Рефлексия

Примеры рефлексии в психологии

Рефлексия в нашей жизни встречается практически в любых наших действиях и мыслях у большинства людей. Приведу несколько простых примеров рефлексии:

  1. Чтение книг и просмотр фильмов. Во время чтения того или иного произведения мы сопереживаем героям, задумываемся о том, как мы поступили бы на их месте, иногда сопоставляем написанные ситуации со своими. Благодаря чтению, наш кругозор становится выше и человек словно перенимает написанный опыт, использует в своей дальнейшей жизни.
  2. Процесс обучения. Пока мы учимся, мы узнаём новые факты о жизни и большинство из них применяем непосредственно в своей. Проведение контрольных и самостоятельных работ в школе позволяет учителям проанализировать какие темы были хорошо усвоены, а над какими стоит ещё поработать. 
  3. Сожаление или прощение. Если мы сожалеем о произошедшем или сделанном нами, что могло обидеть или навредить другому человеку нередко приходится извиняться. Это значит, что в своём большинстве, человек осознал ошибку, мысленно вернувшись в произошедшее и проанализировав ситуацию и своё поведение в ней. 


Письма позволяют распрощаться со своими проблемами и закрыть гештальт

Виды рефлексии в психологии

Рефлексия может проявляться в различных сферах деятельности человека. При этом в зависимости от уровня личностного самопознания она будет различаться по характеру своего проявления.

Основываясь на том, на какую область психической деятельности направлено внимание сознания, выделяют 5 форм рефлексии:

  1. Личностная рефлексия – это форма осмысления внутреннего содержания самой личности. В процессе этого осмысления психикой производится эмоционально-оценочная деятельность. Анализ в таком случае будет направлен на значимые компоненты личности: мотивы и потребности, цели и идеалы, способности и возможности.

  2. Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, при которой анализ направляется на познавательные процессы и выявление особенностей мышления, памяти, внимания. Такая форма рефлексии имеет большое значение в учебной деятельности.

  3. Когнитивная рефлексия также наблюдается в области обучения и познания. При этом, в отличие от логической, целью ее анализа выступает содержание и качество знаний наряду с их соответствием требованиям других людей (учителей и преподавателей). Когнитивная рефлексия становится помощником в учебной деятельности. Она помогает расширению кругозора, позволяет адекватно оценить свои профессиональные качества и наметить пути их успешного применения в работе.

  4. Межличностная рефлексия предполагает осмысление и оценивание наших взаимоотношений с другими людьми, анализ своих поступков по отношению к окружающим, определение причин конфликтов.

  5. Социальная рефлексия – в психологии это означает процесс осознания человеком отношения к нему окружающих людей. Проанализировав характер их оценок, индивидуум стремится откорректировать свое поведение соответствующим образом.

Рефлексия предполагает не только анализ пережитого и прошлого опыта, но и прогнозирование развития событий в будущем. С точки зрения временного аспекта оценочной деятельности выделяют 2 вида рефлексии:

Ретроспективная рефлексия направлена на осмысление уже произошедших в жизни событий. Это оценка своих действий и поступков, проявленных в них сильных и слабых качеств, побед и поражений. Ретроспективная рефлексия предполагает анализ причин, приведших к хорошим или плохим результатам, определение для себя выводов на будущее. Этот вид рефлексии является важным для человека, поскольку, анализируя свои ошибки, мы учимся избегать их в будущем.

Что такое рефлексия

Определение рефлексии гласит, что она является качеством, присущим только человеку, и служит одним из его отличий от любого другого живого организма. За многовековую историю феноменом рефлексии (также ее называют саморефлексией) интересовались представители психологии, философии и даже педагогики. Все они приписывали рефлексии огромную роль в функционировании личности человека, а также искали самые разные пути ее самостоятельного развития в себе.

Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio», означающего «размышление» или «обращение назад». На самом деле у этого понятия есть много трактовок, причем каждая из них уникальна в своем роде.

Если мы обратимся к «Википедии», то увидим, что рефлексия понимается как обращение внимания человека на себя, свое сознание, продукты личной поведенческой активности, навыки, умения и знания, а также переосмысление всего этого. Сюда же можно отнести анализ уже совершенных или планирующихся поступков. Говоря проще, рефлексия является умением заглядывать внутрь своего сознания (и даже подсознания), оценивать свои поведенческие шаблоны, эмоциональные реакции.

Когда мы говорим, что человек рефлексирует, мы подразумеваем, что он фокусируется на собственном «Я» и осмысливает (или переосмысливает) его. Способность к рефлексии позволяет выходить за границы «Я-пространства», предаваться активным размышлениям, заниматься самоанализом, делать из всего этого выводы и использовать их в дальнейшем. Она дает возможность сравнивать себя и свою личность с окружающими, критически себя оценивать, адекватно воспринимать и видеть себя так, как видят другие люди.

Но не будет лишним также, если мы укажем на различие в понимании саморефлексии в психологии и философии. В философии она понимается как высший феномен, включающий в себя размышления на тему оснований человеческой культуры и изначальном замысле бытия всего сущего.

Древнегреческий философ Сократ считал рефлексию одним из доступных человеку средств для познания и совершенствования себя, т.к. умение критически взглянуть на свои мысли и действия отличает человека от других существ, делает его высшим существом в эволюционной цепи. Именно эта способность позволяет всем нам двигаться по пути прогресса и становиться свободными от стереотипов, шаблонов и предрассудков, избегать заблуждений и ошибок.

Примерно тех же взглядов придерживался французский философ Пьер Тейяр де Шарден. Плюс к этому он указывал, что рефлексия дарит людям возможность знать и осознавать само это знание. А немецкий философ Эрнст Кассирер говорил, что рефлексия нужна людям, чтобы вычленять самые важные моменты среди огромного количества «мусора», содержащегося в недрах подсознания и перипетиях чувств.

Но толкование рефлексии в психологии представляет для нас больший интерес, т.к. именно здесь раскрывается его практическое значение

Психологическая наука рассматривает этот феномен как особую форму самоанализа, вследствие чего она занимает важное место в науке о человеческой способности обращаться к подсознанию, анализировать мысли, действия и цели

Известный советский и российский психолог Лев Рубинштейн называл способность рефлексировать умением осознавать границы собственного «Я», а также указывал на то, что при отсутствии данной способности человек не может развиться и стать полноценной личностью. Таким образом, рефлексия превращается в умение останавливать бесконечный поток хаотичных мыслей и переключаться с механистичного мышления на осознание индивидуального духовного и психического внутреннего мира. Итогом этого становится возможность не просто думать, а по-настоящему размышлять, анализировать и полноценно жить.

Все вышесказанное указывает нам на важность рефлексии в жизни человека, а также еще раз говорит о том, что ее нужно и важно в себе развивать. Живя в сумасшедшем ритме современности, человек не имеет достаточного количества времени, чтобы остановиться, обдумать свои действия и познать собственный внутренний мир

В то же время способность проводить качественный самоанализ, смотреть критически на свои ошибки и менять свои действия на основе полученных выводов крайне важна, т.к. помогает полноценно развиваться и становиться самодостаточной личностью. Развивая ее в себе, мы можем прийти к осознанию своей уникальности, научиться понимать свое отличие от любого другого человека, формировать собственные мысли, определять цели и даже находить свое предназначение в жизни.

Впрочем, о роли рефлексии в жизни человека нам стоит поговорить подробнее, но прежде позвольте предложить вам небольшое видео, где в интересной, простой и понятной форме рассказывается о том, что такое рефлексия.

Большая ясность мысли

Самоанализ дает возможность думать о чем-то изолированно от самой вещи.

Вместо того, чтобы ваш разум был омрачен эмоциями, которые вы испытываете при взаимодействии с рассматриваемой вещью, вы можете рассматривать ее в более рациональном смысле.

Вы можете увидеть это с большей ясностью и подумать об этом с округлой точки зрения с плюсами, минусами и другими важными деталями, которые помогут вам сделать обоснованный вывод о том, как вы хотите измениться в отношении этого (или если вы на самом деле не хотите изменить вообще).

Например, выбор вашей работы. Если вам не нравится длительная поездка на работу в вашей нынешней должности, вы не сможете увидеть преимущества, которые она приносит во время самой поездки.

Но, сделав шаг назад и подумав об этом в выходной день, вы, возможно, поймете, что, несмотря на то, что не все, что вам нравится, плюсы работы, которой вы увлечены, или заработная плата, которую вы получаете делают поездку на работу стоящей.

Это может даже изменить то, как вы относитесь к своим поездкам на работу или к тому, как вы решили провести это время.

Примеры рефлексии из жизни

Рефлексировать – это значит? В действительности, для каждого человека это означает совершенно разные вещи и осознанно порефлексировать люди способны совершенно разными способами и методами. Поэтому далее приведу несколько примеров рефлексии из жизни, в том числе из моего личного опыта. 

Остановиться и подумать

Бешеные ритмы жизни, которые сейчас преследуют практически каждого из нас, постоянные изменения и бесконечный поток информации заставляют многих людей подчиниться и просто плыть по течению. Ежедневно совершать ряд одних и тех же действий (в том числе и рутинная работа) способствуют тому, что человек забывает о своём моральном и физическом состоянии, перестаёт контролировать свои реакции и в конце концов полностью или частично не в состоянии понимать самого себя и свои желания. 

В таком случае самым простым примером является остановиться и подумать. Да, конечно, не стоит в прямом смысле останавливаться посреди дороги, хотя и такое иногда бывает

Возможно, стоит отложить какое-либо «важное» дело или встречу, чтобы просто остаться наедине с собой хотя бы на 5–10 минут. Подумать о том, что в последнее время действительно принесло вам пользу, удовольствие или радость

Правильно расставить приоритеты в соответствии с вашим личным ощущением самого себя.

Задавать себе вопросы

Распространённый пример – задавать вопросы самому себе или близким людям. При совершении какого-либо действия, поступка или ощущении эмоции – спросите себя «почему я это сделал?». Список подобных вопросов достаточно широкий, однако, далее будут представлены некоторые вопросы, которые наиболее эффективны для рефлексии: 

  • «Зачем я этим занимаюсь?»
  • «Какую пользу я получил/получаю?»
  • «Нравится ли мне это?»
  • «К чему я стремлюсь?»
  • «Действительно ли я этого хочу?»
  • «Что я могу сделать ещё?»
  • «Полезно ли то, чем я занимаюсь?»
  • «Как я могу изменить ситуацию?»

Записывать личные рассуждения

Обращение внимания на детали, эмоции других людей и свои собственные – всё это важно для понимания себя и окружающего мира. Постоянное обдумывание происходящего и анализирование ситуации позволяет осознанно подходить к рефлексированию и повышать качество собственного самопознания

Именно для этого в целях повышения мировосприятия некоторые покупают отдельный блокнот для записей. 

Начать вести записи возможно в любом возрасте. Для этого нужно определить некоторые темы, на которые хочется порассуждать, они могут охватывать совершенно разные сферы, вопросы и темы. Например:

  1. рассуждения о смысле жизни, своём предназначении;
  2. мысли о духовном мире, моральных и жизненно важных ценностях;
  3. мысли о взаимоотношениях с друзьями или близкими людьми;
  4. о целях в жизни, планах и желаниях; 
  5. о способах достижения личного комфорта, поставленных целей, например в карьере, в семье, в самообразовании и так далее.


Рефлексия помогает лучше узнать самого себя

Советы по развитию рефлексии

В случае если вы чувствуете необходимость в развитии данной способности и более глубоком самопознании и оценки себя, то рефлексию можно развивать, в каком бы возрасте вы не находились.

Работу над процессом раздумий эффективней начинать… с самой рефлексии. Нужно ответить себе на несколько вопросов:

  • Для какой цели вам рефлексия и какого результата вы ожидаете?
  • По какой причине вас не устраивает то, как вы сегодня понимаете свой внутренний мир?
  • Какие свои способности вы хотите познать в большей степени?
  • Почему, на ваш взгляд, вы не используете рефлексию в настоящий момент в своей деятельности?

Ответ на последний пункт крайне важен, поскольку зачастую за ним стоит психологический барьер. Человек не желает окунаться в глубину собственной души из-за страха, поэтому бессознательно отвергает необходимость анализа своих действий, их первопричин и результатов влияния на других людей. Это усмиряет совесть и не позволяет испытывать стыд за собственные поступки. В данной ситуации помогает одно упражнение.

Подойдите к зеркалу, посмотрите на себя и улыбнитесь. Вы должны улыбаться искренне, ведь перед вами самый близкий человек на земле, и нет необходимости скрывать от него что-то. Поговорите с собой, начните так: «Здравствуй! Я знаю, что ты и я – одно целое. Всё твоё является и моим тоже. И позитивное, и негативное, и успехи, и неудачи

Это для меня важно и необходимо. Я бы хотел узнать и использовать этот опыт

Ошибок не стоит стыдиться, стыдно не знать о них никаких подробностей. Ведь лишь проанализировав, я смогу их исправить и вырасти как личность». Данный способ рефлексии отлично помогает в психологии общения с самим собой, избавляет от скованности, что даёт в итоге человеку возможность использовать метод самоанализа.

Для того чтобы избежать ситуации, когда рефлексия трансформируется в самокопание, следует думать о своём «Я» в правильном ключе. Делайте сначала небольшие шаги: за самоанализом не требуется сидеть часами. Начните с интервала от 10 до 15 минут. Этого хватит, чтобы увидеть положительные моменты от рефлексии. Далее потихоньку увеличивайте время, только не увлекайтесь чересчур.

Думайте о приятном и полезном.

Можно придумать планы на завтра или вспомнить, что особенно удалось сделать сегодня. Если же потерпели неудачу, подумайте, какие уроки стоит извлечь из данной ситуации.

Выберите комфортное положение для рефлексии.

К примеру, эффективней вам думается в процессе прогулки по парку, а может, в состоянии покоя с закрытыми глазами. Бывает, что озарения приходят лучше в кабинете психолога или в процессе ведения личного дневника

По сути, это не столь важно

Не переживайте и не спешите бросать.

Если не удаётся остановиться и разобраться в сути происходящего. Подобное случается, если вы не имеете знаний о чём-то или чего-нибудь не понимаете

Важно также не концентрироваться на правильности проведения процесса рефлексии

Восприятие человека не способно быть объективным в полной мере – запомните это.

Человек склонен думать о себе лучше, чем он есть в реальности. Принимайте это в расчёт и оставайтесь честными с самими собой, когда размышляете о своих действиях. Тогда рефлексия станет действительно полезной.

Ставьте вопросы правильно.

Не «по какой причине?» и «кто тому виной?», а лучше спросить себя «что случилось?» и «какие способы решения проблемы я могу придумать?» Только это и способно помочь в сложной ситуации и сделать верные выводы, тогда не нужно будет постоянно осмысливать результаты собственных действий.

Рефлексировать следует каждый день, к примеру, в вечернее время можно проводить анализ всего происшедшего за день, собственных дум, чувств, решений и предпринятых действий. В данном случае прекрасно работает метод ведения персонального дневника. Это дисциплинирует, контролирует рефлексию и способствует очищению от негативных мыслей и эмоций. Таким образом человек оставляет на бумаге свои тяжелые думы, опасения и нерешительность, освобождаясь от них.

Однако не нужно чересчур интенсивно копаться в себе, стараясь обнаружить что-то плохое. Лучше настраивать себя на мысль о том, что позитивного всегда больше, выискивайте среди прочего положительные моменты дня и проживайте их снова и снова. Пожурив себя за неудачу, похвалите за добрые дела или любые хорошие поступки, даже если они кажутся не очень значительными. Помните, что нужно обязательно себя хвалить.

Что такое рефлексия?

Рефлексия в психологии представляет собой способность размышлять над событиями прошлого и подвергать их детальному анализу. Данный психологический феномен заключается в возможности направить ход собственных мыслей, а также багаж накопленных знаний и умений в сторону уже совершенных поступков либо запланированных действий. Выражаясь простым языком, рефлексия является умением взглянуть внутрь собственного подсознания, дать адекватную оценку поведенческим шаблонам, эмоциональному реагированию на окружение и механизмам принятия решений.

Рефлексировать что это значит в психологии? Данный феномен представляет собой способность личности выйти за рамки собственных предубеждений, осуществить глубокий самоанализ и сделать соответственные выводы из произведенного анализа. Критический и адекватный взгляд на недостатки и стороны характера, которые должны быть подвергнуты позитивным метаморфозам, считается незаменимым атрибутом в современном обществе. Способность к самостоятельному анализу помыслов и поступков является признаком самодостаточного человека.

Сократу принадлежит высказывание, согласно которому рефлексия считается одним из наиважнейших инструментов самопознания, выделяющим человека из царства животных, не обладающих способностью к созерцанию себя со стороны. Личность, отвергающая знание и отказывающаяся от самопознания, не может рассчитывать на духовный рост и всестороннее развитие. Аристотель и Платон считали мышление и рефлексию атрибутами, свойственными высшему разуму (демиургу). Только божественный разум в понимании древнегреческих философов обладает способностью приводить мыслителя с его мыслями в единое целое.

В неоплатонизме (идеалистическом направлении, зародившимся в период поздней Античности) рефлексия считалась миротворческой активностью божества и рассматривалась с двух различных точек зрения. Согласно первой из них, только сам индивид обладает способностью подвергать детальному анализу собственные мысли и поступки. Другая позиция предполагает оценку действий и помыслов человека со стороны. Для людей, считающих себя верующими, роль объективного смотрителя выполняет верховный демиург (Бог). Членам общества свойственно наделять подобными полномочиями других людей, занимающих более высокое положение в социальной иерархии.

Философские концепции рассматривают рефлексию как наиболее существенное свойство человеческого сознания. Таким образом, думающей и здраво размышляющей можно назвать исключительно ту личность, которая обладает познаниями о качествах и механизмах функционирования собственной психики. Выражаясь простым языком, человек, неспособный подвергать анализу свои эмоции и душевное состояние, не может считаться думающим.

Развивая навыки к рефлексии, личность приобретает уникальные черты, выгодно выделяющие ее среди остальной массы людей, осознает собственную неповторимость и учится направлять ход мыслей в требуемое русло. Уровень рефлексии разнится в зависимости от возраста субъекта, его профессиональных навыков, жизненных ориентиров и взглядов на окружающую действительность. В отличие от бесполезного копания в прошлом и накопления обид, данный психологический феномен позволяет переосмыслить и улучшить свое существование в целом.

Что такое рефлексия в психологии? Пример данного феномена можно привести следующий: несколько человек просматривают одну и ту же кинокартину. Субъект, обладающий способностью к анализу, вынесет из просмотренного фильма намного больше полезного для себя, сумеет увидеть аналогии в линиях поведения героев ленты с собственной жизнью для того, чтобы использовать полученную информацию во благо.

Саморефлексия и самосознание

Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.

В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.

В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.

Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»

В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.

Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.

Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.

Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.

Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.

Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.

Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.

Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.

Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.

Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».

Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности. Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?

Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.

Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».

Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.

Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.

О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:

  • Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
  • Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
  • Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
  • Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.


Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Роль Рефлексии в нашем мире.

По детальному рассмотрению вопроса, насколько глубоко укоренилась рефлексия в житейском обиходе, сам собой напрашивается необычный вывод. Необычность заключается всего-навсего в том, что итоговая мысль вроде бы одна, как бриллиант, а граней у неё – много, как и возможностей, предоставляемых рефлексивными умениями:

  • последовательный анализ собственных мыслей и наблюдение за ним; вычленение квинтэссенции, синтез;
  • оценочная работа мышления, с применением отстраненности (взгляд стороннего наблюдателя-марсианина);
  • оценка собственных шаблонов поведения с последующей корректировкой;
  • очистка сознания от «мусора»;
  • следствие очистки сознания – отказ, избавление от сомнений и колебаний, переход к модели решительного поведения;
  • самое глубокое погружение — познание себя с преобразованием скрытых возможностей в используемые и полезные.

Как видно из вышесказанного, роль науки трудно переоценить. Использующий способы рефлексии, технологии рефлексии развивающийся в этом плане человек понимает себя так, что для него нет в душе его никаких закрытых, потаенных мест. Осознавая себя и свою личность, владея сильнейшим самоконтролем, какой только могут дать его новые способности, он уверенно идет путем изменившихся жизненных обстоятельств, которые задал сам, как и новую дорогу к скорректированным приоритетам.

Его же оппонент, не придавший ровно никакого значения развитию у себя способностей к самоанализу и самонаблюдению, будет громоздить ошибку на ошибку, будет повторяться в схожих ситуациях, и при этом винить кого угодно и в чем угодно, кроме самого себя. Из всех возможных, человек, вместо того, чтобы подвергнуться собственному системному анализу, наугад выбрал, как ему казалось, наиболее удачную, а попал на наиглупейшую и наименее эффективную линию поведения.

Техники рефлексии и опытный психолог могли бы ему помочь: устранили бы эти провалы в ловушки ненужных мыслей, очистили сознание, произвели корректировку поведения. И начал бы накапливаться полезный опыт, пошел бы рост личности.

Из-за возможности реально помочь, методы рефлексии в последние полста лет стали чрезвычайно популярны и востребованы в психологической практике во всем мире. Психологи и психотерапевты пользуются ими, чтобы научить людей обращать свой взор в свое Я и изучать, как устроен их внутренний духовный мир, как устроен внутренний мир любого из нас. В результате совместного с психологом творческого поиска, приходят почти эвристические решения. казалось бы, безвыходных ситуаций, благополучно разрешаются сложнейшие проблемы. А все ответы на вопросы находятся внутри самих себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: