Факторы успеха адаптации
На успешность адаптации влияет множество факторов. Прежде всего, у ребенка должен быть налажен контакт с семьей, учителем и одноклассниками. Не менее важным условием является готовность к школе (возраст первоклассника может варьироваться от 6 до 8 лет), стрессоустойчивость, а также здоровье. Психологи придерживаются мнения, что основную помощь при адаптации ребенок получает от семьи.
Следует отметить, что самый легкий период адаптации проходит у тех детей, где родители умеют сопереживать, принимать их неудачи и стараются помочь. К сожалению, в большей части современных семей родители привыкли принимать решения за детей, что существенно усложняет период адаптации. При поступлении в школу родителям нужно понимать, что первый класс и новые правила — трудный период в жизни ребенка, когда его необходимо поддержать. Основной причиной затяжной адаптации является неправильный подход к данному периоду.
Умея управлять собственными эмоциями, вы легко поможете ребенку адаптироваться к школе. Пройдите курс Викиум «Эмоциональный интеллект» и научитесь держать эмоции под контролем!
Степени адаптации
Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:
- положительная адаптация
- умеренная адаптация
- дезадаптация
При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.
При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.
При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.
Уровни адаптации
Процесс адаптации ребенка к обучению в школе протекает на
трех уровнях:
- Физиологическом;
- Психологическом;
- Социальном.
Физиологические условия адаптации детей к школе
Чтобы организм ребенка не испытывал излишней нагрузки в
связи с началом школьного обучения, необходимо обеспечить условия для
нормальной физиологической адаптации ребенка к школе:
- изменение режима дня ребенка в соответствии со
школьным расписанием; - обеспечение двигательной активности ребенка
между уроками (прогулок, подвижных игр, физкультуры); - создание удобного и безопасного рабочего места,
соблюдение положения тела ребенка за письменным столом; - соблюдение правильного освещения, выполнение
упражнений для глаз; - организация здорового питания ребенка;
- полноценный отдых и сон;
- закаливание.
Психологическая адаптация к обучению
С началом учебы в школе потребность ребенка в
психологической поддержке возрастает в разы. Поскольку личность ребенка еще не
сформирована, ему непросто справиться с ежедневными стрессами. Любовь,
уважение, принятие, признание индивидуальности, развитие уверенности в себе,
помощь в преодолении трудностей, формирование правильного отношения к неудачам
и поражениям – все это ускорит психологическую адаптацию ребенка к школе.
Социальная адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация ребенка к школе – это
развитие личности ребенка и достижение гармоничных отношений с другими детьми и
взрослыми. Социальную адаптацию можно рассматривать как заключительный этап
приобщения ребенка к роли школьника. Об успешной адаптации можно говорит в том
случае, если ребенок имеет чувство собственного достоинства, выстраивает равноправные
отношения с одноклассниками, признает авторитет учителя.
Признаки школьной дезадаптации
Дезадаптация — это нарушение приспособления школьника к меняющимся условиям обучения. Она может возникнуть как в начале пути, в первом классе, так и при переходе из начальной школы в среднюю или при смене класса либо школы.
Если вы предполагаете, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией в школе, — сверьтесь с чек-листом:
- Ребёнок резко меняет своё поведение (был холериком, стал флегматиком).
- Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес.
- Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему.
- Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым.
- Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывает.
- К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
- Ребёнок становится капризным, плаксивым, раздражительным.
- Ребёнок жалуется на плохое отношение к нему в школе со стороны ребят или учителя (иногда необоснованно).
- Клинические проявления: нарушился сон, аппетит, появились тики, энурез, тревожное расстройство.
Присутствие хотя бы трёх признаков — знак, что проблема действительно есть.
Социально-психологическая адаптация
Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально-психологическом уровне:
дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.
В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка
Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия
А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.
Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе
Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников.
Совет 1. Отслеживайте собственное состояние
Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.
Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка
Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью
Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.
Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации
Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.
Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться
В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости.
Совет 3. Следите за здоровьем
Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов
Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.
Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние.
Совет 4. Интересуйтесь
Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального
Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?»
Совет 5. Помогайте
Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать
Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности.
<<Форма курс 1-4>>
Что такое адаптация к школе
Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.
- Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
- Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.
Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.
С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:
- Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
- Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
- Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
- Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).
Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.
Структура и виды адаптации
Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:
- ориентировочную фазу (2-3 недели);
- неустойчивое приспособление (2-3 недели);
- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).
На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.
Социальная адаптация
Предполагает умение:
- слушать;
- реагировать на учителя;
- самостоятельно выполнять задания;
- организовывать и анализировать их выполнение.
Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других
Физиологическая адаптация
Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.
Психологическая адаптация
Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:
- желание учиться и выполнять задания;
- стремление к их успешному выполнению и пониманию.
Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».
Влияние адаптации
Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:
- Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
- Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
- Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.
Это можно отслеживать (таблица ниже).
Компоненты адаптации | Критерии | Показатели |
Когнитивный | Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе | Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа |
Эмоциональный | Самооценка, уровень притязаний | Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний |
Поведенческий | Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми | Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение |
Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
- Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.
Советы психолога родителям первоклассника
Стоит подытожить и выделить главные моменты для родителей первоклашки.
Ваш маленький и новоиспечённый ученик очень зависит от вашего мнения, оно важно для него. Именно поэтому хвалите, хвалите и ещё раз хвалите, но за дело, конечно, за старания, за результат
Искренне интересуйтесь его жизнью, новыми друзьями, настроением.
Важно сохранить дружескую и открытую связь между вами, чтобы впоследствии ребёнок мог вам доверять, чтобы он чувствовал вашу любовь и заботу, вне зависимости от успеваемости, а при любых проблемах и неурядицах мог поделиться с вами и не искал поддержку на стороне.
Уважайте школьника, цените. Никогда не укоряйте, не обзывайте, не унижайте своего ребёнка, даже если он и правда не понимает задания, хоть и с пятого раза. Растоптать самооценку можно очень легко и просто, а вот чтобы вернуть все на место могут потребоваться годы жизни, а то и десятилетия.
Режим. Соблюдаем оптимальный режим учёбы и отдыха, полноценный сон, сбалансированное и правильное питание, витамины.
Помощь в домашнем задании. Придерживаемся золотой середины. Не нужно делать задания за ребёнка, ему можно помочь, если он попросит. В остальных случаях лучше не лезть. Если вы не обладаете временем, знаниями в решении школьных уроков, то наймите няню или помощника.
Важно.
Ваши ожидания не должны превосходить умения и таланты вашего ребёнка. Не поднимайте планку до степени учёного. Не нагружайте ребёнка одновременно различными курсами, уроками и секциями.
Совместное времяпрепровождение. Старайтесь в первый учебный год больше уделять время своему чаду, вместе гуляйте, общайтесь, ходите в кино, играйте. Ребёнку надо полюбить учёбу и в этом вы ему можете помочь. Поэтому в первый учебный год очень нежелательно совмещать с серьёзными жизненными изменениями, вроде развода или рождения сиблинга. Слишком большая психологическая нагрузка может в дальнейшем превратиться в неврастению .
Обязательно выделяйте время для полноценных игр или прогулок. Во время игры ребёнок успокаивается и уходит стресс, одновременно развивается воображение, а это прекрасно влияет на первоклашку.
Следите за здоровьем. Очень часто ребята в начале первого учебного года много болеют. Это может быть связано даже с психологическими проблемами. Как вариант, ссоры с одноклассниками, обиды или неумение постоять за себя
Обращайте внимание на все изменения в поведении ребёнка, ведь, вполне возможно, что застенчивость или ощущение одиночества превратило ваше чадо в «мнимого больного».
Всегда уважительно говорите об учителях и школе своего ребёнка. Никаких насмешек и обсуждения других детей, более того, не сравнивайте своего первоклашку с другими. Ваш маленький ученик должен учиться брать на себя ответственность, уважать других людей и никого не обвинять в своих неудачах или промахах.
Как предотвратить дезадаптацию?
Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие
Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:
физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).
Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием
Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику
Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр.
Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями. Отметьте, что учитель — это не родственник, он требует особенного отношения (нельзя обращаться к учителю на «ты», дёргать его или обнимать без спроса, нужно запомнить его имя и отчество и обращаться вежливо).
И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее
Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации.
Уровни адаптации
А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).
Уровень адаптации | Характеристика ученика |
Низкий | Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам |
Средний | Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками |
Высокий | Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса |
Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)
Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни
Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
- установлен контакт с учителем;
- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
- налажены отношения с одноклассниками;
- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе
Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
- Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Частые вопросы
Что такое социально-психологическая адаптация ?
+
Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.
Какие функции влияют на социальное привыкание?
+
Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.
Причины дезадаптации?
+
Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.
Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?
+
Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.
Виды адаптации
Адаптационный период имеет разделение на несколько видов. Успешное прохождение адаптации означает успешное прохождение каждого вида, если по одному из критериев, ваш ребёнок не продвигается, весь процесс может затянуться на неопределённое время.
Социальная
В первую очередь ребёнок вступает в новую социальную роль, теперь он ученик и у него совсем новые обязанности. Ему необходимо научиться взаимодействовать с учителями, а именно, слушать их, выполнять требования и соблюдать дисциплину, а также следовать распорядку школы.
Следующий трудный момент — это установление контакта с одноклассниками и урегулирование всевозможных конфликтных ситуаций. Ну и, конечно же, выполнение домашних заданий и стремление к организованности и самостоятельности.
Физиологическая
Психологическая и умственная нагрузка, которую ребёнок испытывает при поступлении в школу сказывается самым прямым образом на физических данных организма. Стресс вызывает серьёзное напряжение, что приводит к переутомлению.
В данном случае главными показателями являются: общее самочувствие, аппетит, сон, обучаемость и работоспособность, склонность к заболеваниям.
Психологическая
Она чаще всего зависит от того, насколько ребёнок готов к школе, ведь чем больше развиты все психические процессы ученика, тем легче пройдёт адаптация. Основные показатели:
-
мотивация, желание обучаться;
-
общее настроение;
-
обучаемость, а также желание и способность выполнять всевозможные задания;
-
уровень развития познавательных процессов.
Школа – это один из главных и важных этапов в жизни маленького человечка перед вступлением во взрослую жизнь. Именно в школе ребёнок будет получать все необходимые знания и умения для дальнейшего развития в духовном, профессиональном и творческом смысле. А навыки коммуникации и взаимодействия с различными людьми положат основу дальнейших связей с обществом.
Этапы социальной адаптации детей и подростков
Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.
Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:
- первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
- от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
- от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
- от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
- от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации
Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.
Критерии успешной адаптации
По длительности адаптация может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, иногда до года. Это зависит от характера ребёнка, его психологической готовности, типа школы, учителя, уровня сложности, интеллекта. В этот период крайне важна поддержка семьи.
Судить об успешности прохождения адаптационного периода можно по следующим критериям:
Ребёнок с радостью идёт в школу, с удовольствием рассказывает, о времени, проведённом в ней. При этом легко говорит не только о приятных вещах, но и делится проблемами, сложностями.
Легко осваивает программу обучения, не сталкивается с непреодолимыми трудностями, учёба в основном приносит радость. Если же трудности возникают и накапливаются, возможно, стоит рассмотреть переход на более лёгкую программу обучения.
Самостоятельное выполнение заданий
Конечно, редко какой первоклашка способен полностью самостоятельно выполнять все домашние задания, но тем не менее, ребёнок должен стремиться к самостоятельности, и большая ошибка родителей — учить уроки ЗА ребёнка, или приучать его к своему неусыпному контролю.
Важное правило!
Помогать можно и нужно. Постоянно выполнять задания вместе с ребёнком и уж тем более вместо него — большая ошибка.
Гармоничные отношения с учителем и одноклассниками. Ребёнок любит своего учителя, он для него авторитет. Он дружит с одноклассниками, а конфликты, если возникают, легко разрешаются.
Заключение эксперта
За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.
Заключение
Как быстро и незаметно пролетели 7 лет и вот ваш маленький комочек счастья уже пойдёт в школу. Наберитесь терпения, будьте спокойны и уверены, адекватны и сведущи в проблемах адаптации. Зная сложности, которые вас подстерегают, попробуйте воспользоваться этими советами и облегчить себе и ребёнку жизнь, ну а если будет сложно и непонятно, то стоит обратиться к психологу, он точно поможет ускорить адаптацию, направить в позитивное русло и мотивировать к обучению.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы столкнулись со сложностями адаптации ребенка к школе, проконсультируйтесь со специалистом!