Выученная беспомощность

Как проявляется выученная беспомощность?

Выученная беспомощность — это психическое состояние, свойственное людям и животным, при котором отсутствует ощущение связи между усилием и результатом.

Долгое время это состояние считали отсутствием мотивации или даже ленью. На самом деле в выученной беспомощности участвуют гораздо более сложные процессы. До 60-х годов прошлого века принято было считать, что мотивация — это сила желания, от которой зависит наше поведение. И, если человек недостаточно старается для достижения результата, то это исключительно его «вина». Однако очень скоро стало понятно, что большую роль играет и возможность достичь желаемого. Мотивация получить хорошую должность у выпускника престижного колледжа будет выше мотивации того, что окончил менее статусное учебное заведение или у того, кому уже не раз отказывали на собеседованиях.

Бояться или любить?

Помимо памяти, есть еще более влиятельный для человека фактор — его эмоции. И самим ярким представителем Человека Эмоционального является обладатель зрительного вектора. Он рождается с невероятной чувственной амплитудой, способен испытывать всю известную человечеству гамму ощущений — от эйфории до черной тоски. Эта особенность ему дана природой вместе с врожденным страхом смерти, который в период взросления и развития человека принимает иные формы.

Конечно, для любого человека существует страх смерти, но он не проявляется в чистом виде без веского повода, например такого, как катастрофы или тяжелая болезнь. А вот у человека со зрительным вектором этот страх может идти фоном через всю его жизнь.

Из страха появляются эмоции высшего порядка. Человек учится использовать эти эмоции в обществе для создания тесных связей. Это сочувствующий, сопереживающий человек, который разделит с собеседником любые его переживания, поддержит в трудной ситуации, искренне порадуется в минуту славы. Но если в процессе воспитания случилась задержка на страхе, то это формирует в нем всевозможные фобии.

Помимо страха, человек со зрительным вектором обладает необузданным воображением. Он может видеть в облаках персонажей мультфильмов, в кляксе — забавную рожицу, а в игрушке — живое существо, о котором с радостью заботится. И это же воображение в сопровождении страха рисует в его мыслях далеко не радужные сцены. Такого человека нередко называют паникером, ведь он умеет превратить небольшую загвоздку в настоящую проблему, и он на самом деле так видит и проживает то, что представляется.

Будучи человеком впечатлительным и чутким, он может действительно не видеть выхода из ситуации и в отчаянии сдаться на волю судьбы.

Тандем

Современный мир стал сложнее, а вместе с ним сложнее стало и устройство психики. Поэтому все чаще встречаются многовекторные люди. Анально-зрительная связка векторов — это уже более сложный механизм, который объединяет в себе все свойства одного и второго типов психики.

В потенциале такие люди имеют больше способов и возможностей реализовать себя в обществе. Например, стать признанными художниками-современниками, благодаря идеальному визуальному восприятию, воображению, запоминанию мельчайших деталей и усидчивости. Или первоклассными педагогами, способными не только учить подрастающее поколение, но и влюблять его в предмет. Но и страдания анально-зрительные люди переживают вдвойне.

Они не могут забыть неприятное событие, бесконечно прокручивают ситуацию в голове и каждый раз переживают ее вновь. Поэтому трудные обстоятельства жизни, тяжелое детство или несправедливость со стороны авторитетного человека может надолго выбивать их из колеи, вынуждать уйти в заточение и уже никогда не попытаться перевести свою жизнь из черно-белых контуров в яркую раскраску.

Маркеры выученной беспомощности.

Как определить наличие/отсутствие выученной беспомощности у детей и взрослых? Петербургский психолог Н.В. Солнцева полагает, что наличие выученной беспомощности определяется с помощью слов-маркеров, которые человек употребляет в речи. Она выделяет шесть групп слов-маркеров у взрослых. Однако наш опыт работы с детьми показывает, что эти же маркеры типичны и для детей дошкольного и школьного возраста. Поэтому, перечисляя ниже слова-маркеры, выделенные Н.В. Солнцевой, мы приводим не примеры автора, касающиеся взрослых, а наши примеры, касающиеся проявлений выученной беспомощности у детей.

  1. «Не могу» (рисовать, завязать шнурки, попросить у другого игрушку, выучить стихотворение, решить задачу и т.д.).
  2. «Не хочу» (играть на фортепиано, одеваться и идти на прогулку). «Не хочу» является производным от «Не могу». Осознание ребенком того, что он не может чего-то сделать (или ему кажется, что он не может) демонстрирует его переживание того, что он «плохой», «неудачник», у которого все равно ничего не получится. Тогда формулировка «Не хочу» помогает избавиться от дискомфорта, связанного с «Не могу». «Не хочу» — это защита, отрицание «Не могу» под маской «Не хочу».
  3. «Всегда» (я всегда неловкий, всегда падаю с велосипеда, всегда все порчу, всегда плачу, всегда некрасиво рисую).
  4. «Никогда» (никогда не научусь читать, никогда не смогу научиться кататься на коньках).
  5. «Все бесполезно» («ничего у меня не получится», «сколько ни старайся, все бестолку»).
  6. «В нашей семье все такие» (семейные послания могут демонстрировать разные стороны реальности, но в целом отражают идею предопределенности судьбы и невозможности избежать участи, которая предназначена всем членам семьи: «в нашей семье у всех плохой слух», «в нашей семье все гуманитарии, ни у кого не было выше тройки по математике и физике», «в нашей семье у всех плохое зрение», «в нашей семье у всех слабое здоровье»).

Итак, выученная беспомощность проявляется в отсутствии инициативы, нежелании что-либо делать, изменять ситуацию.

Оптимизм и пессимизм в контексте феномена выученной беспомощности.

М. Селигман открыл и феномен сознательного оптимизма. Ученый предположил, что по отношению к собственной жизни и происходящим событиям люди делятся на две большие группы: оптимистов и пессимистов. Пессимизм может являться следствием выученной беспомощности. Если человек несколько раз оказался в ситуации беспомощным, он может потерять веру в позитивный исход ситуации и начать смотреть на собственную жизнь пессимистически. М. Селигман пишет: «В основе пессимизма лежит беспомощность. Беспомощность — это состояние, при котором любые ваши действия не способны повлиять на происходящее» .

М. Селигман подробно описывает два типа людей: пессимистов и оптимистов. Пессимисты верят в то, что неудачи будут сопровождать их всю жизнь, при этом они склонны во всем винить самих себя. Такое отношение к жизни способствует развитию депрессивных состояний. Оптимисты, наоборот, уверены, что неудачи — это временное явление, и полагают, что причиной невезения являются не они сами, а другие люди или обстоятельства. При этом оптимисты готовы снова и снова бороться с ситуацией, добиваясь успеха .

Отдельно М. Селигман рассматривает такую значимую проблему как сохранение здоровья. Он описывает психосоматический подход к сохранению здоровья через понятия «оптимизм» и «пессимизм». Иммунная система оптимистов функционирует значительно лучше, чем иммунная система пессимистов, оптимисты реже подхватывают инфекции, имеют меньше вредных привычек и дольше живут. Таким образом, исследования М. Селигмана показывают значимость для личности оптимистичного жизненного настроя.

Можно ли преодолеть выученную беспомощность и сформировать оптимистичное отношение к жизни у ребенка?

Сам М. Селигман задался этим вопросом, и дальнейшие его эксперименты были связаны с преодолением выученной беспомощности у собак. М. Селигман начал учить собак выпрыгивать из ящика, несмотря на сопротивление животных. Через некоторое время собаки стали самостоятельно выпрыгивать из ящика. Их выученная беспомощность была преодолена.

Психофизиологи В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский разработали концепцию поисковой активности человека . По мнению авторов, поисковое поведение противостоит выученной беспомощности. Далеко не всегда люди могут быть уверены в положительном результате своей деятельности. В такой ситуации, человек с выученной беспомощностью откажется от дальнейших действий или предастся панике. Напротив, оптимистично настроенный человек, обладающий поисковой активностью, будет адекватно оценивать промежуточные результаты на пути в конечной цели, извлекать из них уроки, изменять свое поведение в соответствии с объективной реальностью.

Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности

Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения. Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из существенных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта

Если у ребенка не получается что-то сделать, а взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет кататься на велосипеде», «я тоже не умел забивать гвозди, а потом научился» и т.д., ребенок начинает чувствовать себя неуспешным, у него развивается пессимистичный настрой. Он сравнивает себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо. Для того чтобы избежать неравного сравнения, эффективнее сравнивать ребенка с ним самим в прошлом.

При работе с дошкольниками мы предлагаем родителям и педагогам использовать прием «когда ты был маленьким». Этот прием помогает ребенку увидеть не только то, чему он научился за годы своей жизни, но и перспективы роста. Взрослый должен рассказать ребенку о том, чего он раньше не умел, а теперь научился. Старайтесь рассказывать подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла. Например, вы собираетесь делать аппликацию, а трехлетняя девочка говорит: «Я не буду вырезать, у меня все равно не получится. Ты хорошо вырезаешь, лучше ты вырежи». Что делать? Расскажите ребенку историю.

— Хочешь, я расскажу тебе о том, как ты из чашки пить не умела?

— Хочу.

— Так вот. Ты была маленькая. Тебе не было еще одного годика. Ты сидела на стульчике, и я дала тебе водичку в чашке. Знаешь, что ты сделала? Ты взяла чашку, перевернула ее и всю воду вылила на стол. И знаешь, что стала делать? Шлепать ручками по водичке! Вот какая ты была смешная! А сейчас ты разве выливаешь воду? Нет, ты хорошо и очень аккуратно пьешь из чашки. Потому что ты научилась. Подросла. И много раз тренировалась. Раньше ты всегда обливалась, когда пила, а теперь нет. Раньше ты не умела снимать носочки, а теперь ты можешь их не только снять, но и надеть, у тебя очень хорошо получается одеваться.

Сохраняйте рисунки детей, их поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Все это увеличивает уверенность ребенка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому, создает оптимистичный настрой.

Выход прямо по курсу

Как избавиться от синдрома выученной беспомощности, если это не заболевание, а состояние человека, который однажды потерял надежду? Сегодня даже сложные болезни поддаются эффективному лечению, а исправить свое состояние по силам каждому человеку. Главное — найти действенный способ.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана человек знакомится с самим собой. Он открывает в себе то скрытое, что всегда жило им и бессознательно управляло: обидой сидело на сердце, страхом застилало глаза, при ощущении собственной неполноценности. Он начинает понимать, по каким принципам живет его душа, и оковы спадают. Он перестает быть заложником бессознательных процессов и может сам управлять своей судьбой: выбирать для себя лучшее, достигать желаемого и забыть слово «невозможно»:

Апатия и бессмысленность

В перечень причин синдрома выученной беспомощности иногда включают депрессивные состояния. Депрессия обозначает свое присутствие ощущением бессмысленности бытия. Но это не просто «ничего не хочу». Такое чувство может быть признаком апатии — угасающих желаний, когда человек долгое время не мог достичь заветной цели. Депрессия же — это «ничего не хочу, потому что все бессмысленно».

Поиск смысла жизни — это маркер звукового вектора, чьи врожденные желания лежат в области метафизического. Такой человек с детства интересуется устройством мира, его конечными и бесконечными категориями. И его цель не просто прочувствовать смысл жизни, но осознать его, понимать так же отчетливо, как теорему Пифагора или таблицу умножения. К несчастью, когда поиски ответа на свой глубинный вопрос не дают плодов, возникает депрессия, как внутренний ответ: «Смысла в жизни нет».

В таком состоянии человек становится вялым, ни к чему не стремится и теряет всяческий интерес к любым благам материального мира. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана депрессия диагностируется очень точно, а глубокий психоанализ позволяет избавиться от груза бессмысленности и дает исчерпывающий ответ на внутренний вопрос звуковика:

Эксперимент с собаками

Американский психолог Мартин Селигман с группой коллег провел эксперимент с собаками, который сложно представить в современном мире, так как сейчас подобные опыты считают негуманными. Он поместил группу собак в помещение, где животные получали неопасные для здоровья, но болезненные удары током. Если первое время собаки пытались найти укрыться и избежать ударов, то после нескольких неудачных попыток, они просто забивались в угол и подвывали в ожидании очередного неприятного воздействия. После этого ту же группу собак размещали там, где они могли найти укрытие, но несчастные животные уже не предпринимали никаких усилий, чтобы спасти себя, так как были убеждены в грядущем провале. В то же время еще одна группа собак, которая не подвергалась воздействию тока ранее с легкостью вычисляла «безопасные» места и пряталась там.

Этот эксперимент показал, что люди и другие живые существа не находятся в равных условиях при столкновениях с теми или иными вызовами. Многочисленные неудачи могут сформировать «выученную беспомощность», при которой человек уже не пытается найти выход из затруднительной ситуации. Этот эффект во многом объясняет поведение жертв насилия или деструктивных отношений.

Мартин Селигман в своих изысканиях зашел гораздо дальше, попытавшись сформировать оптимизм по тому же принципу, по которому формируется беспомощность. В своих работах он пришел также к выводу, что некоторые для некоторых должностей пессимизм работников был бы даже предпочтительнее для работодателя. Пессимизм он определял, как стремление видеть в плохих событиях закономерность, а в хороших — случайность. Оптимисты же напротив склонны считать радостные события закономерным результатом своих усилий, а грустные — нелепыми случайностями.

Как победить выученную беспомощность?

При этом большинство процессов все же поддается нашему воздействию. Именно поэтому основным методом борьбы с выученной беспомощностью считают теорию малых дел. Начинать большое дело можно с маленьких шагов: генеральную уборку с одного угла комнаты, глобальный проект лучше разбить на несколько небольших заданий и т.д.

Самовнушение — это тоже полезный инструмент. Если в детстве человек не получал положительного подкрепления и слов похвалы за выполненные задания, то можно начать хвалить себя за каждое «маленькое дело».

Неплохо также проявить к себе сочувствие и принять тот факт, что свой путь в учебе, спорте или музыки каждый начинает с разных стартовых позиций. Поэтому сравнивать можно только себя сегодняшнего с собой вчерашним. Достижения других людей могут объясняться их хорошей подготовкой, базой или природными данными.

Зачастую с выученной беспомощностью и нередко сопровождающей ее депрессией невозможно справиться самостоятельно

Важно, чтобы человек не боялся обращаться за помощью к специалисту. Сегодня психологи и психотерапевты помогают решить проблему выученной беспомощности и помочь обрести уверенность в своих силах

  • Как повысить самооценку и уверенность в себе
  • «Я не умею, у меня нет опыта». Семь ошибок на собеседовании, которые делают все

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Воспитание выученной беспомощности у детей.

Исследования М. Селигмана касались не только взрослых собак, но и щенков. Он выяснил, что собаки, у которых сформировалась выученная беспомощность, передают это свойство своим щенкам. Таким образом, щенки даже не пытаются преодолеть сложные ситуации, они просто терпеливо сносят удары электрическим током, хотя в реальности могли бы их избежать. Получается, что родители приучают собственных детей к покорности судьбе.

Сам М. Селигман, получив эти шокирующие результаты, стал задумываться над вопросом о том, как родители воспитывают в детях оптимизм и пессимизм. В своей книге «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера» он описывает и анализирует примеры формирования выученной беспомощности и, соответственно, оптимизма/пессимизма у ребенка. Автор пишет: «Задача вашего ребенка — под опекой внимательных родителей получить привычку без страха смотреть в лицо трудностям и преодолевать их» .

Каким образом формируется выученная беспомощность у детей? Как родители способствуют развитию у ребенка выученной беспомощности?

Приведем несколько примеров и проанализируем их.

Как видим, формированию выученной беспомощности в данном случае способствовала мама. Дети с раннего возраста инициативны, хотят все делать сами, хотят трогать разные вещи и пользоваться ими. Малышей привлекают все предметы, которые находятся вокруг, и они с удовольствием делают все то же, что и взрослые. Одна из важных потребностей ребенка — это познание, которое осуществляется через взаимодействие с предметным миром, а также подражание родителям. И если взрослые не удовлетворяют эту потребность ребенка, то он перестает проявлять инициативу. И, наоборот, поощрение инициативы ребенка способствует повышению его любознательности, активности и самостоятельности.

Бабушка, конечно, хотела «как лучше»

Она завершила за Валю дело, а девочке было важно сделать это самой. Что усвоила Валя? То, что она неумеха, которая никогда не научится вязать так же хорошо, как бабушка

А значит, нечего и начинать.

Чему ситуация научила девочку? Во-первых, принимать откровенную ложь. Аня видит, что ее рисунок — далеко не верх совершенства. Во-вторых, Аня не пытается научиться рисовать лучше. В-третьих, мама сделала акцент на том, что у девочки совсем не получилось, и не обратила внимания на то, что у нее получилось хорошо. А платье получилось, действительно, красивое и яркое. Аня аккуратно раскрасила рисунок. И домик оказался вполне симпатичным

Но на это мама не обратила внимание девочки

Сейчас Олег школьник. Нельзя сказать, что он всегда организован, ничего не забывает и его совсем не нужно контролировать. Нет, он обычный мальчик без синдрома выученной беспомощности.

Таким образом, родители играют существенную роль в формировании выученной беспомощности у ребенка. Сам М. Селигман считал, что у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь. То есть и во взрослом возрасте такой человек будет предпочитать не браться за дело, ведь «все равно ничего не получится».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: