Сущность воображения и его механизмы, роль воображения в психологии

Развитие

Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Что такое воображение

Итак, под воображением человека понимают способность создавать в своем сознании образы предметов, событий, ситуаций без их фактического присутствия в жизни. 

А так как все люди разные то и их способности, включая воображение, будут совершенно различными. Хотя одни люди очень легко практически на голом месте сочиняют целые романы, а другие с трудом вспоминают эпизод из только что просмотренного фильма, воображение присуще каждому человеку и он может им пользоваться по своему усмотрению.

Думаю, что любому из нас не составит труда представить прямо сейчас спелое яблоко и ощутить его ароматный вкус. Самое интересное, что в ходе данного эксперимента в нашем мозге происходит мыслительный процесс, в котором основную роль играет наше воображение.

В этом случае наше мышление выступает уже не как способность, а как совершенно самостоятельный психический процесс, имеющий непосредственное отношение к наглядно-образному мышлению и сопровождаемый позитивным эмоциональным фоном. Ведь ощущение удовольствия от вкуса представленного нами яблока относится к разряду положительных эмоций.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной. Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи. Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к абстрактному мышлению могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения. Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора. Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей

Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний. Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом. Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Классификация и уровни развития

Изучая виды и свойства воображения в психологии, психологи выделили 2 формы представления: пассивную, активную. Их различает необходимость прикладывать волевые усилия, результат.

Преднамеренное пассивное воображение — создание образов, сохраняющихся на уровне фантазии, мечты. Образы заменяют реальность, являются фантазией о лучшей жизни. Индивид создает образы осознанно, полностью осознавая, что это грезы. Понимает, что противопоставляет фантазию реальному миру. Если человек теряет самообладание, растворяется в фантазии, психическое, социальное развитие замедляется. Индивид может полностью утратить связь с реальностью, начать воспринимать фантазии как единственную реальность.

Непреднамеренное пассивное воображение — создание образов без осознанности, самопроизвольно. Процесс включается, когда сознание ослаблено: во сне, при психических расстройствах. Проявление образов — галлюцинации. Человек видит придуманные образы, но воспринимает их как объективные, физические. Также видом пассивного представления являются сны, в которых появляются неожиданные варианты сюрреалистичных образов.

Активное воображение — процесс, связанный с конкретной деятельностью. Он направлен во внешнее окружение. Побуждается задачей, его можно контролировать, подавлять волевым усилием. Используется, когда индивиду необходимо оценить собственную деятельность со стороны. Умение представлять используется для создания образа, изменения зависимо от необходимого результата. Выделяют 3 вида активного создания образов:

  1. Воссоздающее. Восстанавливает объекты, подробно, реалистично прорабатывая детали. Используется при расшифровке карт, чтении книг. С помощью внутренних образов индивид добавляет к текстовым описаниям графические образы, обогащая восприятие.
  2. Творческое. Помогает создавать новые образы, придумывая с нуля, без отсылки к текстовым описаниям. Образы, созданные творческим воображением, представляют ценность не только для их автора, но и для других людей. Они воплощаются в виде музыкальных произведений, картин, книг. Творческая деятельность была бы невозможна без представления объекта.
  3. Мечта. Планирование, которое не требует немедленного воплощения, называют мечтой. В отличие от грез, которые заменяют реальность, мечта — создание плана действий. Она побуждает к деятельности, мотивирует человека работать.

Развитие воображения зависит от психических процессов. У детей способность к сознательному представлению отсутствует, она возникает постепенно, по мере обладания новыми познавательными функциями.

Путь формирования

Есть несколько этапов развития воображения:

  1. Возраст – от 0 до 3-х лет. Ребенок учится узнавать изображение на картинке. При этом ребенок не привносит ничего нового, только воспроизводит старое, поэтому воображение существует внутри других психических процессов. Полноценное развитие воображения происходит тогда, когда ребенок начинает действовать в вымышленной ситуации.
  2. Возраст – от 3 до 4 лет. Воображение приобретает словесные формы. Также ребенок подражает действиям взрослого и на их основании выстраивает самостоятельное поведение. В играх он придумывает различные сюжеты, ситуации, новых героев.
  3. Возраст – от 4 до 5 лет. Появляются ситуативные мечты и мысли о будущем, но пока они неустойчивы. Обычно они обуславливаются событиями, которые вызвали эмоциональный отклик. Например, ребенок познакомился с другом отца, который работает врачом. Этот друг ему понравился, поэтому ребенок подумал, что тоже станет врачом, когда врастет.
  4. Возраст – 6 до 7 лет. У ребенка появляются замыслы, он ищет способы их реализации. Воображение работает изнутри, то есть, ребенку не так важна наглядность. Появляется творческий элемент.
  5. Возраст – от 7 до 11 лет. Расширению воображения способствует образование. У ребенка в воображении все еще много фантастических образов, но он постепенно отходит от них. Начинают использовать воображение для собственной выгоды, например, случаи детской лжи.
  6. Возраст от 12 до 17 лет. Воображение развивается в процессе учебы и творчества. Подросток посещает факультативы, кружки дополнительного образования, занимается с репетиторами. Это тоже развивает психические процессы. Поддержка и добрые слова от взрослых лишь улучшают развитие воображения.

Правда ли, что у детей воображение лучше? У детей воображение более активное, они его чаще и глубже применяют (например, во время многочисленных игр). У взрослого человека может быть не менее богатое воображение, но не столько много сфер для применения, сколько есть у ребенка.

Как понять, что у человека нет воображения? Есть такое заболевание – синдром дефицита воображения. Человек не может составить правильную комбинацию из действий, которые ему нужно совершить, не может представить мысленные или наглядные образы. Это чаще всего характерно для слабоумия. У здоровых людей не может не быть воображения, ведь все люди планируют, ставят цели, размышляют, как сделать дело лучше.

Приёмы и механизмы

Создание в результате процесса образного мышления новых образов происходит с использованием определённых механизмов. Это становится возможным благодаря использованию следующих приёмов:

  • Агглютинация — синтез и взаимодействие несовместимых в реальной жизни объектов, свойств и явлений.
  • Гиперболизация — преувеличение. Под этим термином может подразумеваться как воображаемое увеличение предмета, так и гипертрофия его отдельных частей, свойств, качеств, интенсивности явлений.
  • Замещение — воображаемая замена процесса или объекта или его частей на новые — другие, подобные или аналогичные.
  • Концентрирование — это включение одного образа (или представления) в другой. Этот механизм называется также концентрирующей интеграцией. Погружение одного образа в другой может быть как полным, так и частичным. В том числе и при помощи совмещения, растворения, сплавления.
  • Комплексирование. Под этим термином подразумевается объединение в единое целое разрозненных элементов, комплексирование способных существовать самостоятельно.
  • Миниатюризация. Это уменьшение фрагментов объекта или его целиком. Преуменьшение выраженности его свойств, качеств, особенностей. То есть миниатюризация — это действие, обратное гиперболизации.
  • Расчленение и элиминация — разделение цельного образа на составные части с последующим устранением некоторых из отдельных фрагментов.
  • Перенос — это перемещение из одной системы в другую некоторых из их фрагментов.
  • Перестановка — перемещение элементов целостной системы на другие объекты.
  • Регенерация — дополнение удалённых или изначально недостающих элементов цельного образа.
  • Придание подобия — присвоение сходства по материалу, устройству, форме, работе. Например, придание техническому устройству сходства с живыми существами и наоборот.
  • Противопоставление. Сознательные поиски и использование объектов, для которых характерны качества, противоположные исходному объекту (образу).
  • Реинтеграция — дополнение, достройка цельного образа, представления из одного из фрагментов.
  • Схематизация — выявления схожих черт и различий при изучении объекта.
  • Типизация — обнаружение повторяющихся, аналогичных явлений, фрагментов.
  • Трансформация — воображаемые изменения внешнего облика объекта.

В разных внешних условиях реализуются различные стороны процесса формирования образов. Для характеристики воображения в психологии используются следующие его основные качества:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Воображение как процесс не может возникать на пустом месте. Для возникновения новых образов необходимы следующие условия:

  • наблюдательность;
  • лёгкость;
  • комбинирование;
  • чуткость к появлению проблемы.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Роль воображения в жизни человека

Воображение, в первую очередь, нужно для стимуляции человека, ведь благодаря воображению мы проходим тот или иной жизненный путь. Но иногда, уходя в мир воображения, человек забывает реализовывать собственные планы в реальности, забывает о ней.

Почему воображение и фантазирование важны

У этих психических процессов есть значительная ценность:

  1. Жизнь не всегда бывает сладкой и приятной, а в мире фантазий все идеально. Туда можно уйти в период переживания неприятного события или, когда плохое настроение.
  2. При помощи фантазии человек моделирует возможное будущее, а потом воплощает свои фантазии в жизнь.
  3. С фантазий начинаются любовные отношения, ведь кто из нас не представлял, как целуется с тем самым красавчиком или признается в любви милой девушке.
  4. Фантазии и воображение дарят нам мир искусства, начиная от танцев заканчивая выступлениями юмористов.

Каких успехов помогает достичь воображение

Хорошее воображение помогает достигать успехов в разных сферах жизни.

На работе

Люди с развитым воображением ценятся как специалисты, причем, в совершенно разных сферах трудовой деятельности.

Если человек умеет планировать (в чем ему помогает воображение), то он сможет стать консультантом по таймингу или личной эффективности.

Умеющий анализировать может попробовать себя в роли социолога или бизнес-аналитика и т.д.

Богатое воображение в принципе помогает на любой должности. Помогает быть более эффективным, организовать себя, предлагать новые идеи.

Семейные отношения

Далеко не всегда человек, находящийся рядом, устраивает нас по всем параметрам. Иногда мы представляем у себя в голове того самого идеального спутника и наделяем его теми качествами, которых не хватает партнеру.

Личностная сфера

Развитое воображение помогает ментальному здоровью оставаться в порядке. Например, человек в своей голове может перенестись в прошлое и окунуться в те годы, по которым он скучает, вспомнить ушедших родственников или животных.

Воображение помогает прорабатывать и проблемы личностного характера. Например, у женщины скопилось много претензий для ее сестры, которые очень хочется высказать. При этом, женщина не готова ссориться с сестрой. Она в воображении может вызвать образ сестры и высказать наболевшее. Этого часто бывает достаточно, чтобы отпустить болезненную ситуацию.

Если воображение не развито

Если воображение у человека не развито, это тоже может принести ему некоторую пользу в жизни. Например, такие люди твердо стоят на ногах и не отвлекаются на пустые мечтания.

На работе их ценят за исполнительность, ведь такие люди не выдвигают новых бесконечных предложений об улучшении рабочего процесса, а просто выполняют свои задачи.

Дополнительная информация по теме:

Кто такой нормостеник: описание и черты характера, почему важно следить за собой

Что такое интериоризация простым языком — или как воспитать «хорошего» ребенка

Что такое социальный статус: отличие от роли, формирование и развитие, признаки

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито. Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными. Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: