Что такое стереотипы?

Гендерные стереотипы и работа

Второй пример связан со стереотипами в профессиональной деятельности. Влияние стереотипов наблюдается, потому что черты, которые присущи, как кажется, мужчинам и женщинам, частично определяют род деятельности, которую эти люди могут вести.

Традиционным занятием для женщин считается что-то связанное с общением, с детьми. Для мужчин род деятельности скорее связан с техническими областями и бизнесом — или только кажется, что связан. Если придерживаться таких стереотипов, то при отборе кандидатов на работу выбор будет предрешен. Если человек отбирает на работу в компьютерную организацию людей, занимающихся программированием, то предпочтение будут отдавать мужчинам, потому что они заранее выглядят компетентнее. А для должности учителя начальной школы или воспитателя детского сада, согласно стереотипам, скорее подойдет женщина.

Даже когда человека уже взяли на работу, к нему будут по-разному относиться. Исследования показывают, что люди, играющие роль начальника, выделяют больше материальных ресурсов мужчинам для выполнения специфической деятельности. Кажется, что у вас есть должность и вы ее выполняете, но возможности, которые вам даются, разные. Это одна сторона воздействия стереотипов, связанная с их влиянием на восприятие окружающих.

Эффекты стереотипизации

Эффект последнего впечатления часто проявляется в отношении людей, которых мы хорошо знаем

Согласно этому эффекту, информация, которую мы получили последней, является самой важной. Эта закономерность проявляется и в «прерванных» событиях, например, когда два сообщения разделены большим промежутком времени, последнее сообщение запоминается более четко и ярко

Несмотря на то, что «эффект последнего впечатления» действует слабее, чем предыдущий закон, он дает нам реальный шанс изменить собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать технику «тайм-аут» — появление в новом образе после определенного отсутствия.

Эффект ореола — это следующий механизм, основанный на стереотипах и участвующий в формировании имиджа. Это явление заключается в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации. Например, когда мы получаем очень тревожную информацию о человеке, например, о его судимости или недостойном поступке, мы формируем доминирующее негативное отношение, которое недооценивает реальные достоинства этого человека. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное качество, то в восприятии других людей они начинают полностью отождествлять себя с этим человеком. Например, положительные качества человека, наделенного властью или богатством, сильно переоцениваются. (Возможно, именно поэтому богатые мужчины так популярны среди молодых красавиц).

Эффект ореола тесно связан с таким элементом имиджа, как репутация.

Другая социальная закономерность называется эффектом новизны. Этот феномен заключается в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, смущает нас, а с другой — привлекает больше внимания и лучше запоминается.

Другое явление, эффект социального контекста, напоминает нам о том, что человек воспринимается гораздо более привлекательным в присутствии позитивной группы или позитивных событий. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», — гласит поговорка, предъявляющая жесткие требования к выбору окружения. Мы можем быть только настолько осторожны, насколько это необходимо для сохранения нашей собственной репутации в этом вопросе. Наша привлекательность также значительно возрастает в глазах других людей, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и духовными вещами.

Эффект бумеранга отражает другое известное народное наблюдение: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к другим так, как они относятся к себе

Если человек ведет себя доброжелательно, уделяя внимание и уважение собеседнику и делая ему комплименты, он, скорее всего, вызовет ответные добрые чувства. Верно и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим»

Эффект повторения — то, что часто повторяется, воспринимается как знакомое, близкое и заслуживающее доверия. Все новое и слишком незнакомое поначалу шокирует и вызывает напряжение и сопротивление. Человеческая тенденция испытывать повторяющиеся идеи или действия является фундаментальной. Многие люди консервативны по своей природе. Они поклоняются одним и тем же богам, чтят древние традиции, учат своих детей следовать заветам предков и берегут семейные реликвии. Большинство из нас также живут в «плену» индивидуальных привычек.

Рассматриваемая закономерность лежит в основе такого явления, как «типирование». Наше сознание сохраняет некоторые обобщенные схемы и использует их в качестве мерила для сравнения и оценки. С точки зрения имиджа, это образы определенных людей или литературных фигур, которые стали узнаваемыми социальными типами. Например: Иуда, Спаситель, Дон Жуан, Снежная королева, Наполеон, «бомба», «новый русский» и так далее.

Все вышеперечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования образа человека. Они активизируются в условиях дефицита информации.

Старые предрассудки: рожай скорее, часики тик-тик

Детей нужно рожать в ранней молодости, а женщин, приходящих к материнству в более зрелом возрасте, называют странным словом «старородящая». Многие умудренные жизненным опытом дамы считают своим долгом доставать молодых девушек вопросом: «Ну, когда ты собираешься рожать? Часики-то тикают…». В обществе до сих пор принято, что называется, «отстреляться». Вот ты сначала выйди замуж, роди ребенка, а потом будешь своей жизнью заниматься.

В наше время у женщин существует масса способов для самореализации, кроме замужества и материнства. Но многие, под давлением этого стереотипа, выходят замуж и рожают не по собственному желанию, а чтобы поставить галочку, и чтобы отстали. В результате – разочарование в браке, материнство, отягощенное страданием от нереализованности, и всепоглощающее чувство вины и безысходности.

Может, для кого-то будет открытием, но далеко не все женщины созданы для брака и материнства. Есть те, кто страстно увлечены делом своей жизни, они явно ощущают свое предназначение и направляют на это всю свою энергию.

Примеры стереотипов

Говоря о стереотипах, стоит отметить, что они предопределяют поведение человека и многие жизненные ситуации

Из наиболее распространенных убеждений стоит обратить внимание на такие примеры:

  • молодежь слушает только рок;
  • женщины глупее мужчин;
  • все мужчины хотят от женщин только одного;
  • все японцы на одно лицо;
  • все женщины стремятся выйти замуж;
  • евреям присуща жадность;
  • в небольшом городе жизнь безопаснее, чем в мегаполисе;
  • все мужья — изменщики;
  • самые качественные машины изготовлены в Германии;
  • все прибалты медлительны;
  • все молодые люди легкомысленны;
  • лучшие рэперы — афроамериканцы.

Стереотипы мышления

Существует много определений, что такое стереотип.

Чаще всего под этим понятием скрывается стандартная реакция на определенные события или одинаковое восприятие группы людей, схожих ситуаций. Стереотипы формируются под влиянием общественного мнения, позиции окружающих и собственного опыта. Человек усваивает их в раннем детстве, когда научается находить самые простые способы решения проблем.

Постепенно они входят в арсенал его поведения. Так, маленький ребенок видит, что его старший брат добивается всего силой – толкает других детей, насильно забирает игрушки, и в ответ на такие действия получает то, что хотел.

В результате он перенимает подобное поведение и начинает каждый раз добиваться желаемого силой.

Стереотипы очень легко становятся частью человека, и вот почему:

  • Они экономят внутренние ресурсы, будь то сила, необходимость думать или действовать. У тебя есть модель поведения, она работает, зачем придумывать новую?
  • С их помощью легко договориться с окружающими. Ты говоришь с ними на одном языке, вы воспринимаете мир вокруг более или менее одинаково.
  • Тебе легко принимать решения. Не задумываясь, ты можешь сказать, что хорошо, что плохо, что нужно, а что нет.
  • Стереотипы помогают избавиться от ряда страхов. Даже не видя предмет, мышление формирует его образ, и ты чувствуешь себя в безопасности.
  • Они позволяют добиться эмоциональной стабильности.

В том, что стереотипное мышление облегчает жизнь, кроется и опасность. Легко ошибиться, принять неправильное решение. Ненароком можно обидеть человека. Есть риск не заметить новые возможности.

Например, ты привыкла считать, что все люди делают что-то хорошее только, чтобы потом выманить у тебя деньги. Попав в неприятную ситуацию, ты отказываешься от помощи, которую тебе хотели предоставить от чистого сердца.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы.
Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Стереотипы массового поведения

Формирование стереотипов распространяется не только на большие социальные группы или распространенные явления, но также на частные случаи. Как правило, на сознание людей оказывают влияние такие явления:

  • Слухи — сведения, которые быстро распространяются по неформальным каналам. Как правило, в основе сообщения лежит какой-то реальный факт, но его описание окрашено оттенками предположительности и не всегда соответствует действительности. Интересно, что, передавая и воспринимая слухи, люди, как правило, не задумываются об их истинности или лживости. В ходе распространения слухи могут изменяться и обрастать новыми подробностями.
  • Мода — это устойчивые, но недолговечные представления о поведении, внешности, роде деятельности и так далее. Как правило, понимание моды неодинаково у различных социальных групп. Интересно, что для данного явления характерна цикличность. Одна и та же идея сначала восхваляется, потом отвергается, а позже снова становится актуальной.
  • Массовые пристрастия — явления, которые в процессе межличностного взаимодействия быстро формируются и распространяются. Их суть состоит в стремлении к удовлетворению различных желаний и пристрастий. Это могут быть как легкомысленные хобби, так и серьезные политические убеждения.

Как не подчиняться и избавиться

Стереотипизация – это в психологии сформированный образ, который проявляется на конкретный стимул. Чтобы избавиться от влияния стереотипов, необходимо провести осознанную работу над собой. Нужно понять какие именно шаблоны и представления являются полезными и принятыми, а какие – негативными. Нужными считаются стереотипы, которые человек сформировал на собственном опыте, без опоры на мнение общества. Также к ним можно отнести социальные образы, но те, которые индивид пропустил через себя.

Чтобы проделать такую работу необходимо выписать наиболее известные представления и прочитать их несколько раз. На каждую фразу появляется эмоциональный отклик. Именно чувственно окрашенные ощущения показывают отношение к стереотипу. Также существуют несколько методик избавления от стереотипизации.

Остановка стереотипа

Механизм этого метода основывается на остановке структур, которые поддерживают стереотип, например, устойчивые образы и реакции, эмоциональные и телесные колебания. С самого начала необходимо отследить подобные психофизические реакции, рассмотреть их по отдельности, выделить наиболее яркую. Поэтому первым шагом является наблюдение и анализ.

Например, стереотипное действие – почесывание затылка как реакция на стимул

Здесь остановкой считается направленное внимание на движение руки, которое разрушает последовательность проявления шаблона. Отдельной частью этого процесса можно назвать попытку остановки внутреннего диалога в момент наиболее сильного сопротивления

Замена стереотипа

Состоит в замене одного представления другим. Как и в предыдущем примере, избавление от стереотипа происходит по однообразной схеме – в момент проявления реакции. В данном случае, действие необходимо заменить схожим по форме проявлением.

Преобразование стереотипа

Стереотипное действие изменяется через преобразование пути его проявления. В этом методе необходимо осознанно перехватить инициативу в момент раскрытия структур, после чего наделить устоявшиеся элементы новыми свойствами. На примере физического стереотипа – преобразовать почесывание затылка в совершение другое действия, не связанного с телом.

Выход за пределы стереотипа

Отличается от предыдущих способов тем, что здесь не используется прямое воздействие на структуры стереотипа.

Метод состоит из 3 этапов:

  1. Осознание одной из составляющих частей стереотипа.
  2. Осознание всех структур шаблона.
  3. Осознание цельности частей стереотипа в момент проявления.

Здесь реакция на раздражитель в виде почесывания затылка переживается до двигательного проявления шаблона. Человек осознает проигрывание стереотипа, но не показывает его физически, вследствие чего происходит затухание действия.

Выделяют также следующие способы работы со стереотипами во взаимодействии с другими людьми:

  • осознание – называние паттерна поведения;
  • выяснение причин поведения – проговаривание объективных и субъективных причин использования шаблона;
  • обсуждение – доказательство непродуктивности использования шаблона и проблем в общении из-за этого;
  • анализ – обсуждение прошлого опыта, на базе которого появился стереотип;
  • переоценка – разбор причин использования модели и оценка ее значения;
  • информирование – сообщение полной информации о суждении;
  • экран проекций – игнорирование стереотипа;
  • переключение внимания – переведение внимания на другие раздражители;
  • конгруэнция – подыгрывание, пока не закончится влияние стереотипа;
  • копирование – повторение поведение партнера (иногда необходимо, чтобы он это заметил, а иногда – нет);
  • внешняя диссоциация – отделение человека от его суждения, общение только с той частью, которая интересует собеседника.

Стереотипизация – это важный процесс, который экономит усилия мозга и разгружает психику. Стереотипы дают возможность ориентироваться в мире, понимать ценности конкретного общества. В то же время, представления в психологии иногда несут негативный посыл и воспринимаются как оскорбления

Поэтому нужно понимать, какие шаблоны являются частью мировоззрения, и употреблять их с осторожностью, чтобы не обидеть собеседника

Резюме

Думаю, из статьи стало понятно, что стереотипы — это больше опасная, чем полезная штука. Предлагаю нам всем внимательно рассмотреть собственное мнение по основным жизненным вопросам и определить, такое уж ли оно «наше»?

А может это вовсе не наше, а навязанное нам «общественное мнение»? И может оно даже вредно для нас? Может хватит держаться за «стабильную» работу, терпеть злобного начальника и низкую зарплату, а наконец-то решиться и выйти из зоны комфорта и построить свой бизнес, создать пассивный доход, освоить финансовую грамотность, начать путешествовать, стать дауншифтером, вести жизнь в стиле слоу лайф, записать свои цели и мечты и сделать еще много интересных и полезных дел. Полезных для себя, а не для своего работодателя!

Желаю всем мечтать! Желаю вдохновения и уверенности в своих силах!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные. Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп). В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы. При этом из-за заложенной в них

Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Влияние на человека, чем опасны

Стереотипы в психологии – это устойчивые представления о людях и явлениях жизни, которые могут носить как положительное, так и отрицательное значение для человека. Примером негативного стереотипа, который перерос в предрассудок, можно считать предвзятое отношение к выходцам из республик Кавказа.

Всех представителей мужской части, объединённых расхожим термином «кавказцы», граждане других национальностей считают людьми:

  • грубыми;
  • невоспитанными;
  • агрессивными;
  • решающими свои вопросы с применением насилия и угрозы оружия.

В тоже время, многие восхищаются культурными традициями представителей Кавказа, национальной кухней и танцами. Восприятие этой этнической группы населения страны в негативном свете сложилось, в том числе, под влиянием вооружённых конфликтов недавнего прошлого. Устойчивые стереотипы могут складываться под гнётом национальных особенностей и культуры определённых народов.

Традиции, передаваемые из поколения в поколение, могут наложить отпечаток на восприятие окружающих людей, которых человек воспринимает с точки зрения полученного семейного воспитания.

Поиски партнёра для дальнейшей семейной жизни, отношения в молодой семье, происходят, зачастую, под влиянием сложившейся на основе стереотипов мысленной установки и нарисованной воображением картины будущего сосуществования.

Например, стереотипом в семье можно считать разделение обязанностей на мужские (прибить гвоздь, отремонтировать мебель, вкрутить лампочку) и женские (постирать бельё, приготовить еду, успокоить ребёнка).

Например, девушка разочаруется в симпатичном ей парне в процессе развития их взаимоотношений, когда мысленный идеальный образ не будет совпадать с поведением реального человека. Слом устоявшихся стереотипов, как правило, процесс болезненный.

Человеку приходится выбирать из вариантов:

  1. Принять как данность новые факты, игнорируя свои стереотипы.
  2. Поменять свои взгляды на жизнь, изменяя параллельно отношение к стереотипам.
  3. Остаться при своём мнении, твёрдо придерживаясь сформированных ранее стереотипов.

Любой из этих вариантов предполагает взаимное обсуждение сложившихся обстоятельств, в результате которого нужно принять решение о дальнейших отношениях. Стереотипы, связанные с работой и карьерой, могут влиять на успешность самореализации.

Например, стереотип о строгости и недосягаемости начальника, к которому нельзя попасть на приём, может лишить работника возможности отстаивать свои трудовые права или попросить прибавки к заработной плате (при условии успешного выполнения своих обязанностей и положительных результатах).

Другой стереотип, воплощённый в поговорку «работа — не волк, в лес не убежит», позволяющий работнику «спустя рукава» выполнять порученные задания, может обернуться дисциплинарным (денежным) наказанием или увольнением.

Стереотип настойчивости родителей о получении детьми высшего образования (желательно в очной форме) в период быстрого изменения потребностей общества на фоне стремительного технического прогресса, может навредить молодым людям в плане упущенных возможностей самообразования с помощью.

Перечень:

  • онлайн-технологий,
  • быстрого обучения бизнес-процессам на курсах в Интернете,
  • нереализованных попыток создать свою модель поведения и существования.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол — это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Примеры

Обширные выводы о человеке на основании минимальной информации не выдерживают никакой критики. Примерами стереотипного мышления могут быть заключения об интеллектуальном уровне – это часто касается блондинок (даже огромное количество анекдотов) и спортсменов (часто объясняя неумением что-то делать). Такие выводы закреплены в народном мировоззрении и в итоге даже после многочисленных научных опровержений продолжают руководить людьми.

Туристы получают стереотипные знания в странах, видя их только из окна автобуса, посещая знаменитые места и слушая исторические сводки. Реальная страна остаётся неизученной, потому что местных в туристических местах практически нет, кухня адаптирована под европейца, а быт скрыт историческими фасадами – вот и складывается ощущение картинки. Это касается не только стран, но и целых народов – японцы считаются умными, русские безалаберными, а цыгане ворами. Это всё примеры стереотипного мышления, касающиеся нации, но не имеющие отношения к конкретному человеку.

Женщина, свободно разбирающая автомобиль на трассе вызывает или удивление или возмущение, некоторые могут пошутить о том, что она его доломает и всё только потому, что крепко закреплён стереотип неумения девушек водить. Те, кто не может самостоятельно заработать достаточную сумму денег, считают богатых ворами и только потому, что было рассекречено несколько взяточников или преступников. Человеку проще объяснить чужой успех неблаговидным поведением, а себя хоть как-то обелить, чем принять ответственность и шире взглянуть, что другой сделал такого, чего не смог он сам. Сюда же относится убеждение, что красивая девушка не может быть умной, а если и имеет кандидатскую, то это купленная работа, а должность у неё по протекции любовника. Это яркий пример того, как рациональный ум начинает служить стереотипному, всё продолжая выискивать оправдания и поддержание своей концепции, ведь иначе рухнет что-то внутри (оправдания, образ себя, привычное ничегонеделания) и взвалится новое (ответственность, задача думать, допускать невозможное, учиться у других).

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация — это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи — жадный народ;
  • итальянцы — вспыльчивые;
  • молдаване — глупые;
  • эстонцы — медленные;
  • русские — любители выпить;
  • англичане — чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы — очень пунктуальные;
  • цыгане — воры-кочевники;
  • кавказцы — очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники — любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Стереотипы поведения

Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:

  • На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
  • Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
  • Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.

Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.

Виды социальных групп

Известно, что на формирование стереотипов оказывают влияние виды социальных групп. Представители того или иного сообщества социума имеют свои приверженности и понятия. Остановимся на этом подробнее. Социологи выделяют большие, малые, контактные (или первичные) и дистанционные (или вторичные) виды социальных групп.

  1. Большие группы состоят из крупных сообществ, имеющих место в мировом масштабе. Например, группы, скомплектованные по социальным, профессиональным, этническим, возрастным признакам. Принадлежность к той или иной группе формируется посредством взаимодействия с организациями, выступающими за их права. Например, профессиональный союз, национальное сообщество, студенческий клуб и т.д. 
  2. Малые группы – друзья, соседи, семья, учебный класс, курс. Взаимодействие происходит на уровне личностных и эмоциональных контактов. Бывают специально и стихийно созданные малые группы, разделяемые по признакам совместной деятельности, личностной и социальной значимости.
  3. Контактные (или первичные) группы составляют близкие люди, имеющие устойчивые личные связи: отношения между членами семьи, близкими друзьями, одноклассниками.
  4. Дистанционные (или вторичные) группы составляют люди, которые имеют формальные или временные отношения друг с другом – коллеги, знакомые, связанные рабочими делами.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: