Введение
Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они являются основой личности.
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений.
Акцентуация характера (иначе говоря, это чрезмерное заострение отдельных черт личности) – это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.
Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной проблемой, а значит, делает актуальной и данную тему. Это обусловлено, во-первых, тем, что необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.). Молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.
Актуальность темы заключается в том, что необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).
Объектом исследования является подросток.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.
Целью работы является изучение теоретических аспектов акцентуаций характера в процессе обзора литературных источников, а также овладение практической стороны данной темы путем проведения теста у подростка и самостоятельного анализа полученных данных.
Задачи работы: изучить различную литературу на тему акцентуаций, понять определение акцентуаций у подростков, проанализировать различные классификации акцентуаций и более подробно описать одну из них, показать тест на выявление акцентуаций характера и в качестве примера протестировать подростка школьного возраста.
О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУЦИЙ ХАРАКТЕРА ТРАНЗИТОРНЫЕ (ПРЕХОДЯЩИЕ) ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа — это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
- Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии — нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций: сензитивной и эпилептоидной.
- Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее — нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
- Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
- Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, — это преходящие психоподобные нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы”).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде: 1)делинквентности, т. е. в проступках н мелких правонарушениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2)токсикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средства; 3)побегов из дома, и бродяжничества; 4)транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера — это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств — неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций”: происходит переход на качественно иной уровень — развитие болезни.
Астено-невротическая акцентуация характера
Признаками данного типа являются повышенный уровень физической и психической утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии. Быстрая утомляемость порождает повышенную возбудимость и мешает подростку ориентироваться в ситуации. Аффективные вспышки в поведении вызываются нарастанием раздраженности в момент усталости. При этом сорвавшись, астено-невротик очень быстро теряет силы. У астено-невротиков наблюдаются суточные циклы бодрости и усталости
Во взаимодействии с подростками-астеноневротиками необходимо проявлять терпение и искреннее сочувствие, стараться завуалировать его неудачи, возникающие на фоне истощения и акцентировать внимание на его успехах
Возбуждающая акцентуация характера
Подростки такого типа акцентуации характера часто предстают мрачными, раздраженными, озлобленными, а в некоторых ситуациях даже агрессивными. Интеллектуальная сфера таких детей, как правило, инертна. Заниженная мотивация к учебе очень часто сочетается у них с высокими претензиями к оценкам. Педагог должен предоставить им возможность заслуженно получать высокие оценки, используя дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Доброжелательность, последовательность и тактичность во взаимодействие с такими подростками должны сочетаться с защитой окружающих от их тирании. Одним из способов коррекции поведения является апелляция к их сознанию и самосознанию, в индивидуальных беседах проведение анализа и оценки поведения.
Акцентуация характера по Личко
Выделяют следующие типы акцентуаций по Личко:
- гипертимный тип;
- циклоидный тип;
- лабильный тип;
- астено-невротический тип;
- сенситивный тип;
- психастенический тип;
- шизоидный тип;
- эпилептоидный тип;
- истероидный тип;
- неустойчивый тип;
- конформный тип.
Психастенический тип
фобиямикомпульсиямиГлавными чертами психастенического типа являются:
- нерешительность;
- склонность к рассуждению;
- тревожная мнительность;
- любовь к самоанализу;
- формирование обсессий – навязчивых страхов и опасений;
- формирование компульсий – навязчивых действий и ритуалов.
ипохондрияфутуристическая направленностьмать или отецпанических атакпоход в кино или выбор сока
Шизоидный тип
Другими характеристиками шизоидного типа являются:
- изолированность;
- неспособность устанавливать контакты;
- снижение потребности в общении.
половой зрелостинеумением проникать в чужие переживаниянеумением разделять радость или печаль другогохоббине быть взаимосвязанаиначе будет расцениваться, как вторжение в личную жизньгимнастикоййогой
Эпилептоидный тип
Другими характеристиками эпилептоидного типа являются:
- эмоциональная взрывчатость;
- постоянное напряженное;
- когнитивная (мыслительная) вязкость;
- тугоподвижность;
- инертность.
дисфорияэмоциональными
полового созреванияэмоциональными
Истероидный тип
Другими характеристиками истероидного типа личности являются:
- повышенная внушаемость;
- лживость;
- фантазирование;
- театральность;
- склонности к рисовке и позерству;
- отсутствие глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций.
порезыцитрамон, активированный угольнегативизмновый ребенок, новый муж матери
Промежуточные типы акцентуации
Промежуточными акцентуированными типами являются:
- шизоидно-сенситивный;
- шизоидно-психастенический;
- шизоидно-эпилептоидный;
- истероидно-эпилептоидный;
- лабильно-циклоидный;
- конформно-гипертимный.
Вариантами амальгамных типов являются:
- шизоидно-неустойчивый;
- эпилептоидно-неустойчивый;
- истероидно-неустойчивый;
- конформно-неустойчивый.
Лабильная акцентуация характера
Лабильный тип акцентуации характера у подростков характеризуется резкой переменчивостью настроения, которое зависит от внешней ситуации в определенной степени. Эта черта присуща всем подросткам, но для акцентуации лабильного типа присуща слишком резкая смена настроения при незначительном поводе, например, неприветливый взгляд собеседника или сказанное кем-то неприятное слово или шутка. Частые смены настроения сочетаются у таких детей со значительной глубиной переживаний. Возможны конфликты со сверстниками и взрослыми. После кратковременных аффективных вспышек наступает быстрое раскаяние и поиск способов примирения. Часто лабильные подростки выглядят легкомысленными, но при этом они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным и друзьям. Заботу, по отношению к себе, они воспринимают с благодарностью. В отношениях с ними следует избегать упреков, наказаний, проявлять к ним больше доброты, ласки.
Семинарское занятие
Цель — исследование понятия «акцентуация характера»
как крайнего варианта нормы.Основные понятия: характер, акцентуация (лабильный, циклоидный,
астенический, боязливый, психастенический, шизоидный, застревающий,
эпилептоидный, демонстративный, гипертимный, дистимный, неустойчивый,
конформный)
План.
1. Определение понятий «характер» и «акцентуация характера»
в психологии.
2. Классификация акцентуаций характера.
3. Психологические травмы, вызывающие отклонения в развитии личности
и поведении подростков.
4. Характерные особенности каждого типа акцентуации.
5. Причины трансформации акцентуаций характера.
Задания.
I.
1. Подумайте, как соотносятся понятия «характер» и «акцентуация
характера». Проведите сравнительный анализ (выделите общее и различное
в этих понятиях).
2. Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных Вам источников
выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию
и взаимосвязь.
3. Сравните классификации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Выскажите свое
мнение (доводы «за» и «против») по каждой из классификаций.
4. С помощью доступных Вам источников ознакомьтесь более подробно с
каждым типом акцентуации характера.
II.
1. Подготовьте сообщения на тему «Тип акцентуированной личности
по К. Леонгарду».
2. Подготовьте сообщение на тему «Типы акцентуации характера по
А.Е. Личко».
3. Подготовьте сообщение на тему «Психологические портреты людей
с различными типами акцентуаций характера».
4. Найдите тестовый материал для определения акцентуаций характера.
Выберите наиболее подходящий вариант.
Методические рекомендации к выполнению заданий.
При работе над темой 4 Вам необходимо овладеть понятийным аппаратом
(для этого нужно выполнить задания I группы)
Найдите в доступных Вам
источниках основные понятия темы, ознакомьтесь с их формулировкой, выпишите
те, которые Вам не совсем понятны и над которыми следует поработать.
Постарайтесь освоить конкретный тест для определения типа акцентуации,
обратите особое внимание на обработку результатов тестирования. Найдите
полное описание каждого типа акцентуации характера
Объясните, зачем
педагогу или психологу необходимо знать типы акцентуаций характера.
Пригодятся ли эти знания в практической работе с подростками и их семьями?
Классификации акцентуаций характера
Первую из классификаций психопатий, получившую широкую известность, дал Е. Kraepelin (1915). Ее недостаток состоял в том, что она не охватывала все наблюдаемые типы и изобиловала бытовыми названиями (чудаки, спорщики и т. п.). Однако именно эта классификация послужила отправной точкой для создания более полных и совершенных классификаций.
Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.
Первое из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики K. Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкина (1933).
Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Так, например, Е. Kretschmer (1921) пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции — астеникам и пикникам. О.В. Кербиков (1961, 1962) и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павлова о типах нервной системы (темпераментах). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы — возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможным. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Но по-прежнему оставшиеся от первоначальной идеи О.В. Кербикова возбудимый и тормозимый типы представляют собой сборную группу. Сохранение этих типов, видимо, оправдано в судебно-экспертных целях у взрослых, но для задач реабилитации и психотерапии требуется их большая дифференциация, особенно в подростковом возрасте, когда для каждого из вариантов возбудимых и тормозимых требуются особые дифференцированные реабилитационно-психотерапевтические программы.
Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат F. Homburger (1926), М. Tramer (1949), L. Michaux (1953), Г. Е. Сухаревой (1959), Н. Stutte (1960). Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г. Е. Сухаревой (1959) развивает в отношении детского возраста систематику П. Б. Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться еще в детстве (аутисты, т. е. шизоиды, истероиды) или в младшем школьном возрасте (неустойчивые, психастеники, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах .
Систематика, которая получила самое широкое распространение в основном исходит из классификаций типов психопатий по П. Б. Ганнушкину (1933) и Г. Е. Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Leonhard (1968). Однако эта систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще не видны: циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, конформный. Во-вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т. е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т. е. варианты нормы.
В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Leonhard в 1968 г., вторая разработана А.Е. Личко в 1977 г. В. В. Юстицкий в 1977 году сопоставил классификацию К. Leonhard и А.Е. Личко. Сопоставление этих классификаций приведено в таблице 1 .
Таблица 1.
Классификации типов акцентуаций характера
Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду |
Тип акцентуации характера по А.Е. Личко |
Демонстративный |
Истероидный |
Педантичный |
Психастенический |
Застревающий |
|
Возбудимый |
Эпилептоидный |
Гипертимический |
Гипертимный |
Дистимический |
|
Аффективно-лабильный |
Циклоидный |
Аффективно-экзальтированный |
Лабильный |
Эмотивный |
Лабильный |
Тревожный (боязливый) |
Сенситивный |
Экстравертированный |
Гипертимно-конформный |
Интровертированный |
Шизоидный |
То же |
Сенситивный |
Неустойчивый |
|
Конформный |
|
Астеноневротический |
Диагностика
Если подросток начинает у родителей вызывать тревожные мысли, необходимо проконсультироваться с психологом. Лучше всего определить наличие психопатии или акцентуации позволяет клинический метод.
Происходит опрос подростка. Специалист наблюдает за его поведением, реакциями, отдельно опрашивает родителей.
Диагностика может затянуться на продолжительный период, так как не исключено возникновения трудностей с определением состояния ребенка.
- Психолог интересуется самочувствием подросткам.
- Расспрашивает его об увлечениях.
- Узнает, как он относится к друзьям, какие у него отношения в семье.
- Вычисляет уровень самооценки.
- Осматривает ребенка на наличие травм, парезов, татуировок.
- Общаясь с родителями, специалист узнает о событиях детства пациента, выясняет, какие с ним произошли перемены, выявляет возможные причины, повлиявшие на развитие отклонений.
Провоцирующие факторы
Стоит учитывать, что определенные обстоятельства могут влиять на развитие акцентуаций.
Излишняя опека родителей, контроль с их стороны. Влияет на усугубление или появление сенситивной, психастенической и астенической акцентуации.
Нехватка родительского внимания, их опеки
Способствует развитию истероидной, конформной или неустойчивой черт.
Жесткое отношение, излишняя строгость усиливает эпилептоидный тип.
Слишком высокие требования к своему ребенку провоцируют развитие психастенического типа.
Отсутствие эмоциональной связи с чадом приводит к усилению или развитию сенситивного, лабильного или астенического типа.
Излишние внимание к здоровью ребенка, к его хроническим заболеваниям влияет на развитие астено-невротической и истероидной акцентуации.
Конфликты с ровесниками могут повести за собой формирование конформной, а также шизоидной акцентуации.
К общим факторам относят:
- невозможность получить удовлетворение в любви, внимании или общении;
- отсутствие таких понятий, как нормы культуры и морали;
- наличие неправильной самооценки, развитие неполноценности;
- отсутствие хобби, цели в жизни, стремлений;
- генетическая предрасположенность
Характер и черты личности
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется
в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что
придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а
не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.
Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.
Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность
вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств,
проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный
человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в
деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств
управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались
на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и
ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную
попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э.
Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные
из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,
не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять
и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена
на группы.
Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном
на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному
отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на
основе наблюдения за подростками.
Интровертированная акцентуация характера
Яркими признаками подростков с интровертированной акцентуацией является замкнутость и отстраненность от окружающего мира, сниженная потребность в общении. У интровертированных детей часто сочетаются противоположные черты: отстраненность и чрезмерная чувствительность, упрямство и податливость, огромная привязанность и немотивированная антипатия, богатство внутреннего мира и ограниченность его внешних проявлений. Такие подростки бурно реагируют на некорректные попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир. Отгороженность от внешнего мира затрудняет социализацию подростков. Для сближения с такими подростками необходимо продемонстрировать искреннюю заинтересованность их личностью, увлечениями и делами.
Классификация акцентуированного характера по Леонгарду
Выделяют следующие варианты акцентуации характера по Леонгарду:
- демонстративный;
- педантичный;
- застревающий;
- возбудимый.
Педантичный тип
или полного их отсутствияДругими качествами педантичной личности являются:
- пунктуальность;
- добросовестность;
- аккуратность;
- ориентация на высокое качество;
- нерешительность.
Демонстративный тип
Другими типами акцентуаций по Леонгарду являются:
- Гипертимная акцентуация. Это очень активные люди, которые характеризуются общительностью и непоседливостью. В общении с ними превалируют жесты, активная мимика и другие невербальные средства коммуникации.
- Дистимная акцентуация. В отличие от предыдущего типа, это серьезные люди, которые часто пребывают в подавленном настроении. Характеризуются молчаливостью, пессимизмом и заниженной самооценкой. Как правило, это домоседы.
- Тревожная акцентуация. Данный тип характеризуется робостью, пугливостью и неуверенностью в себе. Их беспокоят различные страхи, они болезненно тяжело переживают неурядицы. Также с раннего возраста они отличаются ответственностью, тактичностью, наделены высокими моральными качествами.
- Экзальтированная акцентуация. Отличается общительностью, экзальтированностью и альтруизмом. Однако это не мешает таким личностям быстро впадать в депрессивные состояния.
- Эмотивная акцентуация. Данный тип характеризуется повышенной эмпатией – обостренным чувством взаимосвязи и сочувствия к другим людям.
- Циклотимная акцентуация. Данный тип отличается совокупностью гипертимных и дистимных черт, которые проявляются поочередно.
Типы акцентуации характера
Типы акцентуации характера по Леонгарду
- Демонстративный. Человек старается произвести благоприятное впечатление у окружающих, обратить на себя внимания. Личность часто нахваливает себя, пытается казаться незаменимым персонажем в каждой ситуации. Большинство сказанного им является только его фантазией или же имеет малую долю правды.
- Застревающий. Характерна повышенная устойчивость аффекта, продолжительная эмоциональная реакция, переживания. Такие люди редко когда прощают неуважение и оскорбления в свою сторону. Они долго помнят обиды и при первой же возможности стараются отомстить обидчику.
- Педантичный. Такой человек чрезмерно аккуратен, пытается во всем поддерживать порядок, но при этом страдает нерешительностью. Перед принятием решения он будет долго продумывать каждый шаг, взвешивать все за и против. Такая личность боится перемен и брать на себя ответственность.
- Гипертимический. Такие люди всегда находятся в хорошем настроении даже без весомых причин. Отмечается повышенная активность, жажда к насыщенной жизни, ярким эмоциям и впечатлениям. Для такого типа характерна общительность, оптимистичность. Жизненные проблемы переживаются без особых трудностей.
- Возбудимый. Человек отличается чрезмерной импульсивностью. На его поступки и поведение в большей степени влияют инстинкты, влечения и порывы, а не рациональное понимание своего поведения. Для такого типа не знакомо понятие терпимость.
- Дистимический. Личность почти всегда пребывает в мрачном и плохом настроении, мыслит пессимистично, не видит ничего хорошего в жизни. Для дистимиков не свойственно веселье и активность.
- Экзальтированный. Основная черта – бурная реакция на случившееся. Такие люди очень восторженные, их радует каждая мелочь. Но также быстро впадают в печаль от плохих новостей.
- Циклотимический. Предполагает, что на смену гипертимическому типу приходит дистимический. Такое наблюдается довольно часто. В первом состоянии хорошие новости приводят не только к позитивным эмоциям, но и побуждают к действиям. Во втором состоянии плохие новости не только огорчают, но и приводят к апатии.
- Тревожный. Такой тип личности отличается чрезмерной тревожностью касаемо возможных трудностей, волнение за свое будущее. При этом реальные причины для волнения отсутствуют. Человек очень робкий, покорный, не уверен в своих силах.
- Интровертированный. Такие люди привыкли руководствоваться личным жизненным опытом. Человек часто копается в себе, погружается во внутренний мир и на время выпадает из реальной жизни. Больше думает, чем делает.
- Экстраветрированный. На человека имеет большое влияние мнение окружающих. Он не имеет четкой позиции, постоянно появляются новые мысли и мнения, которые формируются на основе сказанного другими людьми. Такие люди склонны к импульсивным действиям.
- Эмотивный. Основная черта личности – повышенная чувствительность. Такая личность очень добрая, мягкотелая, восприимчива, может расплакаться в любой момент, не таит долго обиду, быстро прощает.
Типы акцентуации характера по Личко
- Явная – крайний вариант нормы. Проблемный характер проявляется на протяжении жизни. Это может быть не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в благополучных. В быту носит название «Психопат».
- Скрытая – обычный вариант нормы. Проблемный характер проявляется чаще всего только в проблемных ситуациях, во время конфликтов с окружающими, в состоянии депрессии. В благополучных ситуациях это может быть совсем милый и уравновешенный человек.
Гипретимная акцентуация характера
Гипертимный тип акцентуации характера подростков сопровождается приподнятым настроением, которое изредка сменяется вспышками агрессии. Такое поведение может быть вызвано негативным влиянием окружающих, попытками резко подавить желания, намерения подростка и подчинить его своей воле. Дети с гипертимной акцентуацией характера, как правило, легко идут на контакт, коммуникабельные, инициативные с ярко выраженными организаторскими способностями, стремятся быть лидерами. В условиях одиночества, жесткой дисциплины и монотонной деятельности они могут вступать в конфликт. Однообразные уроки не интересуют таких детей. Чем ниже у гипертимного подростка мотивация учебной деятельности, тем сложнее ему работать на уроках без отклонений в поведении. Нейтрализовать акцентуации такого типа у подростков в процессе обучения можно привлекая его к интересной, разнообразной и доступной для него деятельности. Нормальному развитию характера подростка с гипертимной акцентуацией могут повредить полное отсутствие надзора и жесткий контроль. Такие дети требуют доброжелательного, уважительного отношения.
Циклоидная акцентуация характера
Циклоидный тип акцентуации характера подростков наблюдается чаще всего в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Он характеризуется периодическим колебанием настроения и жизненного тонуса. В период подъема настроения циклоидным детям присущи признаки гипертимного типа, а во время спада настроения у них резко снижается уровень контактности, они становятся молчаливыми и пессимистически настроенными. Подростки с данной акцентуацией характера очень уязвимы к кардинальному разрушению привычных жизненных стереотипов. Серьезные неудачи и нарекания со стороны окружающих могут усугубить их депрессию, вызвать бурную аффективную реакцию с попытками суицида
В данной ситуации подростку требуется ненавязчивая забота и внимание со стороны окружающих, теплые отношения со значимым для него человеком
Сенсативная акцентуация характера
Подростки, принадлежащие к данному типу, очень уязвимы и боязливы, у них ярко выражено чувство собственной неполноценности. Учатся подростки с сенсативной акцентуацией, тщательно и успешно, но стесняются отвечать на уроках, боясь, запнутся и вызвать смех. Очень часто такие дети скрывают свои реальные знания, чтобы сверстники не считали их выскочками или заучками. Уровень контактности подростков данного типа ниже среднего. Они отдают предпочтение узкому кругу друзей, редко вступают в конфликт, обычно занимают пассивную позицию. Для них характерны такие качества, как альтруизм, сострадание, умение радоваться чужим успехам, добросовестность. У них достаточно рано формируются очень высокие моральные и этические требования к самому себе и окружающим. Чувство неполноценности у сенситивных подростков провоцирует выраженную реакцию гипер-компенсации. Они самоутверждаются там, где чувствуют свою неполноценность.