Я-Родитель
В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов.
Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.
Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести
и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка.
Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей.
Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители.
Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей.
Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.
«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах.
Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».
Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?
Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать
ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.
Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае
состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями.
Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет.
Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.
Контролирующий и Заботливый Родитель
Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек.
Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства.
Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения.
Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.
Я-РодительКонтролирующий
Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином».
Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости,
подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.
Расставим акценты
Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции
«Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.
Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию
«Я-Взрослый».
Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства
сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны
проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.
Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или
«Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:
- Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
- Избавиться от родительских программ.
- Узнать и переписать сценарий своей жизни.
В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое.
Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица
социального действия.
Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный
результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление
какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.
Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать
обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть.
Овладеть этим редким умением, необходимым
в сбалансированной и счастливой жизни
поможет трансактный анализ Эрика Берна.
«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» –
книги американского психотерапевта Эрика Берна ,
ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов.
Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.
Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».
Помогаю составить план на 2023 год.
Если в у вас есть трудности с определением целей и приоритетов, с принятием решения куда двигаться дальше, какие цели перед собой ставить.
То я готов вам помочь расставить приоритеты и поставить цели на следующий год.
Поэтапно, каждые 2 дня я буду давать вам новое задание, которое будет помогать формировать ваш план.
Стоимость 100$ для первых 5 человек. Далее 150$
Также возможно сопровождение в первый месяц движения по плану.
https://goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu, 1871542611
Примечания:
- Эрик Берн
- Эрик Берн «Транзактный анализ. Практическое применение»
Ещё почитать:
Послесловие
Чем отличается деловой конструктивный конфликт от деструктивного? В конструктивном люди обсуждают противоречия и стараются понять противоположную сторону ради общего решения и выяснения истины. В деструктивном споре люди стараются отстоять свою точку зрения и победить. Но можно ли победить? Есть ли в распавшейся семье, увольнении, драке выигравшие? Нет. Каждая сторона будет жалеть себя и считать преданной.
Неумение психологически грамотно решать конфликты, быть гибким в ролях приводит к тому, что отношения становятся хронически эмоционально напряженными. В итоге они или распадаются, или участники зарабатывают психосоматические болезни и неврозы. Теория Берна – полезная база для исследования проблемы конфликтов (в семье, на работе, в любом межличностном взаимодействии) и их решения.
Как избежать конфликта при взаимодействии с окружающими
Процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей Берн назвал трансакциями. Они делятся на стимул и реакцию. Есть несколько видов трансакций:
Дополняющие, или параллельные – при таком взаимодействии, когда стимул одного человека дополняется реакцией другого, почти не возникает конфликтных ситуаций. Коммуникации могут длиться долго и без помех.
Пересекающиеся, или перекрестные – при таком взаимодействии часто возникают конфликты. Допустим, стимул посылается с позиции «взрослого», а реакция приходит от «родителя» или «ребенка». Ситуацию можно сгладить, если стороны своевременно осознают это и перейдут, к примеру, в эго-состояние «взрослого».
Скрытые трансакции распознать сложнее, так как одна сторона в них задействует сразу несколько эго-состояний. К примеру, если человек говорит одно, а подразумевает другое. В этой ситуации он сам может не осознавать, в какой роли находится.
Поглаживания – еще один вид трансакций, характерный для взаимодействия между эго-состояниями «ребенка» и «родителя». Посыл при поглаживаниях может быть не только позитивным, но и негативным. «Поглаживать» человека можно за какие-либо действия или просто за то, что он есть. Поглаживания бывают:
Вербальные – похвала и комплименты.
Невербальные – одобрительные жесты, мимика, подмигивания.
Физические – похлопывание по плечу, рукопожатия.
Теория Э. Берна
Основоположником теории транзакции по праву считается американский ученый-психотерапевт Эрик Берн.
Он начал публиковать свои работы в 60-х годах 20 века, наибольший интерес к его работам случился в 70-х годах.
Свои наблюдения и разработки Берн отразил в книге «Игры, в которые играют люди». Автор под словом «транзакция» понимает единицу взаимодействия, которая выражается следующим образом: вопрос-ответ.
Согласно теории Берна, в каждой личности взаимодействуют три состояния: ребенка, взрослого и родителя. Одна и та же личность в разное время может находиться в разных состояниях.
Если человек следует установкам, данным ему родителями, он пребывает в состоянии родителя. Когда он ведет себя, как в детстве, над ним давлеет ребенок. При объективной оценке и принятии реальности, анализировании текущей ситуации человек находится во взрослом состоянии.
В рамках теории транзакций Берн разработал и теорию сценария. Каждая личность может выполнять предписанный сценарий или применить антисценарий.
Сценарием называется некий жизненный план, который составляется еще в раннем детстве. Так многие дети знают, кем они хотят стать, сколько детей родить и где жить.
Сценарий может быть навязан и родителями. Если ребенку постоянно говорить, что он неудачник, то он не добьется успехов в жизни.
Контрсценарий формируется уже во взрослом состоянии и подразумевает уход от предписанного плана.
Например, родители и учителя «напророчили» подростку быть врачом, как его дедушка или папа, чтобы продолжить династию.
Однако, человек предпринимает все действия, чтобы уйти от «предначертанной» судьбы.
Антисценарий является полной противоположностью сценария и предполагает совершения последовательных действий, противоположных тем, которые должны совершаться.
То есть, вместо того, чтобы сдать экзамены и поступить в институт, молодой человек бросает учебу и попадает в плохую компанию, начинает пить и принимать наркотики.
Его поведение — это также следствие установок родителей, но с противоположным результатом.
Что влияет на наши поступки? Три состояния эго
То, как мы общаемся, отражает наш характер, эмоции и переживания. По сути, Берн разделил наблюдаемые схемы на три эго-состояния
Важно знать: у каждого из нас есть все три состояния эго, но они могут доминировать по-разному
1. Родительское эго
Родители — наши первые образцы для подражания. То, что они передают нам, влияет на всю будущую жизнь. Особенно это касается руководящих принципов и убеждений, которые мы усваиваем в первые шесть лет жизни, когда дети ещё не в состоянии ставить под сомнение правила и инструкции.
Иногда мы говорим то же самое, что и наши отец, мать, бабушка, хотя сознательно этого не хотим. Мы делаем это, потому что жили с этими людьми так долго, что автоматически воспроизводим вещи, которые нам говорили, или обращаемся с другими так, как могли бы обращаться с нами.
Те, кто действует в родительском эго, общаются с окружающими как с детьми. Они покровительствуют, ругают или наставляют собеседника, словно перед ними маленький ребёнок. Часто они транслируют те убеждения, которые действительно усвоили в детском возрасте.
Если кто-то снисходительно качает головой, хмурится или с сожалением вздыхает в разговоре с вами, вы будете знать в будущем, что человек взял на себя «родительскую роль». И разумеется, это может привести к конфликту. В конце концов, какой взрослый захочет, чтобы с ним обращались как с ребёнком?
Функция Родителя
- Это эго-состояние помогает людям быть хорошими родителями и организовывать свою жизнь в соответствии с принципами и ценностями. Точно так же, как хорошие родители обеспечивают содержание, поддержку, любовь для своих детей, эго-состояние Родителя создаёт ощущение безопасности и устанавливает правила для нас и других.
- Опираться на Родителя хорошо, если вам нужно автоматически выполнять бесчисленные рутинные задачи без необходимости каждый раз тщательно обдумывать их.
- Когда Родителя слишком много, он мешает нам впускать в жизнь что-то новое, беспрестанно критикует всё, что идёт вразрез с принципами, подрывает уверенность и веру в мечту.
2. Взрослое эго
Действия во взрослом эго — наиболее желательная форма общения. Если вы считаете своего собеседника равным себе, а ваш собеседник относится к вам как к взрослому человеку, вероятность конфликта значительно снижается.
Когда мы во Взрослом, мы можем видеть людей такими, какие они есть, а не тем, что мы проецируем на них. Мы запрашиваем информацию, а не делаем предположения.
Взрослый выступает арбитром при спорах Ребёнка и Родителя. Например, Родитель может «бить» внутреннего Ребёнка, говоря: «Ты плохой, посмотри, ты сделал неправильно, ты бесполезен». Ребёнок может ответить: «Я плохой, посмотри, какой я бесполезный, у меня никогда ничего не получается». Многие почти не замечают этот внутренний диалог, поскольку он больше напоминает белый шум. Эффективный Взрослый вмешается, укажет, что такое воспитание бесполезно, поддержит Ребёнка и развеет негативные установки.
Тот, кто общается во взрослом эго, может оценить масштаб своих действий. Если Родитель или Ребёнок пассивно созерцают происходящее, то Взрослому хватает силы влиять на события и брать ответственность за поступки.
Взрослый внимателен, склонен к самоанализу, эмоциональному интеллекту и уважителен к другим. Безразличие или уничижительные жесты — это не про Взрослого.
Проблема и признаки дисбаланса
Успеха и процветания человек может достичь, если в нем гармонично взаимодействуют три составляющих эго. На каждое состояние должно приходиться примерно 30% его времени.
Если знать принципы трансакции, то можно в нужной ситуации включить ребенка, взрослого или родителя, чтобы общение пошло по желаемому сценарию.
К несчастью, такой баланс наблюдается не у всех. Это приводит к различным проблемам общения. Наиболее часто в индивиде преобладает родитель или ребенок.
Ребенок не может принимать взрослые решения, опаздывает на работу, винит в неудачах других, обижается.
Родитель все время поучает вторую половину, друзей, партнеров.
Эти перегибы отрицательно влияют, прежде всего, на самого человека. Проблемы дисбаланса выражаются в следующем:
Дитя
Если в личности мало ребенка, то она не испытывает спонтанных желаний, радости, эмоций. Ребенок — это частичка детства, которая остается с индивидом на всю жизнь.
Берн считает, что данная сторона является наиболее ценной. Она позволяет оставаться непосредственным, восторгающимся, развивать творческий потенциал.
Выраженная сторона ребенка, напротив, делает индивида безответственным, недисциплинированным, неспособным достичь цели. Он хочет только играть, получать, но не отдавать.
Подавленный или бунтующий ребенок очень обидчив, склонен к депрессии. Он нуждается в заботе родителей, зависит от чужого мнения, обладает низкой самооценкой.
Если эго-ребенок сильно доминирует, то это становится серьезной проблемой. Человек склонен винить в неудачах других людей, не делает выводов из своих ошибок, накапливает обиды. Эти обиды и разочарования приводят к депрессии, подавленности, суицидальным мыслям.
Гипертрофированный родитель
Это обычно занудный, брюзжащий, поучающий человек.
Он не признает чужого мнения, критикует. В отношении к себе и к окружающим выражает завышенные требования, то есть является перфекционистом.
Эго-родитель пытается постоянно контролировать ситуацию, винит себя в неудачах. Слишком выраженная данная сторона личности нередко становится причиной психических расстройств. Этого можно избежать, если осознанно переделать предписанный в детстве сценарий.
Тест на самоопределение личности
Отвечайте на вопросы «да» или «нет». Долго не думайте — какой ответ первым пришел в голову, такой себе и записывайте.
- Можете ли вы сказать, что заботитесь о себе?
- Часто ли у вас возникает чувство усталости от привычного хода вещей?
- Можете ли вы спокойно пройти мимо грязной посуды или стопки глажки, если устали?
- Вы чаще всего делаете что-то по любви?
- Вы чувствуете внутреннюю гармонию?
- Считаете ли вы, что у вас хорошо развита внутренняя девочка?
- Балуете ли вы свою внутреннюю девочку?
- Можете ли вы сказать, что все 3 эго-состояния у вас развиты в равных долях?
- Чувствуете ли вы уверенность в себе?
- Можете ли вы самостоятельно себя поддержать?
- Можете ли вы сказать, что умеете приструнить своих саботажников?
- Считаете ли вы, что ваше окружение полностью экологично?
- Умеете ли вы выставлять личные границы?
- Вы точно знаете, чего хотите, и идете к своим целям?
- Вы чувствуете себя сбалансированной?
- Позволяете ли вы себе полноценно отдыхать?
- Принимаете ли вы от мужчины подарки без чувства неловкости и вины?
- Можете ли вы сказать, что любите себя?
- Вас часто терзают сомнения?
- Вы верите в себя?
- Вы можете сказать, что не хотите перезапустить свою жизнь?
А теперь посчитайте количество ответов «нет».
Расшифровка теста
«Нет» меньше 3 — Многие могут позавидовать вам и вашей внутренней гармонии, а также сбалансированности;
«Нет» от 3 до 7 — Вам необходимо обратить внимание на те сферы, где вы дали такой ответ, и проработать их;
“Нет” от 8 до 12 — Задумайтесь над своим внутренним состоянием, потому что пока оно оставляет желать лучшего. Обратите внимание, какие сферы у вас проседают, и попробуйте понять, с чем это связано
Несомненно, все эти сферы необходимо проработать;
«Нет» от 13 и больше — Срочно на «Перезагрузку», потому что с таким внутренним дисбалансом перманентного внутреннего счастья в вашей жизни не будет!
Если у вас по результатам теста некритичная ситуация, однако вы хотите улучшить свою жизнь и себя, то welcome на “Перезагрузку»!
Эго-состояния
Согласно теории трансакционного анализа в каждом человеке существуют три состояния, которые можно описать следующим образом:
- Родитель. Данное состояние содержит поведение и установки, которые переняты человеком извне, в основном, от родителей или наставника. Они выражаются в предубеждении, заботливом отношении к некоторым людям, возможности назидания, влияния на ребенка, в том числе и находящегося внутри нас.
- Взрослый. Данное состояние не зависит от возраста личности и ориентировано на восприятие человеком текущей действительности. Человек получает объективную информацию, организует свою деятельность определенным способом, являюсь хорошо приспособленным, стрессоустойчивым и находчивым. Также он способен спокойно рассуждать, без паники находить разрешение проблемных ситуаций.
- Ребенок. Данный тип содержит такие побуждения, которые имеются у ребенка и возникают естественным путем – это ранние детские переживания, реакция на проблемные ситуации и конфликты, выражаемые как в отношении себя, так и в отношении других. Данное состояние отвечает также за творческие качества личности.
Таким образом, когда личность чувствует, действует, думает, разрешает конфликты, она поступает по определенному сценарию. Если человек действует так, как действовали его родители в проблемных ситуациях, он действует в соответствии с эго-состоянием родителя. Когда человек соотносит свои действия с текущей реальностью, действует объективно – находится в состоянии взрослого. Когда он ведет себя подобно ребенку, задействуя модель детского поведения – это состояние ребенка.
Берн также выделял трансакцию как единицу общения. По его мнению, она состоит из стимула и реакции. Во время общения мы обмениваемся состояниями, которые имеются у нас. При этом трансакции бывают трех видов:
- Дополняющие или параллельные трансакции – реакция одного человека непосредственно дополняется реакцией другого, при этом люди взаимодействуют в одинаковых эго-состояниях.
- Пересекающиеся трансакции – стимул-реакция пересекается, что является источником конфликта. Например, муж выясняет, где находится его галстук, а жена берет данную ситуацию на свой счет, считая, что муж опять обвиняет в беспорядке в шкафу. В данном случае муж обращается к жене с позиции «от Взрослого к Взрослому», жена же воспринимает реакцию как «Ребенок», обращаясь к «Родителю».
- Скрытые трансакции – человек говорит одну фразу, однако имеет в виду совершенно другое. В этом случае слова, которые произносит человек, не соотносится с его жестами, взглядами, эмоциями, действиями. Скрытые трансакции выступают в качестве повода для психологических игр, которые нередко затевает люди между собой. Анализ психологических игр является одним из интереснейших направлений исследования психологии и конфликтологии.
Рисунок 1. Теория трансактного анализа Э.Берна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тест «Трансактный анализ общения»
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!» | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе» | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете» |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
Обработка результатов
Я-состояние | Суммируемые строки | Сумма баллов | |
Д | «Дитя» | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 | 22 |
В | «Взрослый» | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 | 50 |
Р | «Родитель» | 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 | 48 |
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.
Другие тесты раздела «Тесты на коммуникативность»