Обучение детей правилам гигиены различных частей тела
Детская гигиена, как одна из областей медицины, сформировалась в середине 19 века. В то время среди детей были распространены такие заболевания, как чесотка, педикулез, а также школьные болезни (сколиоз, близорукость, неврастения).
Ученые того времени сформировали первые принципы детской гигиены. Многими из них мы пользуемся до сих пор. Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела
Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями
- Гигиена кожи. Кожа предохраняет наш организм от проникновения патогенной микрофлоры, а также механических, химических и физических повреждений. Рекомендуется не реже раза в неделю принимать ванну. Душ нужно принимать каждый день, особенно если ребенок слишком сильно потеет.
- Гигиена рук. Малышу нужно объяснить и показать на собственном примере, как правильно мыть руки, закатывать рукава, вытираться после умывания.
- Гигиена полости рта. Чтобы сохранить здоровье зубов необходимо с малых лет приучать детей чистить зубы, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Малышам эти занятия вначале даются с трудом, но затем они постепенно обучаются. Начиная с 3-4 лет нужно приучать ребенка чистить зубы правильно. Также рекомендуется постепенное приучение детей к твердой пище. Дважды в год нужно посещать детского стоматолога для прохождения профилактического осмотра.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей — это длительный и однообразный процесс. Во время обучения нужно помнить о психологических и возрастных особенностях ребенка и строить занятия индивидуально.
Обучать детей и подростков навыкам самообслуживания следует постепенно
Крайне важно сохранить их стремление к самостоятельности и поощрять желание выполнять все самому. Это является важнейшим фактором для формирования полноценной развитой личности в будущем
Автор статьи
Врач высшей квалификационной категории
Специальность: гастроэнтеролог
Стаж: 24 года
Эмоциональное выгорание мам
Один из самых частых поводов для конфликтов партнеров это столкновение представлений о том, кто и от чего больше устает: «Сидишь дома целый день, ничего не делаешь, от чего ты устала?»
Термин эмоциональное выгорание чаще применяют к людям помогающих профессий и профессий, в которых содержание работы связано с переживанием трудных или интенсивных эмоций и требующих соответственного уровня эмоциональной компетентности. (Врачи, психологи, социальные работники). Работа мамы – это не только физический труд. Она также требует значительных душевных, эмоциональных сил. Для того, чтобы пережить и управиться со всеми возникающими в течение дня, недели эмоциями, мамы зачастую тратят больше сил и энергии, чем если бы каждый день вкапывали по 6 соток, расходуя физические силы. Действительно легче понять, что усталость может быть вызвана физическим или интеллектуальным трудом. Однако зачастую эмоциональный труд расходует большие силы. А возможности восстанавливать их у мамы немного. Капризничающий целый день ребенок может вызывать целую кучу чувств, например, злость: «Да сколько можно?, тревогу: «Может у него что-то болит?». Маме необходимо сдерживать и как то справляться со своим напряжением, тревогой, раздражением. И иногда все это накопленное добро достается мужу, который приходит с работы и не выражает понимания к эмоциональному труду жены.
От труда мамы нужно уметь отдыхать. Часто мамы испытывают чувство вины или тревоги, потому что оставили ребенка и вообще за желание побыть без него. В этом смысле вам следует помнить, что лучше ребенок на пару часов меньше будет проводить с довольной, отдохнувшей и спокойной мамой, чем 24 с уставшей, изможденной и несчастной.
Техника пеленания
Техника зависит от способа пеленания. Самый распространенный вид — простое пеленание, пошаговую инструкцию к которому мы приводим ниже.
- Расстилаем пеленку на поверхности пеленального столика, ребенок лежит в центре полотна, голова — выше края пеленки.
- Прижимаем правую ручку малыша к телу, заворачиваем правый угол пеленки наискосок. Ее край должен зайти за спинку малыша.
- Прижимаем левую ручку и аналогично заворачиваем левый край пеленки.
- Края оставшегося «хвоста» по очереди подворачиваем под малыша и фиксируем в получившемся боковом кармашке.
Пеленать или нет, в конечном итоге решает для себя каждая мама. Главное не вдаваться в крайности, стараться следовать своим природным инстинктам и прислушиваться к потребностям малыша: если он с первых дней отказывается от пеленания, выкарабкиваясь из кокона, и при этом спокойно спит, то разумных доводов в пользу пеленания у вас просто нет. Напротив, если кроха уснуть не может, пока вы не успокоите его ручки и ножки и пока он не чувствует себя защищенным (как это было, когда он находился у вас в животе), то одним аргументом «за» у вас становится больше.
Гладить или нет?
Еще одна примета прошлого — глажка пеленок и распашонок. Как ни странно, это один из самых распространенных вопросов на материнских форумах и в наши дни. Учитывая уровень санитарных условий, в которых мы сегодня живем, а также широкий функционал бытовой техники, ежедневно нами используемой, гладить пеленки и одежду малыша имеет смысл в том случае, если материал замялся и есть риск натереть нежную кожу младенца. В остальных случаях достаточно менять пеленки и нательную одежду раз в сутки и стирать со специальными детскими порошками при высокой температуре (от 90°). Исключение можно сделать для пеленок и распашонок, имеющих контакт с кожей малыша во время заживления пупочной ранки, набухания молочных желез у девочек или нагноения места прививки БЦЖ.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(86)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(1)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(2)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(5)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(1)
- Эндокринология(0)
Для чего нужна привязанность к маме
Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания
Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и, если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.
- Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира;
- По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте;
- Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.
Уход за кожей после купания
После водной процедуры накройте младенца полотенцем и вытрите его3,9. Нельзя тереть кожу полотенцем, можно только промакивать, поэтому используйте полотенце, которое хорошо впитывает влагу: подойдет махровое из пористой ткани, лучше, если оно будет с капюшоном5.
По рекомендациям европейских педиатров сразу после купания ребенка нужно не одеть, а укутать3. Укутывание предотвращает резкое снижение температуры тела в первые 10 минут после купания, при этом малыш все еще может ощутить телесный контакт с мамой3.
Уход за кожей новорожденного предполагает не только полноценное купание, но и ежедневный гигиенический уход. Для улучшения защитных свойств кожного барьера после купания рекомендуется использовать смягчающую косметику, которая разработана специально для новорожденных3. Средства по уходу — масло, лосьон, молочко, крем3,8 — нужно наносить тонким слоем на детскую кожу не реже 2-3 раз в неделю. Есть масла, которые можно использовать как во время купания, так и после3. Особого ухода требует область контакта с подгузником. Для предупреждения пеленочного дерматита она должна оставаться сухой и чистой3.
В линейке JOHNSON’S для новорожденных «Нежность хлопка» есть средства по уходу после купания— JOHNSON’S Детское масло «Нежность хлопка» и JOHNSON’S , Детское молочко для лица и тела «Нежность хлопка». Они не содержат парабенов, фталатов, сульфатов и красителей, а их «аромат счастья»11 дарит приятные эмоции и ребенку, и маме во время купания и увлажнения кожи12.
Ребенок «дышит кожей», а чистая кожа «дышит» свободно6,9, поэтому правильно подобранные средства для купания и ухода за кожей помогают поддерживать нежную кожу новорожденного здоровой.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.
Вам так же может быть интересно:
Уход за новорожденным с первых дней
Литература:
- Е. С. Кешишян, Е. С. Сахарова, Н. В. Афанасьева. Консультирование по уходу за кожей детей первых лет жизни. Медицинский совет, №17, 2018, с. 48-50.
- С. В. Зайцева, А. К. Застрожина, О. А. Муртузаева. Особенности кожного барьера у ребенка раннего возраста. Профилактика дерматита. Медицинский совет, 2015, №6, с. 18-23.
- Блуме-Пейтави У., Лавендер Т, Дженерович Д. и другие. Рекомендации европейского круглого стола по уходу за кожей здоровых младенцев. Pediatric Dermatology. 2016: 33 (3): 311–21.
- И. Н. Захарова, А. Н. Касьянова, Е. Б. Мачнева. Уход за кожей детей раннего возраста. Новые инновационные подходы. Медицинский совет, 2018, №2, с. 42-51.
- О. В. Гончарова. Образовательные программы по уходу за ребенком в кабинетах здорового ребенка детских лечебно-профилактических учреждений. Медицинский совет, 2013, №1, с. 73-80.
- О. А. Солнцева. Уход за кожей новорожденного. Медицинский совет, 2014, №1,
с. 35-40. - И. В. Василевский. Оптимизация ухода за кожей новорожденных и детей грудного возраста. Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2015, №1,
с. 5-19. - Н. Л. Рыбкина. Современные подходы к уходу за кожей новорожденного: тактика педиатра. Вестник современной клинической медицины. 2014, том 7, выпуск 6,
с. 84-90. - JOHNSON’S Забота с первых дней. Информационно образовательное пособие по уходу за ребенком с первых дней жизни. Разработано совместно с ведущими экспертами России.
- Изучение клинических эффектов «Нежность хлопка» Johnson’s для детей на микробиом здоровой кожи новорожденного. Кимберли Капоне, доктор философии, Диана Фрисия, Лорена Телофски, Янета Николовски, доктор философии, Пьерлуиджи Кумо.
- Художественный образ. По мнению родителей миллениалов. Все свойства подтверждены внутренними данными компаниями
- Глобальный опрос о линейке «Нежность хлопка»: шампунь и пенка, лосьон, масло, присыпка. Количество опрошенных: 316 мам. срок проведения опроса: 2016-2017.
Налаживаем контакт сразу после родов
Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?
- Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом;
- Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди;
- После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его;
- Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями;
- Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения;
- Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
Что происходит с партнерскими отношениями.
Они меняются однозначно. Неслучайно в классификациях кризисов семьи, один из самых значительных связан с появлением ребенка, а около 20 процентов пар распадаются, не сумев пройти этот кризис. Появление нового маленького члена семьи может обнаружить еще больше различий партнеров в представлениях, ценностях, установках и ожиданиях друг от друга. «Кто такой хороший папа/мама», «Кто должен быть ответственным за те или иные обязательства», «Как правильно воспитывать ребенка?». Столкновение этих различных ценностей и концепций становится причиной участившихся конфликтов. Хорошо, если у партнеров было время до рождения ребенка уже завести правильные традиции разрешения конфликтов. Если партнеры уже умеют говорить о своих чувствах и ожиданиях, способны услышать другого и объединиться вокруг общих сложностей.
Кроме этого, появление ребенка предполагает новые нагрузки, ответственность, обязательства. Об их распределении нужно как-то уметь договориться. Необходимы силы, не только физические, но и эмоциональные. И чтобы их высвободить, каждому из партнеров необходимо отказаться от чего-то привычного и, возможно, любимого в своей собственной жизни. Попытки же сохранить прежний уклад жизни и совместить это с заботой о ребенке и о своих меняющихся партнерских отношениях часто приводят к эмоциональному истощению, усталости, ощущению, что ничего не получается.
Еще одна сложность, которая встречается в парах молодых родителей — это смешение ролей супружеских и родительских. Когда вопросы отношений между нами, как любящими друг друга людьми, хронически переносятся на задний план
Очень важно находить возможности и организовывать время, которое вы посвящаете друг другу, говорите о своих переживаниях, интересуетесь жизнью друг друга, проводите время с удовольствием, обсуждайте как каждый из вас переживает изменения в вашей семье
Несмотря на то, что партнерские отношения проходят непростое испытание в период появления ребенка, хочется сказать о том, что любой кризис – это возможность развития и перехода на другой этап, который может сделать отношения зрелее и сильнее.
Купание
Первое купание проводится вскоре после выписки из роддома – обычно после подсыхания и первичного заживления пупочной ранки. В течение первых двух недель рекомендуется использовать кипяченую воду, но большинство родителей из-за бытового неудобства решаются на купание просто в хорошо отфильтрованной воде.
- При новых для вас и малыша водных процедурах в первые дни жизни необходимо учитывать многие факторы – малыш должен быть расслаблен и при этом достаточно активен, чтобы купание стало для него приятным и полезным действом.
- Не нужно купать ребенка, явно желающего спать или есть. Лучше всего выбрать время спустя полчаса-час после кормления, а также незадолго перед сном.
- Вода комфортной температуры обычно помогает младенцу расслабиться, сбросить лишнюю энергию, набрать аппетит для вечернего кормления и спокойно уснуть. Иногда вода излишне бодрит детей – вы сможете узнать это, понаблюдав за своим ребенком.
До полугода детей рекомендуется купать ежедневно хотя бы один раз в сутки. Продолжительность купаний в первый месяц составляет примерно 10 минут, дальнейшее зависит от самого ребенка – если он проявляет явное недовольство, процесс нужно прекратить.
Однако постепенно приучать малыша к водным процедурам все равно необходимо
Они являются важной основой развития опорно-двигательного аппарата и координации движений.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как правильно купать новорожденного мальчика?
Положение при купании
- При правильном купании тело полностью погружается в воду и на поверхности должно оставаться только лицо. При купании в ванной нужно поддерживать малыша ладонью под затылок.
- Если кроха располагается на животе, поддержка осуществляется разведенными большим и указательным пальцами под подбородок – в этом положении ребенку проще всего начать совершать первые плавательные движения. В любом случае, головка мальчика должна оставаться на вашей ладони или запястье, а личико – находиться над водой. Другой рукой в это время можно поддерживать мальчика в воде, мыть его и поглаживать. Вы можете ознакомиться с примерами на многочисленных видео.
У новорожденных сохраняется рефлекс защиты дыхательных путей от попадания воды, поэтому при случайном нырянии не следует слишком пугаться. Нужно быстро достать малыша из-под воды – после этого он может плакать и кричать, чихать и фыркать, но это необходимо для восстановления дыхания. Если же вы хотите научить мальчика нырять, следует начинать из положения на животе, опуская малыша под воду с головой на несколько секунд при каждом купании. Для этого нужна развитая эмоциональная взаимосвязь, чтобы чувствовать, когда малыш готов к экспериментам.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно пеленать новорожденного малыша?
Температура и свойства воды
Большое значение имеет правильная температура воды. Большинством педиатров рекомендуется диапазон температур от 33 до 37°C. Выбрать подходящую следует по наблюдениям за реакцией малыша на воду – это его способ сказать вам “я чувствую себя хорошо/плохо”. Если он становится слишком вялым – воду следует сделать чуть холоднее, если начинает беспокоиться – чуть теплее, но не перегревать.
ИНТЕРЕСНО: как правильно держать новорожденных?
Новорожденные плохо переносят резкие перепады температур, поэтому можно класть ребенка в воду прямо в пеленке, постепенно разворачивая ее и начиная купание. По мере роста малыша можно понемногу снижать температуру воды, но тщательно при этом следя за изменениями поведения младенца. Удобная для малыша температура является его личной особенностью.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: оптимальная температура воды для купания новорожденного
- Различные моющие средства можно использовать без фанатизма – примерно раз в неделю, а в остальное время купание пусть проводится в простой воде.
- Ополаскивать тело новорожденного мальчика после купания следует душем под слабым напором или поливать его из ковшика или чашки.
- После купания нужно проверить наличие воды в ушках и при необходимости промокнуть их ватными тампонами. Также следует внимательно осматривать все изгибы и складки кожи – локтевые и коленные сгибы, подмышечные впадины, интимную область, попку, за ушами и между пальчиков.
- Тщательное промакивание и высушивание обеспечит малышу комфорт и здоровье.
- В зависимости от нужды кожи в увлажнении или сухости можно использовать масло, крем или присыпку в качестве дополнительного средства ухода.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: купание новорожденного в первый раз
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно использовать круг на шею для купания новорожденных?
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение;
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок;
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа
Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи;
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии
Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу
Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.
Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Диалог мамы и малыша
Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.
При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».
Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.
Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.
- «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими;
- Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность;
- Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.