Моя профессия по «Схеме выбора профессии»
1. Результаты ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА Е.Л. Климова
Человек-природа Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная
Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.
Результаты МЕТОДИКИ ЙОВАЙШИ
А) Определение профессиональных предпочтений Йовайши
По результату теста мои профессиональные предпочтения набравшие больше баллов в сферах:
Б) Опросник профессиональных склонностей
- Работа с людьми 10
- Исследовательская деятельность 4
- Работа на производстве 0
- Эстетические виды деятельности 4
- Экстремальные виды деятельности 3
- Планово-экономические виды деятельности 3
2. У меня в доме есть очень много всяких разных животных — попугай, рыбки, котёнок, собака. Я их всех очень люблю. Но они все требуют много внимания , но разного отношения. Иногда бывает что кто-то из них болеет. Я не всегда обращаюсь к ветеринару, и лечу их сам. У меня есть младший брат и когда он болеет я его лечу, помогаю маме за ним ухаживать. И даже если он здоров я всё ровно за ним присматриваю.
3. Есть несколько профессий, в которых я могу проявлять заботу о братьях наших меньших и о людях. Это ветеринар, врач, учитель, эколог, дрессировщик и другие.
4. Я сопоставил результаты опросника и мои интересы. Направления и интересы к профессии совпали и тем самым я могу точно сказать, что мне подходят профессии ветеринар, врач, учитель, эколог, дрессировщик.
5. Из всех предполагаемых профессий я выбираю врача. Я считаю, что сейчас врачи узких специализаций зарабатывают больше чем другие. Я очень хочу стать врачом потому, что хочу быть полезным, не только для семьи но и для других. Возможно, я смогу изобрести лекарство от рака.
6. Чтобы лечить людей и не навредить им, нужно очень хорошо знать : анатомию человека, биологию, химию, математику.
7. Сейчас я знаю мне нужно приложить больше усилий в изучении математики, и расширить знания по всем предметам. Для этого я посещаю дополнительные занятия по математике, изучаю литературу по всем предметам как в интернет- источниках, так и в обычной библиотеке.
8. Я вижу себя врачом –окулистом. И мне это нравится.
9. Если вдруг я передумаю, то стану детским врачом педиатром.
Заключение
Для того, что бы правильно выбрать профессию, выпускнику необходимо прочитать литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности. Об учебных заведениях можно прочитать в Интернете, в буклетах или сходить на день открытых дверей.
Определяясь с выбором своей профессии, я очень долго думал, а кем мне хочется быть. Искал информацию везде. Я понял, что необходимо составить алгоритм выбора. Стал обдумывать критерии
И из всего разнообразия выбрал самое важное и из них составил свою схему выбора профессии, которая является продуктом моего проекта. Каждый школьник может воспользоваться моей схемой выбора профессии и помочь себе определиться
Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Я уверен в своих силах и точно поставил перед собой цель – в мед университет. Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе, поэтому я стараюсь учиться и хочу успешно сдать вступительные экзамены, ведь именно в это время я покажу всё своё умение!
Список литературы
- Галицкая С. Компас в мире профессий, или Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени средней школы/ С. Галицкая //Учительская газета. Прил. УГ Регион-консультант. — 2008. — 11 марта (N 11). — С. 5.
- Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. — Донецк: БАО, 2006. — 798 с.
- Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. — Москва: Амрита-Русь, 2005. — 350 с.
- Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют… стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. — 2008. — 15 марта . — С. 18.
- Интернет
Куда податься после 9 класса?
Какую профессию можно выбрать после 9 класса?
Если вы решили не получать полное среднее образование (11 классов), то спектр профессий сужается. Поэтому необходимо готовиться к выбору пораньше.
В основном, после девятого класса доступны профессиональные училища и колледжи. В них обучают прикладным специальностям, самые распространенные из которых:
- повар,
- водитель,
- дизайнер,
- программист,
- сварщик,
- сантехник,
- агент по туризму,
- кассир,
- оператор ПК,
- штукатур,
- фрезеровщик.
Большая часть из списка связана с физическим трудом. При этом, в стране наблюдает сильный перекос в сторону высшего образования. Не хватает мастеров с средне-специальным.
Поэтому вышеперечисленные профессии набирают популярность , растут не только вакансии, но и оплата труда.
Грамотный выбор профессии , один из решающих моментов в жизни каждого. От того, насколько грамотно вы распорядитесь временем на учебу и самореализацией зависит благополучие и достаток в будущем.
Какая профессия тебе подходит? Тест:
Первое полученное образование и профессия
На учебу ушло почти три года. Честно говоря, я была разочарована, поскольку сразу поняла, что это не мое. Я человек больше творческий, люблю литературу, а точные науки – не очень. Однако поступила я в строительный техникум, соответственно, мы там не стихи писать учились, а чертили проекты, производили расчеты. Сложновато это, особенно, если абсолютно понятия не имеешь, как это должно правильно происходить. Хотя, первым делом, нужно иметь склад ума аналитика.
Да, и не особо женская это профессия – прораб на стройке. Строительные процессы только в телевизоре красиво выглядят, в жизни все иначе – много пыли, пьяные или недовольные рабочие, большая ответственность, если что-то пойдет не так. Нужно быть бойцом и нахалом, чтобы тебя уважали. Такое у меня сложилось мнение и, видимо, так оно и есть в реале.
В нашей группе оказалось девять девчонок, которые попали сюда волей судьбы – чтобы получить хоть какое-то образование, впрочем, у каждой была своя история. Практически ни одна из них также не видела себя в этой профессии.
Эта профессия точно не для меня.
Учеба совсем не нравилась
Уровень преподавания оказался не на самом высшем уровне. Тогда даже мобильных телефонов ни у кого не было. О слове «интернет» никто и не слышал.
Учебники старые, потрепанные, годов так приблизительно 70-х, но и тех не хватало на всех. Все расчеты – на калькуляторе.
Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь
Сегодня люди развитие своих способностей считают хобби или увлечением. Но это в корне неверно. Каждый специалист должен все время улучшать свои профессиональные качества, не останавливаясь на достигнутом.
Важно! Большое значение имеет совершенствование способностей в своем деле. При этом человек, который не любит свою работу, вряд ли станет заниматься саморазвитием и получать дополнительное образование
Поэтому так важно выбирать будущую профессию по душе. Для самоопределения нужно ориентироваться на следующее:
- мнение близких родственников;
- позиция друзей;
- представления учителей;
- личные планы;
- наличие способностей;
- достаточная информированность.
Причем нужно выслушать мнение всех сторон, оценить доводы каждого и только потом сделать свой выбор.
Как заинтересовать ребенка выбором будущего
Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.
Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.
Придумайте с ребенком образ идеальной жизни. Потом объясните ему: промежуток между ожидаемым будущим и точкой «сейчас» — это целый путь. Желаемое не появится перед ребенком в ту же секунду, на его осуществление уйдет какое-то время, а иногда и годы.
10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении
Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.
Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор
Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.
Хочу, могу, надо. Поделите лист бумаги на три блока. Первый — что подросток хочет делать в профессии, второй — что он может делать, третий — что необходимо будет делать. Здесь важно учесть нюанс: десятиклассник порой сам не знает, что входит в функционал выбранной области. Поэтому будет лучше, если вы пропишете, чего он делать категорически не хочет. Подкрепляйте каждую «хотелку/нехотелку» конкретными примерами. Так выбор ребенка будет более осознанным.
Формат интересующей работы. Установка «не хочу работать на дядю» обычно транслируется взрослыми, школьник ее просто повторяет. Но каждый формат (найм, фриланс и т. д.) имеет свои преимущества. Возможно, именно этому ребенку будет комфортно в роли исполнителя. Другой — хорошо справится с проектной деятельностью, поскольку ему сложно работать в жестких рамках, а третий — обретет счастье и успех, открыв свой бизнес.
Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.
Практика: что такое «погружение в реальность»?
То, что я сделала после первых двух шагов, и определило мое будущее. Этой задумкой я горжусь, хотя она и не принадлежит мне. Ее впервые использовали в очень широкой практике немецкие психологи.
Когда выбор профессии сделан, нужно поискать в окружении человека с такой же специальностью, работающего в ней. Ваша задача – напроситься на максимально близкий контакт с ним. Согласится ли он по доброте душевной или возьмет за это плату – постарайтесь убедить его вам помочь.
Иногда это может быть долгий разговор, во время которого человек вам расскажет о своих буднях. В лучшем случае вы получите возможность прийти к нему на работу и посидеть в уголке целый день, а то и несколько, впитывая детали обыденности. Вы можете узнать о специальности многое – перспективы зарплаты, бонусы, интересные моменты – но из серых будней будет складываться год за годом.
Узнайте о них как можно больше, и если они не пугают вас, выбор сделан. Если же при мысли о такой жизни становится неуютно, беритесь за следующую специальность в вашем мини-списке. Например, я отказалась от мысли о работе в больнице не при виде крови, а просто оценив объем бумажной возни за день, просидев всего четыре часа на обычном приеме.
Конечно, описанная стратегия займет не один день, но в итоге вы отправитесь учиться в ту сферу, которая вас устраивает полностью и не несет в себе неприятных неожиданностей. Выбирая профессию таким способом, вы благотворно влияете на свое будущее на долгие, долгие годы.
Галина, г. Санкт-Петербург
Проблема выбора профессии
Хотя перед взрослыми гражданами проблема выбора профессии уже не стоит, но среди них также был проведен опрос на данную тему. Большинство высказало мнение, что выбор будущей профессии надо осуществлять, ориентируясь на ее перспективность и доходность. При этом, все упоминали свой печальный опыт, сложную экономическую ситуацию в России.
Все это показывает, что молодое поколение очень не уверено в своих силах и возможностях, а взрослые чрезвычайно скептично относятся к желаниям своих детей при выборе профессии. Рынок труда вносит сильные коррективы при выборе будущей профессии. Именно он чаще всего и является основным критерием, при выборе специальности.
Наверное, это не совсем правильно. Ведь кроме высокой зарплаты, существуют такие понятия как «талант», «стремление», «желание». Нельзя, чтобы экономика и потребности рынка, полностью обесценили такие вещи.
Если человеку нравится какое-то дело, если оно у него получается, то стоит выбрать профессию, которая будет с ним связана. Удача, очень часто приходит к тому, кто занимается любимым делом, даже наперекор всему!
Главная проблема выбора профессии, это определить, что же нравится больше всего, и что будет получаться. В 16 лет жизненный опыт минимален, и выбирать очень трудно, но стоит попытаться разобраться в себе, чтобы потом не мучиться, переживая неправильное решение.
Решение. Как оно созревает?
Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.
Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.
«Технари» — математики, программисты — самоопределяются в последние 2 года обучения в школе. Сказывается как более глубокое изучение этих предметов в старших классах, так и давление необходимости сделать выбор.
Гораздо хуже обстоит дело с ребятами, выбравшими специальности, связанные с радиотехникой, металлургией и другими «непрестижными» областями. Зачастую они поступают в соответствующие ВУЗы из-за того, что там небольшой конкурс или есть бесплатные места.
Как определиться: советы
Как не ошибиться в выборе будущей профессии? Для того, чтобы выбор максимально соответствовал желаемому, нужно руководствоваться несколькими пунктами:
Быть предельно честным с собой. Ответить на вопросы: «,Чем бы я хотел заниматься?»,, «,Какое дело я бы выбрал, не нуждаясь в деньгах?»,, «,Каким ремеслом я готов заниматься до конца жизни?»,.
Сконцентрироваться на своих желаниях. Отделить собственные мотивы от давления окружающих. Внимательно отсортировать, проверить , не внушили ли выбор извне? Оказывать давление могут родственники, родители, друзья, одноклассники, парень/девушка.
Но нужно помнить , что в итоге решение принимаете только вы и отвечать за него тоже вам.
Описать плюсы и минусы каждой профессии на бумаге. Сравнить альтернативные варианты между собой.
Соотнести требования профессии с природными данными. Трезво оценивать свои возможности
Принимать во внимание характер, личностные качества, темперамент.
Диалог с друзьями. Помощь в выборе профессии может прийти со стороны. Достаточно поговорить с близкими людьми или отправиться к психологу. Не всегда можно докопаться до истины с помощью самоанализа , нужен независимый объективный взгляд собеседника.
Методика Климова: определение типа будущей профессии. Широко известная методика, применяющаяся при составлении тестов. Идея проста , разделить профессии на пять отраслей: человек-природа (например, садовод, ветеринар), человек-художественный образ (писатель, художник), человек-техника (механик, сборщик компьютеров), человек-человек (помогающие профессии: менеджер, консультант, юрист, врач), человек-знаковая система (программист, лингвист).
Методика Голланда. В XX-ом веке, известный психолог Голланд разработал тест на профориентацию, включающий 240 вопросов, отвечать на которые нужно односложно («,Да/Нет»,). По результатам теста определяется тип личности испытуемого (предприимчивый тип профессии , склонность к бизнесу, артистический тип профессии , актеры, комики, телеведущие) и выдается список подходящих профессий.
Матрица выбора профессии. Методика, разработанная психологом Резапкиной. Суть матрицы , в ответе на вопросы, каждый из которых урезает потенциально подходящие профессии.
Таким образом, специальность отбирается наиболее точно, максимально удовлетворяя интересы человека.
Критерии выбора профессии
Чтобы сделать правильный выбор профессии, нужно ориентироваться на несколько критериев:
- Степень сложности освоения. Не стоит выбирать специальность, на которой будет трудно учиться.
- Возможности для поступления. Есть разные учебные заведения, курсы и программы для освоения будущей профессии. Рассмотрите все варианты и выберите самый удобный.
- Востребованность профессии. Подумайте, легко ли будет найти работу, когда отучитесь, будут ли нужны такие специалисты?
- Перспективы профессии. В мире все быстро меняется. Будет специальность востребована через пять, десять или двадцать лет? Если хотите сделать выбор на всю жизнь, обязательно учтите этот критерий.
- Заработная плата.
- Перспективы карьерного роста.
- Престиж. Влияние на выбор профессии оказывает и степень ее престижа и популярности в обществе.
- Условия труда. Бывают профессии, связанные с риском для жизни или опасностью для здоровья, либо предусматривающие работу в тяжелых условиях. Готовы ли вы к этому?
- Возможности для самореализации, раскрытия потенциала.
Еще один критерий, который стоит упомянуть, – это социальная значимость
Для многих важно, чтобы их работа была не просто интересной, высокооплачиваемой и престижной, но также благородной и честной, несла пользу обществу и делала мир лучше
Резюме
Итак, как же правильно выбрать будущую профессию и какие тесты в этом помогут? Давайте пройдемся по основным моментам, на которые стоит обратить внимание. Начинать поиск профессионального пути нужно с понимания себя
Кто вы есть? Каковы ваши сильные и слабые стороны, цели в жизни? В Интернете есть много полезных тестов, которые помогут ответить на эти вопросы. Пройдите, например, тест на тип личности по Майерс-Бриггс
Начинать поиск профессионального пути нужно с понимания себя. Кто вы есть? Каковы ваши сильные и слабые стороны, цели в жизни? В Интернете есть много полезных тестов, которые помогут ответить на эти вопросы. Пройдите, например, тест на тип личности по Майерс-Бриггс.
Полезным будет также выполнить следующее:
- Возьмите лист бумаги и разделите его на 3 колонки: «быть», «делать», «иметь».
- В третей колонке напишите, чем бы вы хотели заниматься в идеале и какие у вас цели (признание, высокий доход, расширение связей). Во второй колонке перечислите навыки, которые у вас есть.
- Теперь перечитайте вторую колонку и определитесь, какая профессия соответствует вашим умениям. Напишите варианты в графе «быть», даже те, что кажутся вам совсем неправдоподобными.
- Теперь здраво оцените свои возможности и вычеркните то, что вам совсем не подходит. Оставшиеся варианты – наиболее подходящие для вас профессии .
Ваша задача понять, что именно вам мешает принять решение. Не нужно идти на поводу мнения или моды, оцените свои мотивацию, желания и предпочтения. А если причина сомнений в отсутствии необходимой информации, так этот вопрос решается просто: почитайте соответствующую литературу, посмотрите ролики в Интернете об интересующей профессии, пообщайтесь с уже состоявшимся профессионалом в этой области, найдите способ попрактиковаться, чтобы «вживую» оценить все «за» и «против».
Интересную подборку книг, которые помогут определиться с профессией и ответить себе на вопрос, занимаетесь ли вы делом своей жизни, предлагает издательство «МИФ». Посмотреть ее можно здесь.
Идеально, если вы будете рассматривать не одну область, а сразу несколько, ведь так вы лучше поймете, что действительно вам подходит. Попробуйте начать изучать азы профессий самостоятельно. А если вы сомневаетесь, что справитесь с изучением большого объема информации и освоением разнообразных тем, рекомендуем заглянуть на нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где вы научитесь применять различные техники и модели самообразования и убедитесь, что обучение может быть увлекательным и эффективным одновременно.
Если вы не уверены, правильно ли выбрана профессия, обратитесь за помощью к карьерному консультанту и пройдите профессиональную ориентацию.
А вот и обещанные полезные ссылки, которые помогут сделать правильный выбор:
- Профориентация онлайн от сайта hh.ru.
- Опросник Голланда на определение профессионального типа личности.
- Дифференциально-диагностический опросник Климова.
- Выбор профессии по объекту труда и действию с ним. Методика ПрофГида.
- Тест на профориентацию от WhyEducation.
- Тест на профориентацию «Карта интересов».
Выбор профессии – это важный шаг, ведь от него зависит ваше будущее. Конечно, нельзя гарантировать, что вы сможете определиться с направлением раз и навсегда и это дело станет делом всей жизни, ведь реалии современного мира обязывают подстраиваться под изменения и находить для себя лучшие варианты, что касается и профессии в том числе.
Но если сделать свой выбор осознанно, можно обеспечить себя счастьем заниматься любимым делом, приносящим достойный доход, хотя бы на ближайшие несколько лет.
Желаем успехов и предлагаем пройти небольшой опрос:
Кто влияет на выбор школьников
В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.
По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.
Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:
Лица, оказавшие влияние |
Степень влияния в % | ||
---|---|---|---|
Сильно повлияли | Немного повлияли | Вообще не повлияли | |
Сам решил | 90 | 6 | 4 |
Родители, другая родня | 41 | 40 | 18 |
Преподаватели ВУЗов | 12 | 25 | 63 |
Друзья, знакомые | 11 | 35 | 54 |
Школьные учителя | 12 | 36 | 52 |
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) | 10 | 18 | 72 |
Получается, что в 90% случаев ребята считают, что сами приняли решение. При этом на большинство респондентов повлияли родители и другие родственники. Роль школьных учителей и преподавателей ВУЗов оказалась довольно скромной
На мнение же настоящих профи — людей, работающих на предприятиях и знающих всю «кухню» изнутри — практически никто не обращает внимание
Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.
Если не хочется никуда
Распространенная ситуация: подходит время для того, чтобы выбрать профессию, а чадо заняло оборонительную позицию и отказывается что-либо предпринимать. И как быть родителям тех, кто вчера хотел быть программистом, сегодня – психологом, а завтра, возможно, захочет стать дизайнером?
Взрослым надо найти подход к ребенку и предпринять следующие шаги:
- Проконсультироваться с психологом – возможно, у школьника проблемы личного характера.
- Подобрать несколько вариантов, исходя из личных качеств ребенка, и предоставить ему выбор.
- Составить план поступления и подобрать варианты, если абитуриент не пройдет по конкурсу.
- Побеседовать с ребенком с глазу на глаз в доверительной обстановке и выяснить причины поведения.