История усов и бороды - 6. Что росло на мужском лице в XX веке?
Во второй половине XIX века повальная бритость, господствовавшая в Европе полторы сотни лет, сменилась такой же повальной усатостью-бородатостью. К началу ХХ века бороды носят уже реже, но усы по-прежнему в моде.
Лишь в 1920-е годы среди молодёжи снова становится популярно гладко выбритое лицо, которое вместе с гладко зачёсанными волосами придавало мужчине внешний лоск. В 1930-х стало модно добавлять к этому облику узенькую полоску усов (как например, у актёра Кларка Гейбла).
Другие типы усов носит в основном старшее поколение — посмотрите, на таких политиков, как Сталин или Гитлер. Последний, кстати, умудрился чуть ли не навсегда вывести из моды целый тип усов — знаменитый маленький кустик под носом.
Сослуживец Гитлера по Первой мировой рассказывал, что эта часть имиджа появилась у Адольфа Алоизовича случайно. Мол, поначалу тот носил пышные прусские усы. Но применение химического оружия и необходимость в противогазе вынудило солдат подстричь свои усищи.
Усики под носом настолько срослись с образом главного злодея XX века, что ныне мало кто осмеливается их носить. Хотя такие же усы были, например, у коммуниста Климента Ворошилова или у комика Чарли Чаплина (недаром последний без труда спародировал Гитлера в к-ф «Великий диктатор»). Кстати, Чаплин говорил, что добавил крохотные усы своему образу, чтобы выглядеть старше, но при этом не терять выразительности.
Очень дорожил свои усатым имиджем и полководец гражданской войны Семён Будённый. Когда его брат Денис, тоже служивший в 1-й Конной, отрастил такие же пышные усы, Семён тут же обрезал ему их кончики, заявив: «Будённый должен быть один». Другой раз, когда художник рисовал его портрет, Будённый решил, что усы нарисованы неправильно, и собственноручно дорисовал их как надо.
Анекдот:
В магазине: — Будьте добры, покажите мне вон ту фаянсовую кису! — Это не киса, а Семён Михайлович Будённый!
Не менее популярны были усы и другого полководца Гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева (ими он прикрывал шрам над верхней губой). Говорят, в музее Чебоксар можно увидеть усы Чапаева — правда, не настоящие, а киношные, которые носил актёр Борис Бабочкин.
Усы не только украшали, но и несли информацию о характере и пристрастии своего владельца. Например, ни для кого не секрет, что Максим Горький отрастил под носом пышные «моржовые» усы в подражание кумиру своей юности — немецкому философу Фридриху Ницше.
Сальвадор Дали «Дневник одного гения»: «Совершенно уверен, что по аналитическим и психологическим способностям я намного превзошел Марселя Пруста. И не только потому, что он депрессивный неврастеник, что сразу же видно по его унылым, поникшим усам, которые, как и ещё более обвислые усы Ницше, являют собою полную противоположность бодрым и жизнерадостным усам Веласкеса, не говоря уж об ультраносорожьих усах вашего гениального покорного слуги.
…Уж мои-то усы не будут нагонять тоску, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. У меня будут заострённые на концах, империалистические, сверхрационалистические усы, обращённые к небу, подобно вертикальному мистицизму, подобно вертикальным испанским синдикатам".
Хотя обычай бриться закрепился в массах вплоть до настоящего времени, в 1960-х годах растительность на лице переживает очередной всплеск популярности. Поначалу романтики-интеллигенты вдохновляются мужественными бородами писателя Эрнеста Хэммингуэя и кубинских революционеров вроде Фиделя Кастро и Че Гевары. Последних даже прозвали «барбудос» («бородатые»).
Из песни «Куба — любовь моя»:
Слышишь чеканный шаг? Это идут барбудос. Небо над ними — как огненный стяг… Слышишь чеканный шаг?
А затем приходит пора бунтарей-хиппи с их призывом «Назад к природе» и бунтом против респектабельной буржуазности.
Борис Гребенщиков:
Когда мы были молоды, Мы все носили бороды, Мы все носили волосы И пели ясным голосом…
Все 1970-е годы бороды и усы сохраняют свою популярность. Особенно распространён фасон, когда пышные усищи спускаются вниз по бокам рта почти до подбородка. Однако главная визитная карточка 70-х — бакенбарды, которые отпускают даже те, кто ни усов, ни бороды не носил. Бакенбарды варьировали от скромных, аккуратно удлинённых, баков до пышных «зарослей» (как у позднего Элвиса Пресли).
В 1980-х годах мода на бакенбарды уходит, стихает популярность бороды. Зато в фаворе ещё остаются усы — густые, но не растопыренные, что хорошо видно по звёздам эстрады (Фредди Меркьюри) и кино (Эдди Мерфи).
Кстати, наш актёр Михаил Боярский рассказывал, что свои знаменитые усы он специально долго отращивал для роли Д’Артаньяна, но перед самой съёмкой гримёрша нечаянно их спалила. Поэтому какое-то время актёр ходил с бутафорскими усами. Зато когда вновь отрастил свои, решил больше с ними не расставаться.
В 1990-х годах отношение к растительности на лице резко меняется… Из моды стремительно уходят усы как самостоятельное явление. Если вы видели усача без бороды, то можно с уверенностью сказать, что-либо ему далеко за сорок, либо он таким образом заявляет свою приверженность казачеству. В остальных случаях усы носили только в сочетании с бородой.
Правда, пышные бороды в новом тысячелетии не в моде. Предпочтение отдают аккуратным и ухоженным бородкам — часто в сочетании с выбритой головой (Фёдор Бондарчук) или взбитой причёской (Дмитрий Белан, Валерий Меладзе). Не менее популярно и поддержание лёгкой «трёхдневной» небритости.
Из последних тенденций можно отметить моду на остроконечные напомаженные усики-ретро в духе второй половины XIX века.
Впрочем, судя по всему, производителям средств для бритья банкротство не будет грозить ещё очень долго.