7 типов интеллекта и 5 способов мышления

Типы интеллекта

Типы интеллекта

Гарднер утверждает, что каждый человек представляет собой уникальное сочетание семи различных типов интеллекта

., благодаря которым мы выстраиваем связь с внешним миром и добиваемся удовлетворения собственных целей. В «структуры разума» входят два типа, которые обычно ценятся в традиционном обучении, три типа, напрямую связанные с искусством, и еще два типа, определенные как «личностный интеллект».

Лингвистический интеллект

Этот вид интеллекта подразумевает оценку речевых навыков, способность к изучению иностранных языков и умение использовать речь для достижения поставленных целей. Люди, наделенные подобным интеллектом, способны убеждать, рассказывать истории и использовать юмор как свое преимущество. Писатели, поэты, журналисты, юристы и политики всегда относятся к людям с высоким уровнем лингвистического интеллекта.

Логико-математический интеллект

Отражает способность человека анализировать проблемы, выполнять математические действия и подходить к вещам с научной точки зрения. По мнению Гарднера, он подразумевает умение человека выявлять модели, мыслить дедуктивно и рассуждать логически. Наряду с лингвистическим интеллектом, этот вид в основном определяется при помощи тестов IQ. Логико-математическим интеллектом, как правило, наделены ученые, исследователи, математики, компьютерные программисты, бухгалтера и инженеры.

Музыкальный интеллект

Люди с музыкальным интеллектом, по сути, думают с точки зрения звуков, ритмов и музыкальных произведений. Он включает в себя навыки к актерству и сочинительству, а также способности воспринимать музыку в целом. Наиболее типичной профессией для людей с музыкальным интеллектом является музыкант, диск-жокей, певец, композитор и музыкальный критик.

Телесно-кинетический интеллект

Отражает способность контролировать и координировать сложные физические движения, умение выразить себя в движении. Сюда относится язык тела, мимика и жестикуляция, актерство и занятия различными видами спорта. Телесно-кинетический интеллект высоко развит у спортсменов, танцоров, актеров, жонглеров и гимнастов, а также у представителей тех профессий, где умение сохранять баланс и координацию является жизненно необходимым — например, у пожарных.

Пространственный интеллект

Определяет способность четко различать предметы в пространстве, определять, «где что должно находиться». Высоким уровнем пространственного интеллекта должны быть наделены скульпторы и архитекторы, а также штурманы и мореплаватели, художники, дизайнеры интерьеров и инженеры.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект представляет собой способность понимать цели, мотивы и желания других людей. Он является основным инструментом для построения взаимоотношений. Учителя, маркетологи, продавцы, консультанты и политики являются примером людей с высоким межличностным интеллектом.

Внутриличностный интеллект

Говорит об умении понимать самого себя и четко распознавать собственные чувства и мотивации. Этот вид интеллекта помогает нам выработать наиболее эффективную модель работы над собой. Возможность понимать самого себя необходима также для привнесения гармонии в жизнь. Подобным видом интеллекта в огромной мере наделены философы и писатели.

Оглавление книги

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Уровни интеллекта

Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.

Выше 140 Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг.
От 131 до 140 Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер.
От 121 до 130 Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице.
От 111 до 120 Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%.
От 101 до 110 Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу.
От 91 до 100 Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий.
От 81 до 90 Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками.
От 71 до 80 Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах.
От 51 до 70 Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах.
От 21 до 50 Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов.
До 20 Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов.

Что такое интеллект?

Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта

Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.

Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.

Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.

Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.

Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.

Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

  • 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта;
  • 71-84 – ниже среднего;
  • 85-115 баллов – средний;
  • 116-144 баллов – интеллект выше среднего;
  • 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития;
  • 160+ – гениальность.

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Виды интеллекта в психологии

Как уже было сказано выше, интеллект – это не только умственные способности, эрудированность или умение быстро вычислять в уме. Часто очень умные и талантливые люди не могут успешно сдать тест IQ с высокими баллами. Точно так же, наоборот, с виду глупые, ограниченные люди способны показать невероятные результаты. Причина этого кроется в том, что бывают разные виды интеллекта.

Любой профессиональный психолог скажет, что проходить тест IQ самостоятельно – это глупо и бесполезно.

Чтобы точно определить уровень интеллекта человека, нужно чтобы с ним предварительно поработал опытный психолог. Он поможет определить склонности человека и максимально объективно оценить его способности.

Каким бывает интеллект?
Если руководствоваться классификацией психолога Рэймонда Кэттелла, его можно представить в виде двух компонентов: подвижного и кристаллизовавшегося.

Исходя из работ Рэймонда Кэттелла, под подвижным интеллектом подразумевается логическое мышление, способность к анализу и действиям в нестандартных ситуациях. Что касается кристаллизовавшегося интеллекта, то он включает в себя использование полученного ранее опыта и сам опыт.

Современные психологи используют классификацию, в которую входит:

  • продукционный (ментальный);
  • социальный;
  • вербальный;
  • духовный;
  • эмоциональный интеллект.

Продукционный интеллект или интеллект мышления — это совокупность логического, системного и каузального мышления. Он необходим человеку для того, чтобы обрабатывать полученную информацию. Именно продукционный интеллект чаще всего и используют в качестве основного признака ума человека.

Социальный интеллект представляет собой способность ориентироваться в разных жизненных ситуациях, определять социальные роли других людей и использовать подходящие роли самостоятельно.

Для человека нормально вести себя в обществе не так как дома. Дома можно позволить себе петь в душе, дурачиться или ходить с грязной головой. В обществе нужно придерживаться определённых правил. Это и есть социальные роли. Чем больше ролей может играть и распознавать человек, тем он более развит.

Вербальный интеллект – это совокупность способностей к общению и получению информации из разных источников. Он развивается в возрасте 3-5 лет и требует контроля со стороны. Если своевременно не проследить за его развитием, умственные способности человека никогда не достигнут нормального уровня. Чтобы он развивался безостановочно, нужно читать классическую литературу, смотреть интересные фильмы, принимать участие в дискуссиях с образованными и эрудированными людьми.

Духовный интеллект представляет собой отражение гармоничности внутреннего мира и личностных качеств. Другими словами, его можно представить как весы, на одной чаше которых лежит мораль, а на другой – желания и цели. Если обе чаши уравновешены, значит, духовное развитие гармонично. Духовный интеллект отвечает за такую сложную категорию мышления, как поиск смысла жизни и определение своего места в ней

Поэтому для достижения гармоничного развития так важно предаваться размышлениям, мечтать и медитировать

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать сигналы, поступающие от других людей в виде эмоций. В качестве примера можно привести героев известного сериала «Теория большого взрыва». Главные герои сериала – учёные, самым умным из которых является физик-теоретик Шелдон Купер. Он обладает идеальной памятью, легко считает в уме шестизначные цифры, но при этом не способен отличить сарказм от серьёзного разговора, а грусть от гнева.

Всё это связано с тем, что уровень его социального интеллекта крайне низкий. В то же время глупенькая официантка Пенни легко находит общий язык с людьми и может понять, что они чувствуют, по малейшим признакам эмоций.

Межличностный интеллект. 9 типов интеллекта

Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.

Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

От редакции : Может ли шизофрения передаться по наследству от родителей к детям

Личностный интеллект

Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.

Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.

Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  5. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: