Теория эталона

Степень сенсорного развития и восприятия у детей

Степень сенсорного развития и восприятия у детей сегодня может отличаться от уровня, который был у них лет 10 – 20 назад. Реальность такова, что у детей может появиться все больше средств, позволяющих знакомится им с предметами и явлениями, не взаимодействуя с ними в реальной жизни.

Сегодня доступно многое: не только рисунки и фотографии, но и мультфильмы, приложения и игры. Все это не затрагивает область чувственного познания предметов. В раннем возрасте нужно дать детям возможность приобретать как можно более полезный и многообразный опыт.

Современная педагогика сегодня достаточно хорошо изучила проблему сенсорного воспитания. Многие именитые исследователи занимались этим вопросам. В их числе Я. Коменский и М. Монтессори.

Ученые советской эпохи в области психологии и педагогики также внесли свой вклад, разработав систему сенсорного воспитания.

Следовательно, в период младшего дошкольного детства нужно обогащать чувственный опыт, что поможет полноценно воспринимать окружающий мир. Например, нужно пополнять свойства и представления о предметах. Дети должны знакомится с тем, какова величина предметов, как они расположены в пространстве, какой формой и цветом обладают.

Окружающую действительность можно познавать в процессе восприятия и ощущения. От уровня развития этих психических процессов зависит то, как в дальнейшем будут формироваться мыслительные способности, воображение и память.

В дошкольный этап формируются восприятия и ощущения в интенсивном темпе. Представления о предметах намного проще формировать во время их восприятия.

Сенсорное формирование способствует эффективному осуществлению разных типов воспитания личности: физического, умственного, эстетического и морального.

От того, насколько дети будут развиваться, во многом будет зависеть база для формирования их психики. Это повлияет и на успешность обучения в школе. Это база для формирования любого типа практической деятельности.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В процессе дошкольного периода сенсорное познание может быть изменено: ребенок может манипулировать с предметом, что постепенно приведет его к знакомству с ним посредством осязания или зрения, а также в результате так называемого зрительного ощупывания.

К примеру, чтобы убедиться, что в ведре находится сырой песок, дети должны его трогать. А дети в 5 или 6 лет могут понять это, лишь посмотрев на него.

Педагогу нужно следить за тем, чтобы у дошкольников были условия, в которых те могли бы применять навыки анализа природной среды. К примеру, старшие дети могут помогать чинить книги или коробки от настольных игр. Для этого им нужно определять, какая бумага больше подойдет – прозрачная или непрозрачная, плотная или тонкая. Также они должны определить ширину и длину полосок для вырезания.

В младшем или раннем возрасте дети могут играть в игрушки, которые формируют их восприятие и ощущения. Это игрушки сборно-разборного типа и игрушки, которые изготавливаются из разных материалов, которые отличаются друг от друга звучанием и размером.

Чтобы обогатить сенсорный опыт ребенка, нужно использовать дидактические игры. Многие из них подразумевают обследование предмета, позволяют различать признаки, обозначать эти признаки словами.

В определенных играх дети группируют предметы по разным качествам.

Они могут сравнивать эти предметы, замечая в них разные или схожие признаки, выделяя наиболее важные из них.

В результате дети могут обобщать их, опираясь на существенные признаки, закрепляющиеся в речи. Таким образом, дети могут приобрести сенсорные эталоны.

Работая с дошкольниками, мы стараемся формировать у них сенсорную культуру, что становится одной из важных задач. Сенсорное воспитание закладывает основу для других аспектов воспитания дошкольников.

Частые вопросы

Если человек дуален, какое лечение ему поможет?

+

Если говорить о двойственности, как о психическом отклонении, то очень важно, чтобы больной признал наличие дуальности. В таких ситуациях зарекомендовала себя гипнотерапия

Во время сеанса необходимо понять, что все события, которые сделали его дуальным, — это реальность. Только смирение и признание этого факта, негативного опыта, поможет изменить отношение к событию и научит жить в действительности, где есть только одна личность, а не дуальность.

Какие факторы еще могут повлиять на формирование дуальности?

+

На самом деле, двойственность могут вызвать любые причины. Например, если ребенок чувствует себя одиноким, нелюбимым, ненужным, то он может выдумать себе нереального друга, который будет дарить тепло, любовь и общение. Чтобы не говорили родители таких детей, но это уже явное расстройство, так как ребенок формирует субличность

Поэтому лучшее профилактическое средство дуальности — внимание и забота со стороны близких к потребностям ребенка, любовь и тепло родителей.

Назначают ли медикаменты при дуальности?

+

О медикаментозном лечении дуальной личности принимает решение врач-психотерапевт. Во многих случаях рекомендованы антидепрессанты, нормотимики, транквилизаторы, седативные средства. Однако в большинстве случаев лишь назначения препаратов для лечения дуальности будет недостаточно. Только комплексный подход с психотерапией позволит устранить причины патологии.

Причины двойственности человека

Дуальная личность — всегда травмирована. При изучении пациентов с дуальностью (двойственностью) всегда выявляется в роли основной причины негативный жизненный опыт. Это может быть смерть родителей, физическое или сексуальное насилие. Особенно часто дуальность проявляется у лиц, которые подверглись насилию в возрасте до 9-ти лет. В этот период у ребенка еще только формируется психика, поэтому он может «забросить» негативный опыт на «чердак» и начать жить иной, дуальной жизнью.

Дуальной личность может стать при неврастеническом или истерическом состоянии. Огромное влияние на психику оказывает внутренняя неуверенность — дуальность помогает скрыть комплексы.

Двойственность может быть обусловлена и рядом серьезных психических заболеваний:

  • шизофренией и шизоидными состояниями;
  • затяжной депрессией;
  • обсессивно-компульсивным расстройством;
  • биполярным аффективным расстройством;
  • неврозом.

Роль эталонов в социальном взаимодействии

Эталоны являются помощниками в познании себя и окружающих, в чем и заключается их нужность. Само понимание происходит лишь во время общения, так как зная реакции человека, гораздо проще предугадать его действия в какой-либо ситуации. Таким образом мы начинаем воспринимать в качестве шаблонов действия человека.

Эталоны со стереотипами способствуют тому, что люди воспринимают внешность человека, приписывая ему определенные качества. Существует 3 типа эталонов, которые люди используют при взаимодействии с социумом:

  1. К антропологическим относится национальность, возраст и половые принадлежности. Примером такого эталона является мнение, что все немцы обожают пиво, а русские люди являются самыми добродушными.
  2. К социальным эталонам можно отнести внешность и поведение, когда от отличниц ждут всегда только хорошего и покладистого поведения, а от учительницы — доброты и ласки.
  3. Эмоционально-эстетические эталоны означают восприятие человека и формирование мнения о нем при знакомстве. Так, если собеседник отличается сосредоточенностью взгляда, то окружающие будут воспринимать его как серьезного и ответственного человека.

Эталоны предназначены для того, чтобы была возможность распознать эмоции окружающих. Именно с помощью эталонов люди могут распределять собеседников по классу, группе и типу. Эталоны не являются какой-либо стандартизированной мерой, а выступают в качестве субъективного восприятия. Эталоны отличаются динамичностью и в большей мере зависят от опыта индивида. В психологии же принято заменять эталон на слова «стереотип» или «прототип».

Научиться определять эмоции других, считывать людей по невербальным признакам научит курс Викиум «Профайлинг».

Значение слова «эталон» в словарях русского языка

Эталон это:

Эталон

Этало?н (, ) — средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и хранение единицы физической величины для передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений, выполненное по особой спецификации и официально утвержденное в качестве эталона.

Википедия

Эталон

I м.

1.Точный образец установленной единицы измерения чего-либо. отт. Сама такая точная мера.

2.Измерительный прибор большой точности, предназначенный для проверки других таких же приборов.

3.Стандарт. II м.Образец для подражания, сравнения.

Большой современный толковый словарь русского языка

Эталон

( фр. etalon) 1) образцовая мера (или измерительный прибор), служащая для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью; 2) перен. мерило, образец для сравнения с чем-л.

Новый словарь иностранных слов

Эталон

м. 1) а) Точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения чего-л. б) Измерительный прибор большой точности, предназначенный для проверки других таких же приборов. 2) перен. Мерило, образец для подражания, сравнения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Эталон

1. образцовая мера (или измерительный прибор), служащая для воспроизведения, хранения и передачи единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью;

2. * мерило, образец для сравнения с чем-л.

Словарь иностранных выражений

Эталон

мерило, образец Э. красоты. Э. поведения. эталон точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера Метр-э. Международный э. единицы массы. Радиотехнический э.

Словарь русского языка Ожегова

Эталон

(франц. etalon),..1) мера или измерительный прибор, служащий для воспроизведения, хранения и передачи единиц какой-либо величины. Эталон, утвержденный в качестве исходного для страны, называется Государственным эталоном…2) (В переносном смысле) — мерило, образец.Международный эталон единицы массы — килограмма — эталонная платино-иридиевая гиря в форме цилиндра диаметром и высотой 39 мм.

Современный толковый словарь, БСЭ

Эталон

эталон м. 1) а) Точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения чего-л. б) Измерительный прибор большой точности, предназначенный для проверки других таких же приборов. 2) перен. Мерило, образец для подражания, сравнения.

Толковый словарь Ефремовой

Эталон

эталона, м. (фр. йtalon). Образец меры, служащий для проверки измерительных приспособлений, находящихся в обращении (тех., физ.). Эталон метра. || перен. Шаблон, готовая мерка для чего-н. (книжн.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Эталон

(франц. etalon), образец, мерило, идеальный или установленный тип чего-либо; точно рассчитанная мера чего-либо, принятая в качестве образца. См. Эталоны .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Эталон

эталон, -а

Полный орфографический словарь русского языка

Особенности сенсорного развития у детей

Важная особенность сенсорного развития в том, что оно необходимо для младших дошкольников. Ведь это одна из приоритетных задач формирования малышей – исследование сенсорных свойств предметов.

В 2-3 года у детей начинают формироваться представления о величине, форме и цвете, а также о других предметных свойствах

Важно понимать, что представления эти были очень разнообразными

Поэтому уже в ранний период был смысл организовывать специальные занятия по развитию сенсорики. Главная задача этих занятий – накапливать сенсорный опыт.

И это фундамент, который бы позволил на следующих этапах обучения постепенно накапливать опыт и знания, расширять его и использовать в разных ситуациях.

Малыш должен познакомиться со всеми базовыми разновидностями свойств:

  • цвет;
  • форма;
  • величина;
  • звуки;
  • количество без счета.

Согласно исследованиям психологов, сенсорное развитие – это фундамент умственного формирования. Он обладает самостоятельным значением, ведь для полноценного восприятия нужно обучать детей в школе, детском саду и т.п.

В любом возрасте сенсорное воспитание обладает задачами, позволяющими формировать определенные звенья сенсорной культуры.

В 2-3 года дети учатся определять форму, цвет и величину, как важные признаки предметов, накапливаются их представления о том, какими разновидностями обладают форма и цвет и о том, как два предмета могут относиться по величине.

Определение

Музыкальный слух – это способность различать высоту, тембр звуков, мелодию и ритмический рисунок. Сенсорное воспитание подразумевает обучение дошкольников навыкам обследования предметов, развитие представлений о эталонах сенсорики.

Обследовать предметы дети учатся в качестве специально организованного процесса восприятия. Необходимо определять те свойства предмета, о которых нужно знать, чтобы эффективно справляться с планируемой деятельностью. Разные предметы подразумевают использование разных методов обследования. Да и исследуемые качества в них разные.

Можно выделить несколько правил, которые нужно соблюдать в процессе обследования:

  • ребенок воспринимает целостный облик предмета;
  • он должен разделить его на несколько частей и определить их признаки;
  • он должен соотнести в пространстве разные части друг с другом;
  • он должен выделить мелкие фрагменты, установить то, как они расположены в пространстве;
  • в заключении нужно снова понаблюдать за целостным предметом.

Этот подход помогает дошкольникам приобрести обобщенные способы познания с помощью чувств, которые могут быть использованы в ими затем в самостоятельной активности.

Сенсорные эталоны величины и меры

Особым характером наделены эталоны величины. Так как величина – это свойство относительное, ее точное определение можно произвести с помощью условных мер.

Система мер была сознательно создана людьми. При этом за ее основу всегда бралась какая-либо произвольная единица. А вот геометрические фигуры на самом деле – это отвлечения от формы настоящих объектов.

Изучение системы мер и методов их применения – важная задача, которая требует математической подготовки и не входит в программу обучения дошкольников. Но мы можем пользоваться метрической системой не всегда при восприятии предметов.

Величину предмета можно установить в зависимости от того, какое место он занимает в ряду однородных предметов. Для ребенка большая кошка – это кошка, которая больше по размеру обычных кошек. Но при этом она все равно остается меньше, чем маленький слон. Поэтому эталоном величины обычно выступают представления о том, какая должна быть величина у рассматриваемого предмета.

Сенсорное развитие при подготовке к школе

Чтобы подготовка к школьному обучению протекало полноценно, нужно целенаправленно заниматься сенсорным воспитанием.

Взрослые не должны требовать от дошкольников запоминать и самостоятельно использовать названия форм и цветов. Нужно, чтобы дети могли активно выполнять задания, учитывать их свойства, ведь именно в игровом процессе активно накапливаются представления о предметных свойствах.

Когда в повседневной жизни пытаются обозначить оттенки цвета, указывают на их темноту или светлоту. При этом подразумевают яркость оттенка. Поэтому детям достаточно лишь усвоить то, как цветовые тона меняются по светлоте и как называются полученные оттенки. Нужно помнить о том, что многие оттенки имеют общепринятые называния. К примеру, светло-красный обычно называют розовым.

Использование детьми этих названий вполне возможно. Только нельзя называть голубой светло-синим, ведь это разные оттенки. Этот же принцип справедлив и по отношению к названиям оттенков по их тону цвета, то есть по тому, какое положение они занимают между цветами, расположенными в цветовом спектре по соседству.

Почти каждый из них может обладать метафорическим названием, используемым в быту: сиреневый, лимонный – это названия, которые связывают цвет с определенными предметами.

Важно, чтобы дошкольники знакомились с системами эталонов сенсорики. Знакомя детей с базовыми образцами, можно подготовить их к тому, чтобы изучить разновидности

Воспитатель, демонстрируя и называя их, дает дошкольникам задания, которые направлены на сравнение разных эталонов между собой. Это позволяет подобрать одинаковые эталоны и закрепить их в своей памяти.

Двойственность человека: опасно ли такое мышление

Мы разобрались, что дуальность в психологии — это своеобразное противостояние двух понятий. Поэтому если человек имеет двойственное мышление, то он думает противоположностями. Человек, который имеет двойственный характер, выступает оппозиционером в отношении природы, общества, мира, окружающих людей.

Пример. Чтобы лучше понять, что такое двойственное отношение к миру, можно привести простой пример из истории про Гулливера. В этом произведении автор описывал ситуацию, когда лилипуты воевали за идею о том, какой конец использовать, чтобы расколоть яйцо. Любой военный конфликт возникает по причине дуальности мнений.

Несет ли опасность двойственное отношение к жизни для человека? Если рассматривать дуальность с психологической точки зрения, то это — западня. В нее попадает человек неосознанно, так как направляет в эту ловушку собственный разум. «Что посеешь, то и пожнешь». Двойственную личность из нас делают окружающие: родители, образовательные учреждения, общество, ведь именно под их влиянием у человека формируются убеждения.

Однако двойственность ума, все же, не стоит рассматривать как отрицательное явление. Быть дуальным — нормально. С первых минут жизни человек начинает понимать, что плохо, а что хорошо, ориентируясь на собственные убеждения. Однако, если появляются признаки психического расстройства, указывающие на амбивалентность, то без помощи врача в таких ситуациях не обойтись.

Двойственность личности, как отклонение

Думать дуально, как мы уже поняли, нормально. Опасение у врачей вызывают те случаи, когда у человека нарушается процесс самоидентификации. Иными словами, появляется диссоциативное расстройство идентичности личности. Это расстройство представляет собой психическую патологию, когда личность разделяется на несколько отдельных личностей.

Как проявляется двойственность?

Психиатры выделяют несколько основных проявлений дуальности, как психического отклонения.

Проявление

Описание

Деперсонализация

Двойственная натура при психической патологии всегда деперсонализирована. Она всегда испытывает чувство отчуждения к собственному сознанию или телу. Например, при деперсонализации появляется убеждение, что рука не принадлежит на самом деле телу.

Дереализация

Еще одно проявление личностей, которым свойственно двоякое поведение. Дуальный человек понимает, что с ним что-то не так, но при этом воспринимает мир либо плоским, странным, черным, либо, наоборот, смотрит на жизнь сквозь розовые очки.

Диссоциативная фуга

Дуальность, если рассматривать ее как психическую патологию, связана с неспособностью человека выдержать напряжение от сильнейшего стресса. Дуальная личность просто решается на побег — его психика забывает о случившемся, а сам гражданин переезжает на новое место, при этом он не помнит и о том, как сделал это. Иными словами, стирается его прежняя судьба и на первый план приходит вторая — альтер эго.

Диссоциативная амнезия

Это проявление психического расстройства связано с потерей памяти. Заболевший забывает, кем он был раньше и с какой личностью он себя ассоциировал. Появляется двойственность ума.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы столкнулись с признаками дуальности. Наши доктора консультируют вас по видеосвязи 24 часа в стуки — помогут вам научиться жить с дуальностью и скорректируют терапевтическое лечение.

Один и тот же человек, который столкнулся с легкой формой двойственности, может создавать в соцсетях несколько страниц, указывая различные особенности лица. Один профиль может быть представлен молодой девушкой, которая ищет приключения и мечтает перебраться жить за границу. Другой профиль — ответственная учитель, которая является эталоном образованности и воспитания. Третий профиль — реальный. Такая дуальность, хоть и виртуальная, не является нормальной и указывает на психические отклонения.

Сенсорные эталоны как целая система

Сенсорные эталоны – это не просто отдельные образцы, а целая система, в которой разновидности определенного свойства располагаются в нужной последовательности и различаются по конкретным признакам. Развитие сенсорных эталонов осуществляется благодаря сенсорному воспитанию. Без целенаправленного воспитательного процесса дети способны усвоить лишь некоторые эталоны.

Сенсорные эталоны – это термин, который впервые использовал А.В. Запорожец, когда разрабатывал теорию формирования восприятия путем развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления о тех или иных свойствах и их отношений: о цвете, о величине, о форме, о пространственном расположении, о высоты звучания, о длительности времени и т.п. появились эти эталоны в процессе исторического развития людей. Человечество использует их как мерки и образцы, с помощью которых можно установить и обозначить определенные отношения и свойства.

В детском саду главное содержание сенсорного воспитания состоит из знакомства с формой, цветом и величиной. В виде сенсорных эталонов выступают хроматические и ахроматические цвета, которые размещены в спектре в строгой последовательности, связанной с длиной световых волн.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Процесс овладения сенсорными эталонами длится долго и протекает сложно. Усвоить один из эталонов – не значит просто научиться его называть. Нужно иметь ясное представление о том, какие разновидности могут быть у каждого свойства и научиться пользоваться этими представлениями для выделения и анализа свойств разных предметов. Иначе говоря, изучение сенсорных эталонов – это адекватное их применение в качестве единиц измерения во время оценки свойства.

Если с дошкольниками проводить последовательную работу по обследованию, они учатся легко выделять и называть множество разных признаков для каждого предмета. Это аналитическая мыслительная деятельность дошкольника, которая в будущем даст ему возможность более глубоко анализировать явления и предметы, обнаруживать в них существенное и несущественное, правильно видоизменять их в соответствии с поставленной задачей.

Сенсорные восприятия

Восприятие формы позволяет зрительно дробить предметы на отдельные части, которые соответствуют разным геометрическим образцам, и определять то, как эти элементы соотносятся между собой.

Восприятие величин связано не только с вычленением отдельных частей, но и с их объединением в целое. Также нужно научить детей измерять величины предметов: их высоту, длину и ширину.

Невозможно отделить от предмета ширину или длину. Значит, можно сопоставлять разные предметы по этим характеристикам. Также нужно отметить, что сам процесс измерения очень относительный.

Сенсорное воспитание очень актуально, ведь оно позволяет ребенку приобрести опыт чувственного познания окружающего мира, формирует его наглядно-образное мышление.

Правильное восприятие цветов, величин и форм нужно для того, чтобы ребенок мог успешно усвоить многие учебные предметы в школе. От этого зависит развитие способностей к разным видам творческой активности.

В дошкольном возрасте главное наполнение сенсорного воспитания состоит из изучения величины, формы и цвета.

Сенсорные эталоны формы

Эталоны формы – это фигуры геометрии. Дети начинают знакомство с ними с простейших фигур: квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник. Затем можно внедрить усвоение трапеции. Но во всех случаях дети должны уметь узнавать соответствующие формы, называть их и действовать в согласии с их свойствами, а также анализировать их.

Детей можно знакомить с такими разновидностями форм, как овалы, у которых разное соотношение осей. Также это могут быть прямоугольники, у которых разные соотношения сторон. Это могут быть остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники

Важно, чтобы дети на глаз были способны отличать эти виды треугольников, но они не обязаны запоминать их названия

Также целесообразно использовать объемные и плоскостные фигуры. Объемные фигуры менее обобщены. Плоскостные дают возможность отразить самые главные для восприятия свойства – это контур. Их можно использовать, как образцы, с помощью которых дети могли бы воспринимать формы для плоских и объемных предметов. К примеру, мяч можно выразить с помощью круга. Он же изображает и тарелку.

Это позволяет во время сенсорного восприятия применять как правило плоскостные фигуры. Ведь объемные предметы на первых порах будут вызывать дополнительные трудности.

Сенсорные эталоны цвета

Сенсорные эталоны в виде цвета обычно это хроматические и ахроматические цвета, которые находятся в спектре в определенной последовательности от красного к фиолетовому по тому, как меняется длина световой волны.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Ознакомление с сенсорными эталонами

В момент осуществления действий с теми или иными эталонами дошкольники должны запоминать и использовать их названия. Это помогает им закрепить представления о любом эталоне и позволяет выполнять действия соответственно их словесным инструкциям.

Знакомство с любым типом эталонов обладает своими особенностями: с разными предметными свойствами организуют разные действия. Дошкольникам проще запоминать спектральные цвета и их оттенки.

В процессе знакомства с формами и разными видами, воспитатель должен обучать детей обводить контуры и зрительно контролировать движения руки, сравнивать фигуры, которые воспринимаются зрительно или с помощью осязания. Чтобы развивать представления о величине, нужно выстраивать предметы в ряды по нарастанию и убыванию. При этом дети сначала ориентируются на общие формы образца, а затем начинают осознавать, какие отношения существуют между элементами: каждый следующий меньше или больше.

Представления о том, какие бывают разновидности формы или цвета, как соотносятся между собой величины, которые усваиваются детьми – это сенсорные эталоны, используемые в виде образцов при рассматривании разных предметов.

Нужно обучить детей правильно воспринимать цвет определенных предметов, используя имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах и их оттенках.

Это несложно, когда у предметов чистый свет. Но это становится сложнее, когда цвет включает в себя элементы разных тонов цвета, которые выражены в разной степени. Например, речь может идти о бордовом, кофейном и пр.

Понятие слова «эталон»

Эталоном называют сравнения чего-либо и передачу информацию о данном явлении или предмете. К эталонам можно отнести международные стандарты или же образы, которые являются примером для подражания. Некоторые индивиды находят что-то общее между эталоном и идеалом, однако, они имеют отличия:

  1. Если эталон является устойчивым ко времени, то идеал может меняться.
  2. Эталон можно отнести к конкретным стандартам, а идеал зависит исключительно от восприятия индивида.
  3. Эталоном называют общепринятые стандарты, идеал же может быть у каждого свой в зависимости от субъективности мнения.

Понятие «эталон» в психологии имеет несколько другое значение. Обычно эталон используют специалисты в области когнитивной психологии. В когнитивной психологии эталоном являются образы, которые возникают в мозге посредством поступления нервного сигнала от раздражителя. Таким образом человек распознает все, что происходит вокруг него.

В психологии можно выделить следующие эталонные виды:

  • цвета, формы и размер предметов, относящиеся к сенсорным видам;
  • свойства с признаками предметов, являющиеся перцептивными;
  • нормы поведения в социуме — социокультурные.

Благодаря наличию эталонов люди способны адаптироваться в обществе и не страдать от стресса, так как не будет возникать недопонимание по отношению к окружающим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: