Каких детей берут в семьи
В замещающие семьи чаще всего попадают сироты
Чаще всего в замещающих семьях оказываются сироты. Также оказаться в новой семье может ребенок, если его родители:
- несут для него угрозу;
- были лишены родительских прав;
- являются недееспособными или имеют ограничения в действиях;
- находятся на психиатрическом лечении;
- не имеют возможности воспитывать ребенка;
- наличие серьезных проблем со здоровьем;
- отбывание наказания в местах лишения свободы;
- находятся под следствием;
- не желают воспитывать ребенка, не живут вместе с ним;
- отказались от своего чада;
- уехали в длительную командировку.
Кто не может претендовать на роль родителя
Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:
- лишение родительских прав,
- отсутствие стабильного заработка,
- недееспособность или ограничение действий,
- ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус,
- предоставляет для малыша опасность,
- имеют место однополые супружеские отношения,
- страдает алкоголизмом,
- был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека,
- совершил особо тяжкое или тяжкое преступление,
- отсутствует ПМЖ,
- ограничение в правах,
- наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию,
- учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.
Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.
Если Вы решились
Если пришло понимание того, что хотите усыновить или удочерить ребенка, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям.
Постарайтесь изучить, как можно больше информации касательно этого вопроса.
Обратитесь за психологической поддержкой в школу приемных родителей или просто к специалисту, который сможет подготовить Вас к данному событию
В специализированной школе изучаются потребности приемных детей, компетенция родителей, особенности развития сироты, психофизиология малыша, последствия, которые могли сказаться на психике крохи, адаптация приемного малыша, родительские навыки обучения безопасности, тонкости полового воспитания, сопровождение приемной семьи.
Перед тем, как брать ребенка на усыновление, обязательно убедитесь в том, что Вы готовы, что получили необходимые навыки, знания и умения.
Важно, чтоб Ваше решение было согласовано с мнением других членов семьи.
Оценивайте возможные трудности, с которыми можно столкнуться при воспитании ребенка.
Если у Вас есть свои дети, подготовьте их к тому, что в семье появится еще один малыш.
Учитывайте то, что на начальном этапе приемный карапуз может враждебно относиться по отношению к Вам или к другим детям. Не забывайте о том, что у таких деток нередко занижена самооценка, очень важное ее повышать, хвалить ребенка за заслуги и поощрять.
Правильно оценивайте свои желания и возможности.
Люди, которые недостаточно подготовлены к процессу усыновления, взяв ребенка в семью, могут совершить немало ошибок, которые негативно скажутся, как на них, так и на малыше.
Теперь Вы знаете, что такое замещающие семьи. Вам известно, какие проблемы могут подстерегать детей и родителей, решающихся на усыновление или удочерение. Нужно понимать, что ребенок, оказавшийся среди чужих для него людей, будет испытывать ряд проблем, возможно, возникновение комплексов, страхов. Поэтому задача родителей, которые решились на то, чтоб его приютить, создать максимально благоприятные условия, позволяющие малышу легче и быстрее адаптироваться
Важно, чтоб карапуз не ощущал своей ненужности, не чувствовал себя лишним в Вашей семье
Система сопровождения приемных семей
Определение 1
Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях – это процесс оказания ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, помощи в его подготовке к проживанию с новыми родителями, устройство в семью, его адаптация к новому месту жительства и новым условиям, оказание психологической помощи и поддержки в новых обстоятельствах, в которые попал ребенок и его приемные родители.
Система социально-педагогического сопровождения имеет сложное устройство. Она включает в свой состав различные органы и структуры, специалистов: педагогов, психологов, психиатров, социальных работников, а также нормативную базу, регулирующую процессы сопровождения и оказание разнородной помощи детям.
Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях реализуется по следующим направлениям:
- Планирование этапов развития ребенка в приемной семье. Происходит составление детального стратегического плана устройства ребенка в семью, его адаптации в ней и реабилитации в новых условиях.
- Составление тактических планов развития ребенка. Планирование предполагает определение последовательности действий на текущем этапе развития ребенка в новой семье.
- Анализ и контроль развития ребенка. Выделяются подконтрольные временные периоды, необходимые для анализа жизнедеятельности ребенка в новых условиях, его физического, морального, психического состояния.
- Проведение различных консилиумов, включающих психологов, психиатров, медицинских работников, социальных работников и педагогов. Они нацелены на принятие решения по конкретному вопросу или проблеме.
- Составление выписок из итоговой документации проведенного анализа проживания ребенка в замещающей семье и решения, принятого консилиумом, включающее рекомендации организации проживания и развития ребенка в замещающей семье.
- Оказание замещающим семьям помощи в устройстве приемных детей в дошкольные заведения образования и школы.
- Посещение семей, где проживает ребенок, осмотр условий и семейного микроклимата, а также посещение ДОУ и школ в тех же целях.
- Проведение различных консультаций, бесед, применение игровых методов построения диалога с ребенком и его замещающими родителями.
- Тщательный контроль за прохождением адаптации ребенка в замещающей семье, профилактика развития отрицательных тенденций во взаимодействии детей и родителей.
- Проведение методического сопровождения замещающих семей.
Система сопровождения детей в замещающих семьях ориентирована на устойчивое закрепление ребенка в новых условиях, ощущение им себя в надежном месте, положительные тенденции развития ребенка, их анализ в динамике. Предполагается, что ребенок должен чувствовать себя комфортно, его эмоциональное, психическое, физическое состояние должно улучшаться.
Кроме того, сопровождение детей в замещающих семьях стремится создать условия, в которых будут удовлетворены обе стороны: ребенок и замещающая семья. Риск возврата детей, из-за сложностей в адаптации сводится к минимуму, благодаря социально-педагогическому сопровождению.
Рисунок 1. Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определение и преимущества
Каждый малыш жаждет воспитываться в любящей семье, с людьми, которые будут его оберегать и защищать. Но нередки такие случаи, когда ребенок вынужден остаться без ласки и заботы родителей. Замещающие семьи — это те, которые взяли на себя роль родной семьи, но таковой не являются. Данное понятие объединяет в себе различные формы устройства ребенка к воспитателям и некровным родителям.
Необходимо понимать, что малыш, воспитываемый в узком кругу близких людей, пусть и неродных, имеет ряд положительных моментов перед тем, который воспитывается в детском доме. К преимуществам взросления в такой семье относят:
- забота;
- эмоциональные связь, теплые взаимоотношения;
- регулярное общение;
- особый подход к воспитаннику;
- возможность общаться с представителями различных поколений;
- демонстрация взрослыми правильного поведения;
- общее времяпровождение детей и родителей;
- передача опыта семьи.
Воспитание в такой семье способствует взрослению в нормальной обстановке, следовательно, человек, который вырос в подобной семье, имеет все шансы на то, чтобы стать полноценной личностью, не быть отогнутым обществом.
Формы и особенности
Усыновление — форма замещающей семьи
Ребенок в замещающей семье может оказаться путем определенных устройств.
- Усыновление. Ситуация, когда у ребенка появляются вторые родители, которые замещают его настоящих. Малыш передается взрослым по решению суда; усыновители указываются, как родные; прекращаются отношения с биологической матерью; обретение всех имущественных, а также неимущественных прав. При этом усыновители не получают денежную поддержку от государства. Основная проблема, которая возникает в данной форме устройства – это продолжительный этап оформления документов, также необходимо пройти судебную процедуру. Стоит учитывать, что к усыновителям будут выдвинуты весьма строгие требования.
- Попечительство, опека. Ребенка устраивают на проживание к одному из родственников или к специально подготовленному человеку, желающему взять его на воспитание. Детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, назначают опекуна, тем, кто старше — попечителя. Особенности данной формы: прикрепление взрослого происходит на основании утвержденного акта о попечительстве, в котором оговариваются сроки воспитания; взрослый принимает на себя роль представителя ребенка, охраняет его имущество; между взрослым и малышом не устанавливаются родственные связи; карапузу разрешается сохранить отношения с кровными родителями. Попечитель или опекун должен отчитываться о проделанной работе соответствующим органом, если он не исполняет требования, должен понести за это ответственность. Воспитание происходит на безвозмездной основе. По исполнению 18 лет государство выделяет ребенку социальное жилье.
- Приемная семья. Данный вариант рассматривается, как подвид опеки. Помещение малыша в такую семью происходит на основании соответствующего документа. Гражданам, которые взяли на себя заботу о малыше, выплачивается вознаграждение. «Родитель», который не работает, считается трудоустроенным. К плюсам данной формы относят: возможность для родителей получать дополнительные деньги, а также стаж. Минусы: строгий контроль со стороны опекунских органов, необходимость информирования о методах воспитания, проделанной работе.
- Семейный тип детского дома. Взрослого нарекают воспитателем или родителем, а малыша – воспитанником. Количество детей может быть от пяти до десяти. Ребенок находится в таком доме до восемнадцатилетия.