Понимание познавательной деятельности и активности
Согласно одной из точек зрения, деятельность и активность имеют характер смежных понятий, но другая группа исследователей резко критикуют такое сопоставление, настаивая на имеющихся существенных различиях данных феноменов.
Определение 1 Активность можно понимать как деятельность, которая отражает в своей основе большое количество личностных показателей. Также под активностью можно подразумевать способность человека действовать в каком-либо формате и меняться, переходить на новый уровень, в ответ на внутренние или внешние стимулы.
Определение 2 Под познавательной деятельностью подразумевается концентрат теоретических аспектов и чувств индивидуума, которые позволяют изучать среду обитания и осознавать внутренние и внешние процессы.
В случае если индивидуумом установлены необходимые коммуникативные связи, становится возможным осуществление процессов познания, реализующихся во множестве проявлений – как с точки зрения постоянной активности на протяжении всей жизни, так и с точки зрения реализации периодических процессов деятельности.
В то же время за счёт активных процессов познания становится возможным не только получение непосредственно знаний, но и приход к пониманию внутренних и внешних процессов, осмыслению закономерностей среды, формирования умственных и волевых показателей, процессу получения знаний, усвоению нормотипических параметров.
Уровень деятельности
То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности.
В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества).
Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.
Память
Памятью является запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, позволяющие накопить информацию, после того как определенные явления исчезли. Память распространяется на интеллектуальную, двигательную и эмоциональную деятельность.
По процессу формирования память условно разделяют на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти следы произошедших событий сформировались, но еще не укрепились, а при долговременной следы сформировались и настолько укрепились, что могут сохраняться длительное время и имеют устойчивость к влиянию различных воздействий.
Цели
Развитие познавательной активности детей необходимо для всей их последующей жизнедеятельности. В процессе познания ребёнок должен быть для взрослого полноценной личностью, способной как определить собственную активность, так и творчески подойти к поставленной задаче, реализуя не только интересы и потребности, но и волю. Дальнейшее школьное обучение целиком и полностью зависит от того, насколько развиты эти способности в детском саду.
Познавательная активность школьников — это уже проявление ребёнка в собственной деятельности, самостоятельно строящего взаимоотношения с учителями и одноклассниками. В возрасте четырёх или пяти лет преобразующая инициатива в познавательной активности должна полностью проявиться. Он уже осознаёт собственные возможности, что побуждает к инициативе, новым желаниям, творчеству.
Вопросы и ответы
В конце школьного урока или занятия в детском саду вполне уместно оставить немного времени для того, чтобы дети могли задавать накопившиеся вопросы и получать ответы на них. Если такая работа проводится систематически, любознательность класса или группы только растёт.
Умный педагог реагирует на вопросы быстро, но разумно: на одни отвечает сразу, другие выносит темой следующего занятия, а на третьи просит найти ответ в тех или других книгах или энциклопедиях, да ещё и конкурс устроит — чей ответ лучше. Самостоятельный поиск информации абсолютно необходим. Конечно, во всём нужна мера, чтобы не погасить любопытство и детский интерес к предмету или явлению.
Синтез
Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.
Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:
- Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
- Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
- Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
- Характер — система способов поведения и отношений.
Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.
Медицинские интернет-конференции
Роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача
Дебердеев И.Р.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Основоположником клинической педагогики является великий клиницист Григорий Антонович Захарьин (1829-1897). Целью клинического преподавания Захарьин считал подготовку образованных, самостоятельных, практических врачей. «Врач должен быть независимым как деятель, которому доверяют самое дорогое- здоровье и жизнь».
Таким образом, можно сказать то, что Захарьин в последней трети 19 века преобразовал высшее медицинское образование, улучшил подготовку практических врачей и ввел в медицину понятие клиническое мышление.
Клиническое мышление – это профессиональное, творческое решение вопросов диагностики, лечения и определения прогноза болезни у данного больного на основе знания, опыта и врачебной интуиции.
Несмотря на развитие инструментальных методов исследования, клиника была и остается непреходящей первоосновой диагностики. Любой инструментальный метод является соподчиненным клинике. С помощью компьютерного или магнитно-резонансного сканирования видя неоспоримые доказательства наличия опухоли и все ее особенности, невозможно обосновать показания к той или иной операции без учета таких факторов, как возрастные особенности пациента, степень нарушения психики, зрения, речи и, наконец, без фазы клинических заболеваний.
Оценивая полученные данные, врач подходит к стадии формирования клинического диагноза. Клиническое мышление начинается с первых минут общения с больным и продолжается в течение всего лечебного процесса. В процессе анализа, полученных при обследовании данных, их сопоставления и интерпретации, позволяют выставить в начале исследования предварительный диагноз, основанный на уже выявленных признаках заболевания.
Клиническое мышление является разновидностью продуктивного мышления. Оно всегда связано с выбором оптимального решения из ряда возможных в каждой конкретной клинической ситуации. Следовательно, врач у постели больного должен найти правильные ответы на множество аспектов осмысления того, что происходит с его пациентом.
Таким образом, клиническое мышление, вместе с конструктивным, интегрирующим мышлением и способностью собирать анамнез и другую информацию о больном, является важным элементом врачебной практики.
Речь
Данная форма тесно связана с мышлением и служит проявлением интеллектуальной деятельности человека. Иногда речь относят к одной из форм мышления. Она является базисом усвоения и использования знаний, позволяет отражать сложные связи и отношения и выполняет следующие функции:
- Выражение. Речь позволяет отразить свою точку зрения и свое отношение к определенному предмету, явлению или событию;
- Сообщение. Речь позволяет донести информацию до собеседника, регулирует ее обмен.
- Обозначение. С помощью слов человек дает названия вещам и явлениям, которые различаются при восприятии;
- Воздействие. Речь может оказывать влияние на поведение, эмоциональные переживания и мышление людей.
В заключении следует отметить, что все познавательные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом. Они позволяют сформировать тонкое и сложное восприятие мира. Нарушение одного из процессов, которое имеет место быть при заболеваниях и патологиях мозга, а также различных травмах, существенно влияет на психическое развитие человека.
Самостоятельность
Это основа, на которой будет выстроена вся остальная жизнь — дворец или хижина, в зависимости от крепости фундамента. Все это понимают. Но, тем не менее, активность познавательной деятельности неуклонно и значительно снижается, как свидетельствуют тесты обучающихся в школах детей.
Самостоятельность в познании недостаточно сформирована, а главное — всё меньшей становится потребность в самостоятельном исследовании, дети гораздо охотнее пользуются уже готовыми формулами, которые тоже принимают не слишком заинтересованно, без особого желания что-то уточнять, расширять и углублять знания, использовать самостоятельный поиск, проявлять творчество.
Процесс мышления
Мышление – это высший процесс познания, который характеризуется активной познавательной деятельностью, а также внутренним процессом планирования и регуляции внешних явлений.
Процесс мышления достаточно личностный. Можно выделить множество его видов, но прежде всего мышление – это течение мыслей, изображений, смыслов происходящего. Он является одним из инструментов думающего индивида, решающего жизненные трудности и задачи. Происходит данный процесс на разных уровнях:
- На поверхности. Произвольные мысли, которые поддаются осознанию и контролю.
- Ниже поверхности. Автоматические мысли, которые навязываются стереотипами.
- В глубине. Бессознательные и когнитивные убеждения.
С помощью мышления человек способен определять сходство и различие объектов и явлений, устанавливать связь между ними. Другими словами, мышление – обобщенное отражение действительности, которое осуществляется при участии внутренней, свернутой речи.
Существует несколько видов мышления:
- Наглядно-действенное. Характеризуется тем, что решение задач происходит при помощи реального, физического преобразования ситуации, опробования признаков объектов.
- Наглядно-образное. Характеризуется представлением ситуации и изменений в ней.
- Словесно-логическое. Связано с использованием понятий и логических конструкций.
- Теоретическое. Основан на выделении и анализе основного исходного противоречия ситуации или задачи.
- Практическое. Часто сравнивают с теоретическим мышлением, но практическое характеризуется постановкой целей, постройкой планов, проектов, а также зачастую проявляется в условиях ограниченного времени.
- Творческое. Основано на создании субъективно нового.
- Пралогическое. Является ранним этапом в развитии мышления, в ходе которого формируются основные логические законы. Причинно-следственная связь осознана человеком, но применяется в мистифицированной форме.
Ощущения
Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.
Все ощущения можно разделить на три основных типа:
- Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
- Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
- Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.
Классификация и закономерности
Познавательные процессы делятся на две больших группы:
- специфические;
- неспецифические.
Каждая группа включает несколько процессов.
Специфические
Это познавательные процессы, принцип работы которых невозможно точно описать, охарактеризовать.
Ощущения
Ощущения – сенсорные процессы, которые отвечают за отражение отдельных свойств разных предметов — вкус, цвет, характер поверхности, температура. Ощущения исчезают, когда заканчивается контакт с внешним объектом. Они делятся на три группы зависимо от расположения рецепторов:
- Интероцептивные — расположены внутри организма, считывают информацию с работы внутренних органов.
- Экстероцептивные — к ним относятся пять основных видов ощущений, о которых знает любой человек. Расположены на поверхности тела.
- Проприоцептивные — расположены внутри мышечных волокон, связок.
Несмотря на важность ощущений, человек не осознает их полностью.
Восприятие
Второе название — перцепция. Восприятия помогает отражать мир в целостных образах, но они сиюминутны. Например, человек точно представляет машину, пока смотрит на нее. Если от нее отвернутся, изображение сохранится в памяти, а прямое восприятие прекратится.
Виды восприятия:
- слуховое;
- обонятельное;
- зрительное;
- вкусовое;
- осязательное;
- восприятие пространства, движения, времени.
Восприятие строится на аналитико-синтетической деятельности головного мозга.
Мышление
Мышление — процесс отражения действительности. С его помощью человек обрабатывает поступающую информацию. Мышление представляет собой сложную деятельность, которая организуется, управляется сознательно.
Мыслительные операции:
- Анализ — обработка полученной информации, выделение из нее главных элементов, качеств.
- Сравнение полученных данных, отдельных моментов.
- Обобщение образов.
- Синтез — распределение информации по отдельным блокам для формирования новых теоретических знаний.
Мышление бывает абстрактно-логическим, наглядно-образным, наглядно-действительным.
Неспецифические
Представляют собой познавательные процессы, которые полностью осознает и может охарактеризовать человек.
Память
Память позволяет преобразовывать сохраненную информацию для активной работы мышления, но ее нельзя назвать самостоятельным психическим процессом, поскольку она не существует в чистом виде.
Опыт, которые накапливает человек в течение жизни является памятью. Если человек ее утратит, он потеряет опыт, собственную личность. Память состоит из 4 процессов:
- забывания;
- запоминания;
- воспроизведения;
- сохранения информации.
Внимание
Внимание — концентрация сознания на внешних объектах. Чтобы правильно выполнять работу правильно, нужно на ней сконцентрироваться
При этом окружающие факторы уходят за грани визуального восприятия. Виды внимания:
Произвольное — осознанная деятельность, при которой индивид концентрирует внимание на малоинтересном.
Непроизвольное — внимание концентрируется на объекте под воздействием различных раздражителей.
Психологи рассматриваются внимание как направляющую мышления.
Воображение
Воображение отвечает за рождение новых образов. Это человеческая форма познания окружающего мира. Элементарное мышление присуще высшим животным, но воображение им недоступно.
Воображение можно назвать сложным психическим процессом, во время задействования которого комбинируются различные элементы из прежнего опыта и создаются новые образы.
Воля
Воля — умение человека, позволяющее контролировать желания, поведение, деятельность зависимо от поставленных задач. С помощью воли индивид может преодолевать сложности, выстраивать продуктивную целенаправленную деятельность.
Анализ и синтез
Дети уже в дошкольном возрасте должны иметь способность к мыслительным операциям, анализировать и синтезировать полученные знания. Методы обучения для этого существуют всевозможные, но выбирать нужно из тех, которые опираются на получение детьми как можно более широкого информационного поля. Формирование познавательной активности происходит примерно так. Дошкольникам показывают картину, где нарисован строящийся дом, и просят описать изображённого человека, определив его профессию.
Здесь анализируются самые значимые связи и отношения: зачем в руке строителя, например, мастерок, для чего такой высокий кран, зачем дом такой огромный, кому вообще это нужно и зачем. Если дети научатся выявлять внутренние взаимосвязи, вникнут в суть явлений, сделают правильные выводы, тогда, возможно, к восьмому классу школы у них не возникнет такого неприятного курьёза, какой произошёл недавно в московской школе.
Познавательные процессы
Вопрос 1. Какие психические процессы относят к познавательным?
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.
Вопрос 2. С чего начинается познавательная деятельность?
Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.
Вопрос 3. Что такое ощущение?
Ощущение – элементарная форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в результате непосредственного воздействия раздражителей на рецепторы и последующего возбуждения нервных центров.
Вопрос 4. Что такое восприятие?
Восприятие – способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, т. е. детермированный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.
Вопрос 5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время. А простое восприятие происходит само по себе, без всякой цели.
Вопрос 6. Что является объектом восприятия, а что — фоном?
Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.
Вопрос 7. Какие черты характеризуют интеллект?
Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;
2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
Вопрос 8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?
Можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Интеллектуальные способности от размера мозга никак не зависят.
ПОДУМАЙТЕ
Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?
Скорее всего первая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка (технические способности — умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.) в первую очередь характерна для ВНД человека.
Потому что ВНД – это все те нервные процессы, которые лежат в основе поведения человека, обеспечивая приспособление каждого человека к быстро меняющимся и зачастую очень сложным и неблагоприятным условиям существования. А технические способности всегда и в первую очередь помогут приспособиться человеку к тем или иным условиям существования.
Сенсорно-перцептивная сфера
Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.
Ощущения
Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.
Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.
- Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
- Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
- Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.
Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.
Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления
А отвечает за это другой процесс – восприятие.
Восприятие
Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.
Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.
Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства.
Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.
Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:
- обнаружение воздействия;
- различение – собственно восприятие;
- идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
- опознание – создание целостного образа.
Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.
Процесс запоминания
Память – это комплекс способностей познания и высших психических функций, которые относятся к накоплению, сохранению, воспроизведению каких-либо знаний и навыков.
Благодаря памяти у человека происходит формирование представления о воспринятых ранее объектах или явлениях. В результате содержание сознания включает в себя опыт и знания, приобретенные ранее, но не ограничивается теми ощущениями и восприятиями.
Выделяют три вида памяти:
- Зрительная.
- Слуховая.
- Осязательная.
По времени хранения информации в памяти выделяют:
- Сенсорную. Информация хранится не более 1,5 секунд.
- Кратковременную. Хранение информации не более 30 секунд.
- Долговременную. Постоянное хранение, но с некоторым угасанием во времени.