Кому по праву принадлежит триумф победы при Трафальгаре?
Разумеется, адмиралу Горацио Нельсону — ответит и не ошибётся любой, кто интересуется историей войн на море и этого сражения в частности, где незаурядный флотоводец меньшими силами в пух и прах разнёс франко-испанскую эскадру. Однако такой ответ будет не совсем корректным, ибо за этой победой стоит не менее талантливая, в такой же степени значимая, как и сам адмирал, но остающаяся за рамкой кадра личность.
Это человек, если и не принимавший непосредственного участия в знаменитой баталии, тем не менее, в достижении победы сыгравший соизмеримую с самим адмиралом роль. Кто же этот Немо и какую роль сыграл он в битве при Кадисе?
Имя его Джон Кларк. Именно он, рядовой служащий какой-то захудалой торговой фирмы, никакого отношения не имеющей к военно-морским силам Британии. Более того, его нога никогда в жизни не ступала на качающуюся палубу боевого корабля.
Будучи от роду человеком незаурядных способностей и такой же любознательности, он в форме «хобби» разработал, написал и напрочь перевернул стереотипы мышления флотоводцев того времени о тактике морских баталий. И не просто какой-то дилетантского уровня опус, но научный, вошедший в анналы истории труд, принесший ему славу.
Достоверно известно, что в 18 веке Англия, как островное государство и морская держава, была ещё далека от высокого эпитета Владычицы морей. Обладая самым большим океаническим флотом, она, тем не менее, на театре морских сражений не достигала каких-либо заметных успехов, чаще терпела поражения. Причиной тому был ставший символическим английский консерватизм, нежелание расстаться с давно уже устаревшими догмами, стереотипами мышления.
Будучи истинным патриотом страны, Кларк не мог мириться с тем, как её ВМФ не мог достигать на просторах океана каких бы то ни было успехов. Изучая специальную литературу, он, к счастью, не был заражён профессиональной рутиной, на него не давили общепринятые морские теории. Он первым посмотрел на изучаемый предмет глазами постороннего человека. Аналитический ум, независимость мышления, вера истине, а не авторитетам, привели его к созданию теории морского боя, которая стала настольным руководством и школой для флотоводцев будущего.
Моряки того времени имели прочно укоренившееся в сознании, но ложное по сути представление о тактике морского боя, по которому вступающие в бой эскадры должны были в обязательном порядке следовать в одной кильватерной колонне, идти параллельным с противником курсом, а каждый корабль — против корабля.
В своей же доктрине Кларк рекомендовал не бояться ломать кильватерный строй, делить его на отдельные отряды. Вклиниваясь в ордер противника, расчленяя и внося дезорганизацию, уничтожать его по частям, сосредоточивая главный удар на флагмане. Другие же тем временем должны препятствовать противнику оказывать помощь атакованным кораблям. От такой внезапности противник теряется, заражается паникой, приходит в замешательство, гибнет или сдаётся. Qui erat demonstrandum.
С выходом книги Кларка англичане резко изменили приёмы ведения морских сражений. Фортуна повернулась лицом к Англии! Победы, одержанные при Доминике, Сен-Винсенте, Трафальгаре, теперь прочно закрепили за ней имя Владычицы морей.
Впрочем, случаи, когда великие открытия в науке, изобретения в технике, труды в других отраслях знаний создают люди, далеко не причастные к ним, но как бы «по совместительству», в форме хобби, далеко не единичные.
Первую книгу «Морская тактика» в 17 веке написал не адмирал, а судовой священник Павел Гост. Гелиоцентрическую систему разработал и доказал врач Николай Коперник. Он же заложил основы нелинейной геометрии, которую доработал Лобачевский. Дарвин, будучи по современному определению биологом, создавал труды по геологии, палеонтологии. Философия — основной предмет деятельности Э. Канта, не помешала ему создать теорию планетарного генеза Солнечной системы. Коммерсанту Г. Шлиману — открыть Трою и Микены.
Список подобных достижений можно продолжить…