Чтобы нам еще попробовать? Несколько слов о молодежной политике

Вот и закончился 2009 год, объявленный Президентом Российской Федерации Годом молодежи. Уже сейчас можно подвести основные итоги его проведения и исходя из этого, можно предположить основные направления дальнейшей деятельности.

Без сомнения самое важное событие Года молодежи − это заседание Госсовета Российской Федерации по молодежной политике, которое состоялось 17 июля 2009 года.

Поручения, данные президентом Российской Федерации на Госсовете и председателем правительства РФ на заседании Оргкомитета, имеют стратегический характер и дают серьезный импульс развитию нашей отрасли в стране. На котором, президент страны Дмитрий Медведев отметил, что молодежной проблематике в последнее время уделяется много внимания, в этом направлении предпринимаются определенные шаги, но это не значит, что все вопросы решены, наоборот, это, скорее, только самое начало работы.

В рамках реализации планов проведения Года молодежи в субъектах РФ, прошло множество различных мероприятий и акций, и, казалось бы, живи да радуйся молодой человек, но проведение Года Молодежи показало и целый ряд проблем в вопросах нормативно-правового регулирования и реализации государственной молодежной политики.

До сегодняшнего момента оказался так и не принят Федеральный закон «Об основных принципах государственной молодежной политики на территории РФ». Таким образом, не прошло долгожданное разделение сфер ответственности в реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Это не позволило установить во всех субъектах Российской Федерации единый предельный уровень молодых граждан. В разных субъектах он различается. Так в Республике Тыва он ограничен 25 годами, тогда как в Липецкой области молодежь до 30 лет. А ведь работа над нормативно-правовой базой − важнейшее направление в обеспечении государственной молодежной политики и формировании ее как отрасли.

Сегодня в 24 субъектах РФ произошло снижение финансирования программ по статье расходов «молодежная политика».

В 12 регионах расформировали самостоятельные подразделения, которое занимаются реализацией молодежной политики на местах. Печально, что в число последних, вошла и Липецкая область, что и объясняет довольно скромные результаты в осуществлении основных мероприятий государственной молодежной политики в регионе. (Для справки 22 Субъекта РФ провели реорганизацию, в основном в пользу укрупнения и повышения уровня структуры.)

Сейчас необходимо разработать и принять проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», предусматривающего при строительстве жилых микрорайонов и домов их обеспечение инфраструктурой для молодежи согласно нормативам, утверждаемым правительством Российской Федерации. А в регионах разработать и принять нормативы по-минимальному обеспечению молодежи региональными и муниципальными учреждениями по месту жительства, определяющие размеры выделяемых площадей и штатную численность сотрудников, а также обеспечить их создание в соответствии с принятыми нормативами. Строить при этом - необязательно, в регионах достаточно зданий, помещений, которые можно было бы переоборудовать.

Таким образом, одной из приоритетных задач в сфере организации работы с молодежью является наличие инфраструктуры для молодёжи. Доказано, что в городах и посёлках, где создаются молодёжные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5-7 раз снижается количество правонарушений среди молодежи.

Казалось бы, в нашем регионе, для работы с молодыми гражданами региона, в настоящее время созданы 2 государственных (областных) учреждения «Липецкий областной Центр молодежных инициатив и проектов» и «Центр развития добровольчества». В сельских районах строятся плавательные бассейны, развивается инфраструктура и так далее, но этих мер явно недостаточно. Помимо создания необходимо совершенствовать механизм привлечения молодых граждан в данные Центры молодежной инфраструктуры, делать их доступными для молодых граждан из семей любого достатка, информировать молодежь о возможностях, которые предоставляют органы власти для ее самореализации.

Сегодня, как никогда важно оказывать всестороннюю поддержку молодежным общественным объединениям, как в форме грандов или субсидий, так и прямого финансирования наиболее социально значимых проектов из бюджетов различного уровня. На федеральном уровне разработан проект закона о внесении поправок в ФЗ-98, которые позволили бы молодежным объединениям получать поддержку государства, минуя конкурсные процедуры, созданные для коммерческих организаций. Он сейчас на согласовании у федеральных органов исполнительной власти. Своевременно, в настоящий момент создание региональных центров микрофинансирования социальных инициатив молодежи, где каждый молодой человек, имеющий интересную идею может получить средства на ее реализацию. (Из опыта работы: около 70% молодежных инициатив требует от 2 до 12 тысяч рублей).Данные Центры могут быть созданы как на базе общественных организаций так и на базе государственных учреждений, хотя реализация данной инициативы требует изменений в действующую нормативно-правовую базу, не только регионального, но и федерального уровней.

К сожалению, за этот год не удалось создать эффективной системы закрепления молодых специалистов на селе, создать принципиально новые методы поддержки и развития молодежных социальных инициатив. Но это проблема не только нашего региона, но и Российской Федерации в целом.

Одним из наиболее эффективных методов включения молодежи в социально-экономическую деятельность является поддержка и развитие добровольческого движения. В нашей области развитию данного направления уделяется повышенное внимание. Создано государственное учреждение, стали традиционными «Недели молодежного служения». Но развитие добровольчества должно идти не только в сфере реализации государственной молодежной политики, а должно распространяться на все возрастные группы населения Липецкой области.

Одна из основных задач в современной молодежной политике – это борьба с социальным иждивенчеством в молодежной среде. Многие молодые граждане не совсем понимают разницу между тем, что государство не имеет обязательств, а создает условия для самореализации. Сегодня только от социальной активности молодого гражданина зависит его успех в обществе, от его знаний и умений.

Необходимо четко представлять какой результат мы хотим получить в результате реализации основных направлений государственной молодежной политики в Липецкой области. Поэтому своевременное принятие региональной концепции молодежной политики необходимо дополнить критериями оценки эффективности ее реализации, и ежегодным мониторингом регионального законодательства в данной сфере с открытым общественным обсуждением его результатов.

Остро встает вопрос о решении проблем труда и занятости молодежи. Проблема трудоустройства значима сегодня для более чем 40 % молодых людей. Одним из инструментов решения данной проблемы должно стать развитие системы молодежных трудовых отрядов как строительных, педагогических так и различных других основанных на принципе частичной занятости. И опыт реализации данного направления в области имеется.

Следует расширять спектр молодежи, с которой ведется активная работа, включая не только студентов в учебных заведений, но и молодых специалистов, людей с ограниченными возможностями и молодежь «группы риска».

Назрела необходимость совершенствования механизмов взаимодействия власти и молодежного сообщества. Одной из форм подобного взаимодействия является поддержка и развитие молодежного парламентского движения. В нашем регионе создан Молодежный парламент Липецкой области, как консультативно-совещательная структура при Липецком областном Совете депутатов, приняты положения и сформированы составы молодежных парламентских структур в каждом муниципальном образовании Липецкой области. Но как оценить насколько данная структура справляется с поставленными задачами? Для этого нужно разработать четкие критерии эффективности работы молодежных парламентов различного уровня, и по данным критериям проводить ежегодный мониторинг их деятельности. Целесообразно сделать процедуру формирования данных структур прямым голосованием групп избирателей, постепенно избавляясь от принципов делегирования представителей общественных организаций и муниципальных образований. Кстати, по-подобному пути пошел Молодежный парламент Липецка, и результаты показали о верности подобного подхода.

В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» в номинации «Талантливая молодежь» ежегодно около 60 молодых граждан Липецкой области получают денежные премии от 30 до 60 тысяч рублей. Однако претендентами в данной номинации могут быть лишь граждане в возрасте от 14 до 25 лет, в то время как в Липецкой области возраст в категории «молодежь» официально установлен от 14 до 30 лет. Таким образом, многие талантливые ребята в возрасте от 25 до 30 лет не могут участвовать в данном проекте, что на мой взгляд не совсем справедливо. Можно рекомендовать учреждение региональной номинации «Талантливая молодежь Липецкой области» с финансированием из областного бюджета. При этом важно не только вручить премии, но и создать возможности использования потенциала талантливой молодежи региона.

В настоящее время завершается работа по подготовке Доклада о положении молодежи в Российской Федерации в 2008-2009 годах. Сегодня на федеральном уровне разработаны примерные стандарты оказания услуг бюджетными учреждениями сферы молодежной политики по волонтерству, занятости молодежи и профориентации для различных уровней власти. Подобные стандарты необходимо разработать и принять и в Липецкой области.

Особое внимание необходимо уделить работе с неформальными молодежными объединениями. В настоящее время в регионе проводится мониторинг наличия и деятельности неформальных молодежных объединений радикальной и экстремисткой направленности. Это необходимо и для оперативного реагирования на их деятельность, и для информирования молодежи о морально-правовых последствиях за участия в них. Это далеко не полная картина основных направлений государственной молодежной политики в силу многообразия ее форм, однако из представленной информации можно сделать вывод о необходимости ее совершенствования и повышения эффективности. А закончить свою статью, мне хотелось бы словами Дмитрия Медведева «Год молодежи даёт нам уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодёжной политики нашего государства. Молодежь – это основная движущая сила для перехода государства на инновационный путь развития и об этом необходимо всегда помнить». Но воспользовались ли мы всеми возможностями, покажет время...

1. До сегодняшнего момента оказался так и не принят Федеральный закон «Об основных принципах государственной молодежной политики на территории РФ».
2. Сегодня, как никогда важно оказывать всестороннюю поддержку молодежным общественным объединениям, как в форме грандов или субсидий, так и прямого финансирования наиболее социально значимых проектов из бюджетов различного уровня.
3. Одним из наиболее эффективных методов включения молодежи в социально-экономическую деятельность является поддержка и развитие добровольческого движения.
4. В нашем регионе создан Молодежный парламент Липецкой области, как консультативно-совещательная структура при Липецком областном Совете депутатов, приняты положения и сформированы составы молодежных парламентских структур в каждом муниципальном образовании Липецкой области.

Журнал Я руководитель Липецкого института управления. "Чтобы нам еще попробовать? Несколько слов о молодежной политике"



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: