения с того момента, как он начинает активно познавать внутренний мир. В период детства и юности происходит наиболее бурное развитие индивидуальных характеристик, которые в то же время сильно подвержены внешнему влиянию.
Становление индивидуальности окончательно происходит в подростковом периоде, когда человек начинает осознавать свою социальную роль, вступает в новые отношения и видит неизбежность перемен для выполнения своей роли в этих отношениях.
Формирование зрелости личности продолжается по мере увеличения нагрузки на жизнь человека в виде обязанностей и ответственностей. Умение с ним справиться и не потерять индивидуальность под давлением обстоятельств характеризует финальную точку личностного роста.
Развитие личностных качеств происходит по определенному механизму: отрицания этой необходимости , ",воспринимайте меня таким какой я есть", до принятия жизненно важной необходимости перемен в себе , ",я должен развиваться, чтобы достичь что-либо",
Важность личностного развития
Если ты поймёшь, что только у тебя есть способность развиваться или расти как личность, ты поймёшь один из самых важных жизненных уроков для достижения успеха.
И ты также продемонстрируешь, что хорошо понимаешь, насколько важно иметь соответствующее качество жизни благодаря действиям, которые ты выполняешь изо дня в день, и усилиям, которые ты прилагаешь для достижения такой жизни. Вот несколько причин, почему личностное развитие имеет большое значение для людей. Вот несколько причин, почему личностное развитие имеет большое значение для людей
Вот несколько причин, почему личностное развитие имеет большое значение для людей.
- Ты будешь более сознательным человеком.У тебя будет полное осознание того, кто ты и чего хочешь достичь. Ты также откроешь глаза окружающим людям и придашь смысл для своей жизни в качестве супруга, родителя, ребёнка, друга, родственника, и таким образом ты будешь готов укрепить свои отношения, воспользоваться временем и создать незабываемые воспоминания.
- Ты будешь знать, кто ты.Твой личностный рост будет зависеть от того, насколько ты знаешь себя и свои цели для жизни. Это включает в себя знание и оценку твоих сильных сторон, защиту ценностей и убеждений и определение того, какие действия и решения ты должен предпринять, чтобы сделать своё существование значимым и последовательным.
- Ты откроешь или укрепишь свои таланты.Очень вероятно, что в твоём стремлении к личностному росту ты откроешь для себя новые таланты и даже новые страсти, которые могут переопределить всю твою жизнь или дать тебе положительный поворот на 180 градусов.
Социальное развитие личности
Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности
Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека
В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.
Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт.
С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.
Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.
Уровни развития личности.
Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
- Выживание – сохранение физической целостности;
- Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
- Управление – способность отвечать за себя и других;
- Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
- Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
- Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
- Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.
Пройти тест на эмпатию
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Сферы самореализации
Люди использует разные инструменты для достижения целей. Раскрыть таланты, опыт и способности можно через творчество, науку, спорт, семью, профессиональную деятельность, творчество.
Профессиональная самореализация
Что такое профессиональная самореализация – достижение определенных высот в выбранной трудовой сфере. В данном случае самореализация определяется выбором профессии и должности. В этой рубрике мы рассказываем о профессиональном росте.
Социальная самореализация
Предполагает достижение успехов во взаимоотношении с другими людьми. Цель – выстроить отношения в обществе, которые принесут ощущение свободы, счастья и удовлетворения
В этом случае свобода, как условие самореализации личности, имеет важное значение. Речь идет о действиях, которые личность определяет для себя единственно необходимыми, а не о тех, которые навязывает общество
Это может быть волонтерская деятельность, работа в приюте. Подробней о взаимоотношениях читайте здесь.
Творческая самореализация
Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.
Фазы становления личности
В общем виде процесс развития личности можно представить как вхождение человека в незнакомую, новую социальную среду и адаптацию в ней, которая является результатом процесса развития.
Если человек вступает в отношения со стабильной социальной общностью при благоприятно складывающихся обстоятельствах, то его становление как личности проходит три фазы. Рассмотрим их более подробно:
- Первой фазой является фаза адаптации, предполагающая ознакомление и усвоение с действующими ценностями, правилами и нормами и присвоение во внутренний план средств и форм деятельности, свойственных для данной общности. В результате происходит вхождение индивида в данную социальную группу и уподобление ее членам.
- На второй фазе, так называемой индивидуализации, происходит зарождение противоречий между установленными правилами и необходимостью соответствовать статусу группы, «Быть как все» и стремлением к проявлению собственной индивидуальности и максимальной персонализации, «выделения себя из толпы». Для данной стадии характерен поиск средств и способов проявления своей индивидуальности и уникальности;
- Третья фаза – интеграция, вновь характеризуется противоречием между желанием личности проявить свои индивидуальные особенности и быть принятым данной социальной группой и потребностью данной общности в принятии и одобрении этих качеств.
Процесс развития личности является закономерным и прогрессирующим процессом, исключающим стихийный и случайный характер развития. Изучению данных закономерностей посвящено множество исследований и научных изысканий в различных областях научного знания.
Формирование человека как личности происходит с самого рождения. В качестве основных движущих сил развития выступает множество факторов, среди них:
наследственность;
- окружающая среда;
- воспитание.
Каждый человек от рождения имеет предрасположенность к определенным эмоциональным проявлениям переживаний успеха и неудач, реакций на поведение других людей, к определенным этапам психического развития в процессе роста и развития.
В процессе изучения данных процессов возникает множество точек зрения и спорных моментов по поводу определения целей развития личности. С одной стороны, специалисты считают, что ребенок не должен с самого раннего возраста подвергаться усиленному воспитательному воздействию. Необходимо позволить ему испытать весь спектр эмоций и проявлений, включая эгоизм, обман и непослушание для того, чтобы эти проявления с возрастом просто исчерпали себя. В результате подобного воспитания личность не испытывает насилия над собой и запретов, растет уверенной в себе, свободной от внешних условностей развития.
Исследователи, отвергающие данный способ воспитания и развития личности, говорят о том, что человек должен находится в процессе постоянного самосовершенствования, узнавать новое, и постоянно учиться. Именно в непрерывном процессе обучения и самосовершенствования и происходит процесс развития гармоничной личности.
Замечание 2
При этом сфера развития личности не так уж и важна, главное, что человек постоянно находится в движении и самосовершенствуется.
Что такое личность?
Определение 1Личность — это определенный человек, представляющий конкретное общество, социальную группу, занимающийся конкретным видом деятельности, понимающий свою причастность к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими данными.
Личность как объект исторического процесса подвергается влиянию различных экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её особенностях довольно широко раскрывается общественная сущность человека. В это же время у личности присутствуют признаки индивидуальности, зависящие от биологических, врождённых особенностей нервной системы и психики. К последним качествам принадлежат типологические свойства высшей нервной деятельности и вызванные ими особенности психических процессов и состояний. Для того, чтобы познать человека, надо разобраться в том, чего он добился как член общества. Но самое главное нужно понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его словам, он ещё не успел добиться и как планирует достигнуть назначенной цели.
Помощь со студенческой работой на тему Развитие личности. Формирование личности
Курсовая работа 470 ? Реферат 280 ? Контрольная работа 230 ?
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
индивида»>
Рисунок 1. Психологическая структура индивида
Психологическая структура индивида появляется под влиянием нижеуказанных четырёх сторон:
- общественно определенных особенностей личности;
- отдельно полученного опыта (знаний, навыков, умений, привычек, степени индивидуальной психологической культуры);
- отличительных особенностей отдельных психологических процессов;
- биологически обусловленных характеристик личности (темперамента, инстинктов, свойств).
Выражение «социально обусловленные свойства личности» нельзя постичь, не изучив сущность термина «направленность». Направленность – непростая особенность личности, которая содержит систему побуждений, устанавливающий активность человека, избирательность его отношений.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Совершая действия и поступки, люди основываются на различных побуждениях. В ходе своей активности они ставят перед собой различные цели и планы на будущее, избирательно относятся к окружающим их общественным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознательность и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это различные элементы направленности.
Направленность определяют качества и формы.
Как правило, качествами направленности личности можно считать: степень ее духовной и умственной зрелости, широта, интенсивность, моральная выносливость и действенность. Под уровнем зрелости направленности обознается общественная значимость основного влечения личности, его морально-политический образ, степень его идейности.
Замечание 1
Модель направленности личности включает:
- влечение, т.е. неопределенное стремление, сконцентрированное на каком-либо предмете или действии;
- желание — направленность, при которой личность понимает то, чего достигает;
- интерес — сознательная форма направленности на объект, обусловленный стремлением к его осознанию;
- мировоззрение — система убеждений, взглядов и представлений о мире.
Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения
Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:
- В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
- От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
- В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
- Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.
Становление личности наиболее активно происходит у детей
- Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
- Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.
Цели саморазвития и личностного роста
Сегодня найдутся скептики утверждающие, что саморазвитие – это бесполезная трата времени. Подобные мысли возникают у ленивых людей или личностей без цели. Они проживают жизнь на автомате. Утром просыпаются, затем идут на работу, возвращаются, ужинают и засыпают под звук телевизора. Гораздо удобнее жить и ни о чем не задумываться. В таком случае не стоит жаловаться на финансовое положение, личные неудачи или отсутствие карьерного роста.
Саморазвитие и личностный рост помогают достичь таких целей:
- Формирование осознанности. Начинается с выхода автоматической модели жизни. Когда человек начинает задавать себе вопросы, оценивать со стороны, делать выводы. Постепенно развивается осознанность. Человек принимает настоящее и корректирует его, а не живет прошлым или греется надеждами будущего. Оказывая воздействия на определенные черты характера, личность развивается и приобретает новые навыки.
- Соответствие текущему дню. Вторая цель выплывает из первой. Поиск информации приводит человека к изучению различных предметов, знаний, овладению новыми навыками. Современный ритм жизни стремительный, интересный и технологически сложный. Чтобы соответствовать времени следите за изменениями, которые происходят в мире. Каждодневная работа позволяет человеку идти в ногу со временем. Такие навыки помогают быть востребованным специалистом на работе, хорошим собеседником.
- Всестороннее развитие. Занимаясь личностным ростом, не сосредотачивайтесь на одной теме. Узкая специализация делает человека ограниченным и скучным. Интересуйтесь всем понемногу. Для этого не обязательно затрачивать много времени. Вместо просмотра телевизора просмотрите рубрику новостей в мире культуры, науки, техники. Благодаря накопленным знаниям вы сможете завести разговор с незнакомым человеком и стать душой компании. Всестороннее развитие помогает при трудоустройстве.
Люди, занимающиеся саморазвитием, достигают целей и понимают свое предназначение в жизни. Параллельно прокачивают другие сферы: здоровье, правильное питание, духовное наполнение. Личностный рост приводит к избавлению от вредных привычек, организованности, улучшению отношений с близкими людьми.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде. Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей
Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.
Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями
Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано