Психодрама

Когда нужна помощь психотерапевта?

Сложно представить себе человека, у которого все идеально, нет проблем и конфликтов. Но бежать при малейшем недомогании к психотерапевту мы тоже не приучены. Как же понять: нужна ли помощь профессионала или возможно справиться с ситуацией самостоятельно?

Вам обязательно нужна помощь специалиста, если:

  • вы тяжело переживаете смерть близкого человека и не можете выбраться из этого состояния;
  • после рождения ребенка у вас пропало желание жить;
  • бессонница перешла в хроническую форму;
  • вы часто испытываете чувство агрессии, с трудом сдерживаете порывы кого-то ударить или что-то разбить;
  • вы ощущаете стойкую зависимость от кого-либо/чего-либо;
  • у вас регулярно случаются приступы паники.

О визите к психотерапевту следует всерьез задуматься, если:

  • вас систематически увольняют с работы;
  • вы все чаще думаете о разводе;
  • вас изнасиловали или избили;
  • вы перенесли серьезное заболевание или травму;
  • вас предал родной человек;
  • вы замечаете, что стали излишне эмоциональны и можете расплакаться из-за пустяка.

Менее опасными ситуациями, с которыми поможет разобраться психотерапевт, будут:

  • смутное ощущение беспричинной тревоги, появляющееся все чаще;
  • нередко возникающие незначительные заболевания;
  • неприятие собственной внешности;
  • серьезное заболевание кого-то из близких;
  • чувство, что за вами следят;
  • сильная влюбленность без взаимности;
  • постоянное чувство вины перед кем-то;
  • неумение отказывать в просьбе родным, друзьям, коллегам, начальству;
  • вам за 30, но вы живете с родителями;
  • боязнь летать на самолете, ездить в метро или в лифте;
  • ваша жизнь вас не устраивает.

Если у вас есть мысль, что специалист может вам помочь – можно сходить на одну консультацию, многие специалисты проводят первую ознакомительную беседу бесплатно.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Что это такое

В классическом понимании психодрама — это направление в психологии и психотерапии, суть которого — в организации групповых занятий с акцентом на драматической импровизации. Она позволяет раскрыть творческий потенциал человека, избавить от комплексов, расширить возможности адекватных реакций на происходящее, способствовать его социальной адаптации, понять то, что с ним происходит. На сегодняшний день она усовершенствована и постоянно развивается. Например, внедряется индивидуальная форма работы (метод назвали монодрамой).

Автором психодрамы является Якоб Морено (1889-1974) — румынский психиатр, психолог и социолог, основатель социометрии и групповой психотерапии. В 1921 году в театре Вены он поставил экспериментальную пьесу. Инновацией было то, что, во-первых, актеры импровизировали, а во-вторых, приглашали зрителей принять участие в действии. С тех самых пор 1 апреля (когда ставилась постановка) официально объявлен днём рождения психодрамы.

После этого Морено переехал в Штаты и основал там Центр развития психодрамы. Он даже разработал прибор, похожий по своим функциям на магнитофон, на который записывал сеансы. Результаты своих научных изысканий он публиковал в журнале Зигмунда Фрейда, с которым был знаком лично, — «Имаго».

Психодрама как метод психотерапии стала настоящим прорывом. До неё ведущим направлением был психоанализ. Пациент во всех подробностях воспроизводил свои сны, с помощью ассоциаций пытался связать их с тем, что происходит в его жизни. При этом он чаще всего лежал на кушетке, а психотерапевт слушал и записывал его излияния, находясь за ширмой.

Морено постоянно спорил с Фрейдом по поводу эффективности таких сеансов. Его не устраивала пассивная роль обоих участников психотерапевтического процесса. Он считал, что, поскольку человек социален, лишь в тесной связке с другими людьми он сможет найти решение своих проблем. Так зародилась не только психодрама, но и групповая форма работы.

Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

У психодрамы есть два применения — она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться.

Психодраматические группы обычно состоят из 8 — 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными — от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими — на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.

Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз).

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» — и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение — «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве».

Психодрама

Психодрама исследует проблемные ситуации и конфликты с помощью ролевых игр (актерского мастерства). Цель этого действия – научить человека решать свои проблемы, находить выход из конфликтных или кризисных ситуаций, находясь при этом в безопасной и спокойной обстановке. 

Этот подход приходит на помощь людям, которые хотят взглянуть на свои эмоции со стороны, научиться противостоять конфликтам и проблемам, находить эффективные решения для кризисных ситуаций. 

Психодрама использует такие методы, как инсценировка действий по сюжету, взятому из жизненного опыта одного из участников. В ходе инсценировки сам «проживающий ситуацию» и другие участники погружаются в нее с целью получить ответы на вопросы. 

Как попасть на прием к психотерапевту

В основном психотерапевтическая помощь является платной. Если вы решаете обратиться за такой услугой в поликлинику, то, скорее всего, вас направят к психиатру. 

Бесплатные услуги психотерапевта показаны больным психиатрических стационаров. В этом случае их лечащий врач по необходимости назначает курс психотерапии, в этом случае пациент проходит его при больнице.

Еще один вариант получить помощь психотерапевта бесплатно – обратиться в соответствующий институт. За учреждениями, обучающими психотерапии, закрепляют бесплатные программы по оказанию такой помощи. Но ваша встреча со специалистом будет проходить не наедине: за его работой будут наблюдать студенты, но политика конфиденциальности сохранится.

Государство также организует бесплатные центры психологической помощи для детей, подростков, женщин и семей.

В большинстве же случаев, если вы желаете самостоятельно обратиться к психотерапевту, такую поддержку вы можете получить у частного специалиста. Для этого сто?ит позвонить в психотерапевтическую клинику и записаться на прием.

Высококвалифицированные специалисты такого профиля принимают, к примеру, в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре.

Достаточное количество людей откладывает свой поход к специалисту, даже если нуждается в нем, из-за цены вопроса. В среднем, стоимость 1 сеанса психотерапии составляет 2000 рублей, в отдельных случаях она достигает 6000 рублей. Так, избавление от различных фобий, длящееся около 10 сеансов, обойдется клиенту от 20 до 60 000 рублей.

Такая цена обусловлена несколькими факторами. Психотерапевт – это специалист, прошедший длительное и дорогостоящее обучение. Он делится с клиентами своим профессионализмом, опытом и знаниями. К тому же, чтобы поддерживать уровень своей квалификации, специалист должен систематически посещать платные курсы, семинары, конференции. Поэтому плата за его труды является соответствующей. Она выводит отношения клиента и психотерапевта на другой уровень, настаивая на решительности и серьезности намерений обоих лиц.

Клиент-центрированная терапия

В основе этого подхода лежит убеждение, что человек может сам найти причину и решение своих проблем, ему лишь нужна небольшая поддержка специалиста. Это подчеркивает и название подхода – именно человек (клиент) стоит у начала своих изменений. 

Работа специалиста с клиентом представлена в форме диалога

Психологу важно создать атмосферу доверия, понимания (без оценки происходящего) и уважения. Клиент понимает, что его принимают таким, какой он есть, что он может говорить без опаски, что его не осудят или негативно оценят

Специалист в ходе диалога направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание. 

Этот метод подойдет тем людям, которым не хватает тепла и сочувствия в жизни, кому нужно разрешить семейные или социальные конфликты, имеющим неврозы, тревогу или депрессию. 

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс;
  • одиночество;
  • обида;
  • подавленность;
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение;
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы;
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы;
  • психотический тип личности;
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

  • высокая чувствительность;
  • низкая самооценка;
  • склонность к суициду;
  • паранойя.

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.

Кому нужна психотерапия?

Из-за стереотипов о психотерапии многие люди не пытаются обращаться за помощью к психотерапевту. Это ошибка, потому что психотерапия может помочь и значительно улучшить качество жизни. 

Чаще всего психотерапию выбирают люди, длительное время страдающие депрессией, тревогой или гневом. Другие же ожидают помощи при хронических заболеваниях, нарушающих их эмоциональное и физическое благополучие. Третьи могут иметь краткосрочные проблемы и нуждаться в совете.

Симптомы, которые могут указывать на необходимость психотерапии:

  • чувство подавленности из-за длительной беспомощности и печали;
  • постоянные проблемы, несмотря на старания и помощь родных и близких;
  • сложность сосредоточиться на рабочих задачах или на повседневных обязанностях;
  • чрезмерное беспокойство;
  • ожидание худшего;
  • ощущение постоянного нахождения на грани;
  • причинение вреда себе или другим;
  • употребление алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • агрессия.

Сложность сосредоточиться на рабочих задачах

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это особая техника общения психолога и клиента, ее целью является изменение привычных жизненных схем, раскрытие личного потенциала, обретение уверенности в своих силах. 

Методы НЛП направлены на то, чтобы во время обучения эффективным стратегиям клиент учился анализировать свой собственный опыт, моделировал собственные стратегии общения. Это отражается в одном из главных постулатов НЛП – если хотя бы один человек умеет что-то эффективно делать, этому могут научиться и другие люди. 

НДП активно применяется в коучинге, хорошо подходит для всех, кто хочет раскрыть собственный потенциал, построить успешную карьеру или наладить общение с окружающими людьми. 

Гипноз

Человек способен к гипнотическому непроизвольному трансу, когда психика наиболее открыта и готова к положительным изменениям. Эту способность используют в своей практике специалисты по гипнозу. Сам гипноз может подразделяться на директивный (классический) и «мягкий», недирективный (эриксоновский гипноз). 

Терапевт вводит клиента в состояние глубокой расслабленности, измененного состояния, в котором снимаются барьеры и негативные установки, разум может беспрепятственно принимать новые возможности, находить решения беспокоящих проблем. 

Гипноз поможет тем, кто хочет избавиться от стресса, тревожности, фобий, вредных привычек, при решении конкретных проблем. 

Общие положения и понятия психодрамы

Основоположником этого направления в психотерапии является Якоб Морено, который известный также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 20-х годах XX века и до сих пор пользуется популярностью у многих ведущих специалистов современного мира.

Принципиальным отличием психодрамы от обычного театрального представления выступает отсутствие границ в импровизации и выборе роли, а также отсутствие заранее известной схемы развития событий и финала.

Участники психодрамы сами выбирают себе роли, таким образом эмоционально присоединяясь к своему персонажу, пропуская через себя происходящее. Роль, так или иначе, цепляет глубинные проблемы личности, которые в процессе игры не так болезненно переживаются. Это метод позволяет взглянуть на себя «со стороны», посмотреть на свои переживания беспристрастно, быстрее найти внешнее решение внутренней проблемы.

В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Таким образом, участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль в ее рамках.

При сюжетно-ролевой игре происходит более четкое осознание переживания, к которому присоединяются все участники группы. Роли задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому выходу из проблемы.

Также одним из важных аспектов психодрамы является коррекция вербального поведения личности, которая протекает наиболее эффективно в рамках групповой терапии. Неэффективные способы общения замещаются на более приемлемые, изменяются и стратегии поведения посредством исполнения роли.

Основными понятиями в групповой психодраме являются:

  • Выбор роли и ролевая игра . Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет — положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его.
  • Отсутствие чёткого сценария, спонтанность поведения . Это одно из важных требований к развитию психодраматического действия. Именно спонтанность даёт возможность проявить себя как личность во всём своём многообразии образов и переживаний.
  • Теле . Данный термин объединяет два понятия и выражает эмоциональное присоединение чувств и переживаний к личности психотерапевта, перенос значимых отношений на психотерапевта, а также контрперенос — обратное явление переносу, когда психотерапевт присоединяется, вовлекается в переживания клиента.
  • Осознание, озарение . Так называемый катарсис присутствует в психотерапии как главный маркер того, что решение проблемы найдено или же клиент будет более рассудительно относиться к ситуации решения, так как инсайт — это внутреннее переживание, вышедшее во вне и осознанное клиентом. Достижение катарсиса всеми членами группы (первичный эффект), а также активными зрителями (вторичный эффект) — главная цель работы по методу психодрамы.

Обратите внимание! Стоит отличать театрализованную игру по заранее известному сценарию от психодрамы, которая посредством ролевой игры приводит к лечебному психотерапевтическому эффекту, не травмируя личность участника групповой психотерапии, а позволяя духовно раскрыться в процессе творчества

Межличностные отношения в психодраме

При обмене ролями необходима ровная эмпатия; ее наличие может служить главным условием того, что имел в виду Морено, говоря о встрече: «Тогда я посмотрю на тебя твоими глазами, а ты на меня — моими». Обмен ролями позволяет одному человеку проникнуть в сущность другого.

Дублирование, техника зеркала и обмен ролями — три основных технических элемента психодрамы. В процессе работы Морено периодически их изменял и дополнял. Впоследствии эти техники претерпевали изменение в соответствии с фантазией того или иного директора, применявшего их в конкретной ситуации.

Достижение спонтанности и креативности» — основная цель психодрамы. Эти понятия в теории Морено являются центральными. В них он видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному. Только если спонтанность и креативность будут соответствовать внутренней динамике драматического действия, может произойти естественный процесс исцеления — процесс самоисцеления.

В психодраматической терапии ни в коем случае нельзя пренебрегать всевозможными межличностными отношениями. Говоря о «межличностных отношениях». Морено имел в виду три типа «отношений между людьми: эмпатию, перенос и «теле».

«теле» — объективный социальный процесс с патологическим (перенос) и психологическим (эмпатия) ответвлениями. Несмотря на позитивную роль эмпатии, по своему смыслу она не отражает взаимности процесса. Перенос играет отрицательную роль и способствует прекращению и разрушению социальных отношений. «Теле» же, наоборот, только укрепляет взаимодействие между членами группы…»

В первом приближении можно считать, что наличие эмпатии предполагает способность отказаться от предвзятого восприятия другого человека как неповторимой индивидуальности, возможность поставить себя на его место, умение ему сочувствовать. В психодраме существование эмпатической связи является непременным условием дублирования.

Подлинная эмпатия требует не только наличия непредвзятости, но и самоощущения и самопознания во избежание вторжения собственных переживаний и проецирования их на другого человека.

Такая опасность безусловно существует, ибо эмпатия — это процесс односторонний: я вчувствуюсь в сущность другого человека, в положение, в котором он находится, но поскольку при этом исключается всякая возможность анализа, моя эмпатия не может считаться верной или, наоборот, признана неадекватной и исправлена. И тем не менее вчувствование, то есть сознательная идентификация, оказывается необходимой, чтобы обрести возможность разделить переживания другого человека, а значит, обогатить и свои собственные эмоциональные переживания.

Понятие «перенос» является спорным из-за его разнообразного толкования различными психологическими школами. Морено подразумевал под переносом то же самое, что Фрейд: «Когда один человек вступает в отношения с другим, он является для него не личностью, значимой самой по себе, а главным образом носителем его бессознательных ожиданий и представлений, связанных с его воспоминаниями. Основанные на переносе отношения не могут развиваться долго, так как в действительности никакой человек не соответствует ни ожиданиям, ни опасениям, содержащимся в переносе. В процессе переноса невозможно установление прочных отношений между людьми, между «Я» и «Ты». Партнер в отношениях выступает более или менее нейтральным объектом, на который выплескиваются собственные иллюзии» .

Психодраматическая сессия

Процесс псиодрамы, согласно Морено, состоит из трех стадий:

1. разогрев;

2. действие;

3. шеринг.

Морено была предложена и четвертая стадия психодрамы — это анализ или процессинг. Эти стадии всключает в себя традиционные практически для всех методов психотерапии фазы. После заключения начального контракта о начале работы, терапевт, раскрывая психодраму, старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с клиентом обратится в процессе терапии.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна»

Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем — выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы (Greenberg, 1974). Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Двойник

В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя». Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее. У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие

Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Основные принципы поддерживающей психотерапии

Для психотерапевта, практикующего поддерживающую терапию, очень важно быть открытым и надежным в глазах пациента. Пациенты с заболеваниями шизофренического спектра, как правило, очень восприимчивы к эмоциям врача, поэтому очень важно правильно реагировать на вопросы пациента относительно его чувств и эмоций и показывать свою искренность

Такая модель поведения дает возможность пациенту чувствовать свою защищенность и побуждает к некой работе над собой.

Второй принцип – профессиональность и образование пациента. Задача психотерапевта – объяснить пациенту его чувства и эмоции (зачастую у пациентов с эндогенными заболеваниями есть сложности в интерпретации своих мыслей и чувств, возникающих на сеансах или в обычных жизненных ситуациях). Такая позиция помогает убрать страх пациента перед своими эмоциями и показать ему более комплексную психологическую картину.

Третий принцип – интерпретация именно чувств и эмоций, а не механизмов психологических защит, которые стоят за этими эмоциями. Пациент может кричать, жаловаться, быть чрезмерно возбужденным, гневаться при этом его высказывания могут иметь бредовую фабулу

Психотерапевту важно в этой ситуации быть активным слушателем, не выражать несогласие с порой нелогичными высказываниями, а попробовать направить эмоции в более конструктивное русло в процессе диалога.

Принципы психодрамы

Сам автор метода выделял следующие основные принципы психодрамы:

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: