Мой опыт
У меня трое детей. Они уже давно закончили школу. Состоялись уже и в семье, и в профессии. Но у каждого было разное отношение к школе.
Старшая.
- Во-первых, школа раньше была другая. Детьми прилежно и со всей ответственностью занимались учителя, для многих из которых педагогика была призванием, и бесплатные кружки-секции разные, где детвора училась многим премудростям, дружбе, патриотизму.
- Во-вторых, приоритеты у общества были другие. Дети того поколения росли на хороших примерах. Они видели жизнь, где созидали, а не разрушали.
- В-третьих, у меня старшая — очень компанейский человек. Хоть и были нестроения в классе, она умела обойти их.
Думаю, что и наше с мужем отношение к школе, преподавателю и к урокам сыграло свою роль. Да, спрашивали строго с неё. Но уже с четвёртого класса ребёнок учился на пятерки, и сам готовил уроки.
Но! Если дочь с утра просилась полежать, причём не врала – то голова болит, то урок не выучила или просто хочет поваляться, я позволяла.
Средний.
- Думаю, что одной из причин такого отношения была школа, где учителя всё ещё дорожили репутацией. Даже если не все на своём месте были.
- Примеры для подражания были те же, т.е. позитивные. Детвора этого возраста тоже занималась в кружках, читала добрую литературу и т.д.
- Хотя сын не был компанейским, как старшая сестра, умудрился не возненавидеть школьные пенаты.
Думаю, что причины такого тёплого отношения те же. Как и желание не ходить в школу иногда, и моё нормальное отношение к его просьбам, если он не шёл на первый урок. Бывает, знаю и по себе, и по старшему ребёнку.
Младшая.
Младшую дочь мы сдали в лучшую школу. Всё было терпимо. Малышка без удовольствия, но шла в школу.
И вдруг… Слёзы. Истерики. Вплоть до повышения температуры на ровном месте… Что случилось?
Учитель пения вызвала к доске малышку, чтобы она спела заданную на дом песню. Остановив ребёнка на второй фразе, она заявила презрительно, мол, лучше бы ты не пела. Ребёнок не просто перестал петь. Она стала ненавидеть музыку. Искала каждое утро повод, чтобы не пойти в школу.
Мы с мужем решили переехать в другой район. Всё бы ничего, но и в новой школе нашлась «педагог», которая напрочь отбила охоту учиться.
До выпуска мы чуть ли не часы считали. Школу младшая закончила почти отлично. Но только благодаря своей светлой голове и нашим с мужем стараниям. Даже сейчас, спустя почти 10 лет, она с содроганием вспоминает школу…
Без комментариев…
Какие советы можно дать на разные возраста.
Совет 5. Транслируйте спокойствие
Частая ошибка родителей — связывать начало учебного года с неизменным стрессом и ужасом для всех членов семьи. Ребёнок копирует ваше поведение и отношение — если он чувствует, что мама с папой на взводе и ругаются уже на этапе покупки канцелярии, то отношение к школе будет соответствующее.
Совет психолога: Чтобы подготовиться к учёбе после каникул, родителю важно демонстрировать спокойный и позитивный настрой. Проговаривайте с ребёнком чувства и эмоции: «Наверное, ты волнуешься перед возвращением в школу? Расскажи, что ты чувствуешь? Что тебя радует в предстоящем режиме? А что расстраивает?»
Так формируются доверительные отношения — «мы на твоей стороне, и вместе справимся с чем угодно».
Дополнительно
Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.
Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.
Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .
«Кризис первой четверти»
Но еще более распространенной ситуацией, когда ребенок не хочет идти в школу, является так называемый «кризис первой четверти». Обычно это происходит так.
Все предшкольное лето будущий первоклашка бурно мечтает о 1-м сентября: как сокровища, рассматривает купленные заранее школьные принадлежности, обещает всем вокруг, что непременно станет отличником, предвкушает прелести школьной дружбы, о которой пишут в книжках…
Праздник наступает: звенит звонок, проходит яркая «линейка», начинаются школьные будни со своими сложностями, ребенок начинает уставать, и… «розовые очки» исчезают!
Первокласснику начинает казаться, что его просто искусно обманули: уроки не так уж интересны, учительница вовсе не такая добрая и понимающая, как мама, и вообще есть куча минусов, о которых никто не предупреждал – например, необходимость соблюдать дисциплину и сидеть за партой полдня!
А если на это еще накладываются проблемы с адаптацией в коллективе (о них мы уже рассказывали) или что-то не получается в учебе, то разочарование может закрепитьсяи на долгие годы сформировать отрицательное отношение к школе!
Как этого избежать?
Во-первых, заранее и без приукрашиваний рассказывай ребенку обо всем, с чем ему предстоит столкнуться в школе, чтобы, например, требования дисциплины и правила поведения не показались ему обидной неожиданностью! Объясняй, чем поясняется то или иное правило, и как можно попросить учителя о каком-либо исключении из этого правила
Например, до звонка выходить самому из класса нельзя, но можно поднять руку и вежливо попроситься выйти – обычно учительница это разрешает!
Во-вторых, не настраивай ребенка заранее на большие успехи и только хорошие оценки! Часто ребенок перестает хотеть ходить в школу именно тогда, когда понимает, что «не оправдал ожиданий»: учиться сложновато, в дневнике появляются не только пятерки… Поэтому лучше вообще не поднимай тему «нужной» успеваемости, а говори с ребенком о том, каков процесс учебы, как будут проходить уроки, как запомнить и разобраться в преподаваемом материале…
Обязательно хвали его за все успехи и не ругай за неудачи! Это школьнику постарше уже можно сделать выговор за то, что он, к примеру, пошел играть в футбол вместо выполнения домашнего задания! А к первоклашке такие претензии предъявлять просто бессмысленно – ребенок пока что действительно устает, нуждается в физической и эмоциональной «разрядке», его внимание может рассеиваться на посторонние вещи – и это норма!
Никогда не сравнивай его с более успешными одноклассниками – дети этого возраста имеют разные возможности и способности: один может внимательно слушать учителя все 45 минут урока, другой всего 10 – и дисциплинарными мерами тут влиять нельзя! Если видишь, что малыш пока что и впрямь «не тянет», поговори с учителем, может, получится временно как-то ослабить нагрузки: например, если ребенку тяжело вставать рано утром, попроси разрешения опаздывать на 1-й урок или пораньше забирать его с последнего урока, чтобы он мог подольше поспать днем, и т.д.. Если не усугублять ситуацию, чаще замечать успехи малыша и положительные аспекты его школьной жизни, он вскоре привыкнет к новым реалиям, успокоится и проблема «ребенок не хочет в школу» исчезнет сама собой!
Если не усугублять ситуацию, чаще замечать успехи малыша и положительные аспекты его школьной жизни, он вскоре привыкнет к новым реалиям, успокоится и проблема «ребенок не хочет в школу» исчезнет сама собой!
——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Как повысить интерес детей к учебе: советы школьных психологов и педиатров
Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.
На заметку! Формировать положительное отношение к обучению начинают до поступления в первый класс и в начальной школе. Родители могут объяснить и на личном примере показать ребенку приоритет успешного обучения для дальнейшего развития.
Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, — об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.
Побеседуйте с ребенком по душам
Одних детей убеждает рассказ о том, как мама и папа хорошо учились в школе, чтобы получить нынешнюю высокооплачиваемую работу. Чаще всего родители выбирают именно такой метод воздействия.
Опирайтесь на понятные ребенку примеры
Маленьким поклонникам компьютерных игр поможет сравнение с виртуальным миром, где на более высокий уровень попадают только при успешном прохождении предыдущих этапов.
Обратите пристальное внимание на состояние здоровья ребенка
По мнению педиатров, это основной фактор, влияющий на уровень работоспособности младшего школьника на уроках и дома. Помните, что здоровье — понятие комплексное
Зависит от физического и психического развития, наличия хронических заболеваний, иммунитета. Негативный вклад вносят несбалансированный рацион, гипо- и авитаминозы. Нехватка микроэлементов, в частности йода, также снижает интеллектуальную работоспособность.
Займитесь витаминотерапий
Биологически активные соединения помогают преодолеть физические и умственные нагрузки,повышают сопротивляемость организма заболеваниям и неблагоприятной экологии. Дети могут принимать по 1–2 таблетки или драже 1–3 раз/день. Курс лечения или профилактики длится от трех недель до одного месяца.
Витамины для детей 7–12 лет:
- Жевательные таблетки «Центрум Детский Про».
- Растворимые таблетки «Витрум Плюс».
- Жевательные таблетки «Витрум юниор».
- Таблетки «Компливит-актив».
- Драже «Биовиталь».
Внимание! Перед употреблением мультикомплексов рекомендуется обратиться к педиатру за консультацией. Некоторые компоненты у детей могут вызвать аллергические реакции.. Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы
Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике
Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.
-
Формируйтеинтерес к обучению в школе
Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, соревнования, то появляется стремление к достижению конечного результата.
Психологи утверждают, что интерес ребенка к выполнению заданий позволяет ему сохранять высокую работоспособность на уроке и дома.Увлеченные дети легко преодолевают трудности в процессе учебы. Наоборот, при отсутствии целенаправленного формирования у ребенка интереса к обучению желание ходить в школу снижается уже к концу первого полугодия. -
Рационально подходите к организации режима дня детей
Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Вернувшийся из школы ребенок должен сначала пообедать и отдохнуть. Лучше, если это будет прогулка на свежем воздухе или дневной сон для ослабленных детей.
Совет! Регламентируйте время и продолжительность выполнения домашних заданий. Оптимальный период — с 16 до 18 часов. Объясните ребенку, что следует начинать с легких упражнений и переходить к более сложным. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв.
Определите время в режиме дня ребенка для игр, чтения, присмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).
Разочарование в школе
Разочарование ребёнка в школе чаще всего наступает из-за неправильных ожиданий. Например, родители мотивировали малыша к обучению рассказами о том, как в школе весело и интересно. А по факту ребёнок увидел лишь одно: на уроках придётся много трудиться. Именно поэтому психологи рекомендуют быть честным с ребёнком и изначально готовить его к тому, что в школу он идёт прежде всего за новыми знаниями.
В данной ситуации очень важна и образовательная система, по которой ведётся обучение в первом классе. Учебники УМК «Начальная школа XXI века» учитывают особенности каждого ребёнка, чтобы ему было комфортно в процессе обучения. В результате ребёнку действительно интересно учиться с первых дней в школе.
Почему дети не хотят учиться?
Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?
Распространенные причины:
плохая обстановка дома;
Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.
плохие отношения с родителями;
Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.
А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.
стресс;
Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.
Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.
Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.
отсутствие интереса;
Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.
Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.
Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.
отсутствие контакта с учителем, с классом;
Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.
Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.
большая нагрузка;
Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.
Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?
Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.
Как помочь наладить контакт с одноклассниками
Застенчивые и стеснительные дети могут не подвергаться травле, но иметь всего одного хорошего друга. Если вдруг товарищ переезжает, ребенок остается совсем один среди знакомых лиц.
На самом деле времени для налаживания новых социальных контактов не так уж и много: всего несколько десятиминутных перемен, которых хватает разве что на то, чтобы сходить в туалет и перекусить. Чтобы помочь ребенку социализироваться, узнайте у классного руководителя о доступных групповых активностях, кружках.
Дисциплина во время уроков достаточно строгая, а вот внеклассные занятия способствуют неформальному общению. Помогите своему ребенку найти новых друзей, но не забывайте о том, что школьнику нужен отдых.
Чаще всего страх быть брошенным ребенок преодолевает еще во время походов в детский сад. Но если такой важный этап был пропущен, то истерики могут возникнуть и у первоклассников.
Чтобы каждое утро не слушать безудержный плач, необходимо забирать ребенка после уроков в строго назначенное время. Если маленький ученик поймет, что родители его не обманут, будет уходить из дома с большим энтузиазмом. А вот постоянные опоздания (пусть и на 5-10 минут), наоборот, подорвут доверие.
Также старайтесь активно участвовать в школьной жизни. Запишитесь в родительский комитет, присоединяйтесь к ярмаркам, экскурсиям, концертам. Так вы сможете оставаться на виду ребенка даже вне дома и будете больше знать о тех, кто окружает маленького ученика.
Причина №1: Родители гонятся за результатом и не увлекают ребенка процессом
В погоне за результатом мы упускаем главное
Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:
При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.
Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:
Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.
Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.
Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное
Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.
Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.
Высококвалифицированный специалист и ученый Татьяна Черниговская рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к чтению, чтобы он не только научился читать, но и всем сердцем полюбил книги.
Зачем нужна мотивация
Этот вопрос выглядит странно только на первый взгляд. Мы то и дело стараемся обойтись без мотивации, когда говорим ребенку «есть такое слово — надо» или «марш за уроки, я сказала». Конечно, так бывает не сразу — вначале мы пытаемся найти дипломатичный подход: уговариваем, обещаем велосипед за четверть без троек, рассказываем о перспективах профессии дворника.
Но если это не помогает — у многих родителей появляется соблазн забросить дипломатию и заставить ребенка заниматься старым добрым методом «кнута без пряника». И поначалу он действительно приносит результаты. От жесткого контроля оценки действительно становятся лучше, но, увы, не надолго. Ребенок учится хитрить, увиливать, а если речь о подростке — родителей с большой вероятностью ожидает бунт. Чем сильнее сжата пружина, тем сильней она стремится к выпрямлению — и не только в физике.
Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.
Начните с цели, которая действительно вдохновит ребенка. Например, «закончить четверть без тройки по математике» звучит понятно для родителя, но скучно для ребенка. Поразмышляйте вместе, что такого приятного может случиться: будь то спокойствие перед контрольными или развитие собственного блога, в котором тоже пригодятся цифры.
А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.
6 рекомендаций для родителей, которые хотят подготовить ребенка к школе
Если до этого мы говорили о том, что нужно знать детям перед первым классом, то теперь речь пойдет о родителях. Психологи отмечают: многие из мам и пап хотят как можно лучше подготовить ребенка к школе, но в то же время сами к ней не готовы. Чтобы это исправить, мы составили список правил для родителей первоклашек.
Правило №1. Не очерняйте учителя в глазах ребенка
Если вам кажется, что преподаватель поступает неправильно, лучше оставьте мысли при себе до личного разговора. Не стоит критиковать его при ребенке — так учитель потеряет авторитет в его глазах.
Правило №2. Больше общайтесь
С приходом школы в вашу жизнь ребенок будет проводить меньше времени с родителями. Ваша задача — все время поддерживать эмоциональную связь. Всегда спрашивайте, как прошел день и что было на уроках; внимательно слушайте его истории, участвуйте в диалоге. Объясните ребенку, что готовы помочь ему, если случилось что-то плохое. Тогда вы сохраните взаимное доверие, и у сына или дочери не будет причин лгать или отдаляться от вас с возрастом.
Правило №3. Не ругайте за плохие оценки
Этот практический совет поможет родителям ребенка подготовить себя к системе оценок в школе.
Запомните — оценки нельзя считать показателем интеллекта и творческих способностей детей. Ссорами из-за них вы не сделаете лучше, а только испортите отношения, заставите сына или дочь бояться вас и лгать.
Дети усваивают информацию с разной скоростью. В условиях общеобразовательной школы, где на 28–30 человек только один учитель и универсальная программа, нельзя одинаково хорошо всем объяснить материал. Всегда будут лидеры и отстающие. Это не значит, что ребенок глупый или плохой. Просто ему нужен другой подход и чуть больше времени.
Лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации, — это найти хорошего репетитора. Он поможет развить интерес к предмету и восполнить то, что ребенок не усвоил в школе.
Правило №4. Не наказывайте, лишая отдыха
Это правило вытекает из предыдущего. Если ребенок принес из школы двойку, не запрещайте ему отдыхать. Помните, что хобби и подвижные игры со сверстниками на улице — это тоже отдых. Лишая их ребенка, вы теряете его доверие, с первого класса воспитываете неприязнь к учебе и не даете развиваться физически, творчески и социально. Это только сделает успеваемость хуже.
Правило №5. Не читайте учебники до занятий
Ребенку бывает интересно полистать новый учебник летом, но не заставляйте его учить что-то раньше времени. Так ему станет скучно на уроках.
Правило №6. Не смейтесь над ребенком
Запомните: все вопросы, которые задает дошкольник, он считает серьезными. Не смейтесь над ним, даже если слова кажутся глупыми. В этом возрасте дети ранимы, а насмешка со стороны взрослого — особенно того, кому они так доверяют — может привести к неуверенности в себе. В будущем у такого ребенка может развиться комплекс неполноценности.
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Записаться на интенсив
Настройтесь на умственный труд
Читайте
Если ребёнок не любит и не хочет читать сам, читайте ему вслух перед сном. Не обязательно выбирать произведения из школьной программы. Если хотите привить любовь к литературе, читайте то, что интересно вам обоим. Помимо этого хотя бы 5-10 минут в день давайте школьнику выполнять посильные задания с опорой на текст: ребусы, загадки, кроссворды.
Играйте
Специальные настольные игры — это учебное содержание в привлекательной форме. Современные настолки помогают повторить исторические даты, правила русского языка или потренировать устный счёт. Примеры таких игр: «Квартеты: великие географические открытия», «Турбосчёт», «Таймлайн: история России». Играйте всей семьей, приглашайте друзей или отправляйтесь в клуб настольных игр.
Пишите
Писать от руки трудно, но полезно. Готовить руку к письму нужно не только перед первым классом, а каждый год. Для этого стоит взять задания Всероссийской проверочной работы по русскому языку или литературе за предыдущий класс. Достаточно выполнять одно задание в день, чтобы школьник постепенно привык писать и смог подготовиться к школе.