Симптомы тревожного расстройства
В основе механизма развития тревожного расстройства у большинства людей лежит иррациональное убеждение, что их переживания помогают предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Тревожное расстройство клинически проявляется поведенческими, психическими и соматическими нарушениями. Поведенческие нарушения впервые становятся заметны уже в детском возрасте. Они проявляются повышенной застенчивостью, пугливостью. Дети отмечают, что испытывают дискомфорт, когда им приходится отвечать у доски или знакомиться с новыми людьми. С возрастом эти особенности характера не уменьшаются в своей выраженности, а, наоборот, усиливаются.
В дальнейшем пациенты с повышенной тревожностью ведут достаточно замкнутый образ жизни. Они мало общаются с другими людьми, у них немного друзей.
Люди, страдающие тревожными расстройствами, нуждаются в социальном общении, однако из-за страха быть отверженными избегают его. Даже абсолютно нейтральные слова они могут воспринимать как негативные, что провоцирует приступы тревоги.
При выраженной тревожности человек часто остается неустроенным в личной жизни. Если ему и удается создать семью, то круг интересов замыкается на партнере. И в случае его смерти или развода состояние тревожности резко усиливается, приводит к развитию чувства полного одиночества, становится причиной тяжелой депрессии, суицидальных попыток.
Пухлые губки, стройные ножки, лучшие путаны Уфы, это стоит попробовать с wowufy.ru. Отказ исключён, всё, что пожелаете можно сделать в постели с проститутками - обворожительными феями интимного досуга. Милые лучшие путаны Уфы, страстные и желанные, они такие заботливые и молоденькие, что тебе обязательно захочется секса. Не упусти свой шанс.
Что делать при панической атаке
Справиться с приступом панической атаки помогут простые приемы:
Всегда держите при себе предмет, который позволит отвлечься
Переключить внимание помогает перебирание крупных бусин, рисование в блокноте, вдыхание любимого аромата эфирного масла.
Беседа с окружающими. Если рядом есть люди, начните с ними разговор на любую тему
Вы будете вынуждены слушать ответы своего собеседника, сосредотачиваться на них. Это поможет отвлечься от обстоятельства, которое вызвало паническую атаку, страх или сильную тревогу.
Оставайтесь на месте. При возникновении панической атаки не следует пытаться «убежать» от нее. Чем быстрее вы будете идти, тем сильнее будет нарастать тревожность. Поэтому лучше остаться на месте, переключив свое внимание на выполнение каких-либо простых действий. Можно заварить чай или протереть пыль, если вы дома. На улице сосредоточьте свое внимание на подсчете автомобилей или деревьев.
Много проблем возникает у людей с тревожными расстройствами и в профессиональной деятельности. Из-за постоянного чувства тревоги и неуверенности в себе они не могут принимать решения, делать доклады, руководить. Поэтому чаще всего выбирают малозаметную должность, предпочитая всегда оставаться в тени. Любые конфликтные ситуации на работе часто становятся причиной нарастания тревожности и ухучшения психоэмоционального состояния.
К психическим симптомам тревожного расстройства относят:
- ощущение напряженности;
- ожидание неприятных событий без видимой причины;
- раздражительность;
- невозможность сконцентрироваться на проблеме;
- повышенная утомляемость;
- нарушения сна;
- подавленное настроение.
Высокий уровень тревожности нарушает функционирование вегетативного отдела нервной системы. Это становится причиной психовегетативного синдрома, который проявляется различными признаками:
Как проявляется тревожное расстройство
Проявления данной патологии могут сильно отличаться у разных пациентов. Зависит клиническая картина, прежде всего, от особенностей личности и характера человека. Но важнейшим симптомом, позволяющим судить о наличии патологической тревожности, является длительное присутствие тревоги и страха в ситуациях, которые у большинства людей не вызывают опасений.
Все симптомы, возникающие при тревожном расстройстве, специалисты делят на две основные категории:
- Симптомы со стороны эмоциональной сферы. Помимо беспричинной и необъяснимой тревоги больной человек испытывает сложности с концентрацией внимания, повышенную нервозность и эмоциональную напряженность, чувство полной опустошенности. В этом состоянии больной не может усидеть на месте, ему кажется, что сейчас произойдет что-то страшное, и он ищет признаки, подтверждающие наступление опасности. Мыслительный поток движется с большой скоростью, и человек не в состоянии контролировать этот процесс.
- Физические симптомы проявляются в виде ускоренного сердцебиения и сильного потоотделения, может кружиться голова, возникает отдышка и тремор в конечностях. У человека постоянно болит голова, он не может нормально спать, чувствует повышенную усталость, мышечное напряжение. Также наблюдается сбой со стороны пищеварительной и выделительной систем, возникает диарея и частые позывы к мочеиспусканию.
Поскольку тревога представляет собой ответ организма на некую угрозу, то она может иметь широкий диапазон проявлений. Таким образом тело демонстрирует свою готовность к бегству или вступлению в борьбу.
Однако люди, страдающие тревожным расстройством, не всегда могут адекватно оценить свое состояние. Разнообразные физические проявления этой психической патологии часто воспринимаются больными как симптомы какой-то болезни тела.
Пограничные состояния психики в психиатрии
Пограничному расстройству личности практически всегда предшествует пограничное состояние психики (ПСП).
На пограничное состояние психики могут указать следующие симптомы и характерные черты поведения индивидуума:
-
Человек без каких-либо видимых причин
может впадать в депрессию, периодически становится тревожным. Это вызывает недоумение со стороны окружающих и становится причиной еще большей замкнутости (пациенту кажется, что его никто не понимает). - Люди перестают объективно оценивать свою личность. Впадают в крайности. Или слишком преувеличивают свои достоинства и верят в собственную неповторимость и непогрешимость, либо же, наоборот, занимаются самокритикой, самоуничижением и впадают в глубокую депрессию по этому поводу.
- Нестабильность в отношениях с другими людьми. Очень часто пограничная личность сначала слишком идеализируют конкретного человека, затем резко (без объективных причин) разочаровывается, испытывают отвращение, прерывают всякое общение с ним.
- Импульсивное поведение. Проявление ярких эмоций. Провокация ссор, скандалов, драк.
- Склонность неосознанно наносить вред своему здоровью, провоцировать опасные для жизни ситуации (чрезмерное переедание, экстремальные развлечения, частая беспричинная смена половых партнеров).
Часто люди, которые находятся в таком состоянии, испытывают чувство не только тревоги, но и самые настоящие панические атаки, которые сопровождаются:
- состоянием нехватки воздуха;
- учащенным сердцебиением;
- тремором (дрожью) в руках и ногах;
- головокружением;
- предобморочным состоянием;
- изменением артериального давления.
Классификация поведенческих расстройств
В соответствии с нормативным документом по классификации медицинских диагнозов (МКБ-10) поведенческие расстройства отличаются общими симптомами, о которых мы рассказали выше, но могут быть нескольких подвидов:
1. Расстройство поведения, которое ограничено семейными рамками и условиями (F91.0)
Характеризуется тем, что нарушения проявляются только в домашней обстановке при общении с семьей. То есть, в этом случае ребенок может воровать деньги у родителей, портить вещи своей сестры, выражать агрессию только в общении с членами своей семьи. Вне дома отклонения выявляются крайне редко.
2. Несоциализированное РП (F91.1)
Расстройство подразумевает агрессивные поступки в отношении сверстников (например, одноклассников). Для этого типа заболевания характерны постоянная лживость, замкнутость, жестокость, желание изолироваться от других, акты вандализма, вызывающее поведение (в том числе, расторможенная сексуальность).
Ребенку кажется, что окружающие желают ему зла, поэтому агрессию он проявляет, чтобы защитить себя от опасности.
3. Социализированное РП (F91.2)
Отличается тем, что агрессивные или асоциальные поступки совершаются вместе с компанией приятелей единомышленников (правонарушения, самовольный пропуск занятий, совершение краж, уничтожение или осквернение предметов искусства или святых мест, избиение людей).
Дети с этим типом расстройства в период раннего детства развиваются и ведут себя в пределах нормы, опасные симптомы обычно начинают проявляться в подростковый период. Возникает раздражительность, частые истерики, родители замечают у подростка перепады в настроении. Если не уделить ребенку достаточно внимания в этот период, то авторитетом для него станут уже не родители, а друзья-правонарушители, которым он будет всецело предан.
4. Вызывающее оппозиционное поведение (F91.3)
Отмечается у детей более младшего возраста (примерно в девять лет) и характеризуется вызывающим непослушанием, стремлением поссориться и разорвать отношения со взрослыми или ровесниками. Для этого ребенок с расстройством может специально спорить, обидно дразнить, раздражать или игнорировать просьбы, а в свое оправдание обвинять в промахах и трудностях окружающих или внешние обстоятельства. Чаще всего, малыш ведет себя таким образом в домашней или привычной обстановке среди хорошо знакомых лиц.
Дети, страдающие этим видом расстройства, не поступают противозаконно, не дерутся и не крадут вещи, но недуг не дает им возможность построить нормальные отношения с людьми.
Лечение
За помощью психотерапевта люди с тревожным расстройством обращаются сами, так как несмотря на избегающее поведение, они нуждаются в заботе и любви, соответственно страдают от изоляции. Но в процессе лечения им необходим постоянный контроль. Дополнительно внимания требует тот факт, что страх обсуждения и осуждения заставляет их скрывать проблемы, умалчивать факты.
Во взаимодействии с избегающей личностью не нужно использовать требования, нужно направить силы на коррекцию поведения, бороться с тревожностью и избеганием, повышать самооценку. Обязательно ведется обучение техникам саморегуляции.
Используется индивидуальная когнитивно-поведенческая психотерапия и иногда групповая психотерапия для преодоления избегающего поведения. Пациент обучается навыкам решения конфликтов, преодолению неудач и трудностей. Для предания уверенности в себе и повышения социальных навыков используется социально-психологический тренинг.
В целом психотерапия направлена на обретение умения контролировать ситуацию, распознавать тревогу и негативные факторы, рационально мыслить, всесторонне анализировать ситуацию. Если расстройство имеет врожденные причины, то назначается медикаментозное лечение.
Прогноз лечения зависит от ряда факторов: момент обращения к врачу, соблюдение рекомендаций, выраженность симптомов, общее самочувствие и другое. При хорошей социальной ситуации возможно полное исцеление. Иногда болезнь приобретает хроническое течение. При благоприятном течении успех лечения становится заметным в первые два года терапии.
Избегающее расстройство личности и другие личностные расстройства
От пограничного расстройства личности избегающее расстройство отличается постоянством паттерна избегания в отношениях. Пограничный паттерн поведения характеризуется чередованием приближения и отдаления. Классическое «иди сюда — уходи — я люблю тебя».
В отличие от шизоидного расстройства личности, при котором способность поддерживать отношения очень ограничена, люди, страдающие избегающим расстройством могут поддерживать отношения, но выходят из них, потому что потребность в самозащите превышает потребность в общении.
От социофобии избегающее расстройство личности отличается более широким охватом жизненных ситуаций, на которые распространяются особенности поведения этого расстройства личности.
Классификация
Тревожные расстройства — достаточно большая группа патологических состояний. Их классификация значительно облегчает диагностику. МКБ-10 выделяет несколько видов тревожных расстройств.
Вид нарушения | Клинические признаки |
Фобические тревожные расстройства (агорафобия, социальная, специфические фобии) | Состояние повышенной тревожности, связанное с определенными предметами или ситуациями. Например, при агорафобии человек избегает открытого пространства, а при социальной фобии — внимания других лиц |
Генерализованное тревожное расстройство | Главный симптом — неоправданное внутреннее беспокойство, которое человек не в состоянии контролировать |
Паническое расстройство | Ранее это нарушение называлось неврозом тревоги. Для него характерно периодическое повторение приступов паники. В межприступном периоде человек испытывает тревогу ожидания новой панической атаки |
Обсессивно-компульсивные расстройства | Старое название этого нарушения — «невроз навязчивых состояний». У человека появляются навязчивые мысли, подавить которые он не может. В ответ на них пациент начинает выполнять бессмысленные повторяющиеся (стереотипные) действия |
Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации | Выраженное эмоциональное расстройство, возникающее в течение месяца после сильного стресса. Чаще всего отмечается у людей, переживших физическое или сексуальное насилие, побывавших в зоне боевых действий, ставших жертвой дорожно-транспортных происшествий |
Психологи утверждают, что в каждом человеке живет свой собственный страх. Эти фобии доставляют немало сложностей. Среди них чаще всего наблюдаются:
- клаустрофобия — страх любого замкнутого пространства, например, кабины лифта;
- агорафобия — боязнь больших площадей, любого открытого пространства;
- арахнофобия — сильный страх, который возникает при виде пауков;
- социальная фобия — боязнь совершения любых публичных действий, например, чтения доклада;
- никтофобия — человек опасается темноты, ему сложно в вечернее время выйти на улицу или остаться в помещении с выключенным светом;
- омброфобия — человек боится промокнуть под дождем;
- аэрофобия — боязнь полетов на самолете или вертолете;
- танатофобия — страх смерти;
- аутофобия — боязнь остаться в одиночестве.
Каждый страх требует отдельной проработки с психологом — только так удастся справиться с излишней тревожностью.
Лечение тревожного расстройства
Терапию тревожных расстройств проводят клинические психологи или психотерапевты в амбулаторных условиях. Она включает в себя элементы психоаналитической и когнитивно-поведенческой терапии.
При проведении психоаналитических сеансов врач помогает пациенту выявить внутренние конфликты, разрешить их, посмотреть иным взглядом на проблемы своего детства.
Когнитивно-поведенческая терапия позволяет определить ожидания человека на то или иное событие. После этого пациента обучают методикам, которые помогают полностью устранить или значительно уменьшить проявления тревоги. В дальнейшем врач предлагает человеку представить ситуацию, способную вызвать страх и применить на практике полученные навыки. Подобные функциональные тренировки повторяются неоднократно, и степень нагрузки при их проведении постепенно повышают.
Первоначально психотерапию проводят индивидуально. Затем рекомендуется переходить к групповым занятиям. Они дают возможность пациенту начать общаться с другими людьми в более приближенных к реальности условиях.
Заключительным этапом курса психотерапии становится применение человеком полученных знаний в повседневной жизни. Специалист оказывает ему постоянную поддержку — помогает разобраться в причине неудачи, поддерживает, формирует установку на успех в достижении цели. Только когда сформированное «новое» поведение станет устойчивым, психотерапевтические занятия могут быть окончены.
В комплексном лечении тревожных расстройств применяют и другие немедикаментозные методики — кинезиотерапию, гипнотерапию.
«Я спокоен, справлюсь с любой тревогой…»
Добиться расслабления и уменьшить ощущение тревоги помогает методика аутотренинга. В тихой комнате нужно сесть в кресло, приняв удобное положение. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов через нос и медленных выдохов через рот. Затем начните произносить следующие аффирмации — утвердительные предложения:
- я спокоен и полностью расслаблен;
- мои руки и ноги наполнились теплом;
- мое дыхание ровное и свободное;
- мое сердце бьется ритмично;
- неприятные мысли покинули меня;
- я справлюсь с тревогой, страхом;
- я справлюсь с любой проблемой.
Каждый человек может придумать свои аффирмации. Главное — соблюдать несколько правил:
- Предложения должны носить утвердительный характер.
- Быть короткими.
- Нести в себе только положительный посыл.
Медикаментозное лечение тревожного расстройства проводится не в каждом случае. Если симптомы расстройства выражены настолько сильно, что мешают нормальной жизни человека, врач может назначить лекарственные препараты:
- бензодиазепины (уменьшают выраженность тревоги, улучшают сон, способствуют расслаблению мышц);
- небендиазепиновые анксилолитики (уменьшают тревожность, улучшают настроение);
- антидепрессанты (улучшают настроение, уменьшают раздражительность, тоску, тревогу);
- бета-блокаторы (уменьшают частоту сердечных сокращений, снижают артериальное давление, уменьшают выраженность стресса).
Важно!
Лекарства — только по назначению врача
Лекарственная терапия должна проводиться только по назначению и под контролем врача. Самостоятельное прекращение приема медикаментов может усилить выраженность симптомов тревожного расстройства. Кроме того, терапия психотропными препаратами у пациентов с тревожными расстройствами часто осложняется формированием лекарственной зависимости. Поэтому препараты должны назначаться только при наличии строгих показаний и минимально коротким курсом.
Патология не опасна для окружающих…
Если тест на расстройство личности показал наличие заболевания, можно говорить о том, что диагноз поставлен. Отмечают, что в повседневной жизни человек, у которого была выявлена патология, ведет себя так, что его комплекс неполноценностей заметен окружающим людям.
Как правило, больные – это интроверты. Во многом это связано со слишком низкой самооценкой. В то же время пациенты – это не асоциальные личности, и им свойственно сильное желание иметь нормальные социальные контакты. Проблема же в том, что вступление во взаимоотношения с окружающими людьми для больных реально лишь тогда, когда они уверены в положительном приятии, в том, что их не будут критиковать. Как правило, требования гарантий настолько завышены, что их выполнение становится нереальным.
…но крайне проблематична для больного
Множественное расстройство личности так влияет на человека, что он все время ощущает, что общество отвергает его. Как правило, у пациента идеализированное представление о том, как к нему должны относиться в социуме. Едва реальность расходится с этим представлением, как человек в страхе убегает, «закрывается в раковину», уходит в себя, отгораживается.
Именно страх – ведущий фактор формирования коммуникативного поведения. Больные обычно:
- скованны;
- неуверены в себе;
- скромны сверх меры;
- неестественны;
- демонстративны в своем избегании социума;
- просительны до униженности.
Такое поведение обусловлено тем, что больные заранее уверены, что социум их отвергнет, и стараются принимать меры заранее, чтобы было «не так больно».
Дополнительные признаки
Наряду с основными вышеперечисленными признаками шизотипического расстройства в клинической картине присутствуют и другие симптомы как у мужчин, так и у женщин, которые обычно встречаются при невротических заболеваниях, расстройствах настроения, поведения или личности.
Невротические проявления. К наиболее распространенным нарушением при шизотипическом расстройстве относят тревожно-фобические — страхи, панические атаки, обсессивно-компульсивные симптомы; обостренное самонаблюдение, усиленную рефлексию, соматоформные феномены, астению. Нередки случаи болезненной обеспокоенности своим соматическим или психическим здоровьем (ипохондрия) или же «загадочных» симптомов и заболеваний, неподтвержденных специалистами.
Расстройства пищевого поведения. Достаточно часто встречаются нарушения пищевого поведения — в виде анорексии или булимии.
Расстройства настроения (аффективные нарушения). Скорее правилом, чем исключением, являются сопутствующие расстройства настроения — длительные неглубокие депрессии или необоснованные подъемы настроения (эйфории), долгосрочные или короткие, но без психотических симптомов.
Расстройства поведения. Могут наблюдаться агрессивное, антисоциальное поведение, нелепые поступки, расстройства влечений в виде бродяжничества, сексуальных извращений, злоупотреблений алкоголем, психоактивными веществами.
Отдельные из описанных нарушений становятся постоянными или «осевыми», другие могут сменять друг друга или присоединяться к уже имеющимся, становясь дополнительными, отягчающими состояние пациента.
В зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют несколько основных вариантов шизотипического расстройства личности:
- псевдоневротическая шизофрения (внешнее сходство с неврозом)
- псевдопсихопатическая шизофрения (внешнее сходство с психопатией)
- бедная симптомами шизофрения (отличается нарастающей астенией и падением трудоспособности)
- шизотипическое расстройство личности
- латентная шизофрения
Как лечат расстройство?
Специалист в первую очередь будет использовать в работе психотерапевтические методы коррекции, обязательно учитывая возраст пациента и степень тяжести самого расстройства, которую определит по наличию у пациента следующих факторов:
-
трудности в общении;
-
сложности во взаимодействии с окружающим миром;
-
уровень нанесения вреда окружающим;
-
степень опасности для общества.
Бывает, что родители понимают, что их собственное поведение является причиной неадекватных поступков малыша, и готовы активно участвовать в его лечении, помогая психологу.
Самыми эффективными коррекционными методиками для устранения отклонений в поведении являются:
-
Семейная психотерапия. Поможет изменить устоявшиеся семейные правила, сформировать комфортный микроклимат внутри семьи и наладить взаимоотношения между всеми родственниками;
-
Когнитивно-поведенческие методы. Научат ребенка справляться с гневом, обидой, злостью, выбирать более безопасные действия для выражения негативных эмоций, контролировать свое поведение.
-
Групповая терапия. Тренинги в группе проходят в форме игры и помогают ребенку наладить навыки коммуникации, научиться общаться и принимать решения.
-
Медикаментозное лечение. Седативные препараты имеет право назначать только врач (детский психиатр)! Медикаменты не являются альтернативой психотерапии, а дополняют комплексное лечение в случаях ярко выраженной агрессии или при резкой смене настроения.
Чтобы суметь помочь детям и подросткам справиться с отклонениями в поведении нужно специальное образование. На нашем дистанционном курсе по прикладному анализу поведения и коррекции поведенческих расстройств с присвоением квалификации «Специалист по коррекции поведенческих расстройств» вы освоите психологию, психотерапию, психологическое консультирование и современные методы психодиагностики, узнаете, как провести анализ поступков и грамотно осуществить коррекцию нарушений поведения, сможете работать в социальных службах, образовательных учреждениях, организациях психологической помощи, медицинских и реабилитационных центрах, помогая детям и подросткам разобраться в себе, наладить свою жизнь и не совершать опасных поступков.
Допущения
Вполне возможно, что в будущих редакциях DSM некоторые расстройства личности, включённые в DSM-5 и DSM-IV-TR, будут исключены. Фактически, для DSM-5 первоначально было предложено исключить четыре варианта. Личностные расстройства, которые предаполагалось удалить, были гистрионными (истерические), шизоидными, параноидными и зависимыми (APA, 2012). Обоснование предлагаемых удалений было в значительной степени связано с тем, что они, как говорят, имеют меньшую эмпирическую поддержку, чем диагнозы, которые были в то время сохранены (Skodol, 2012). В этой области существует согласие относительно эмпирической поддержки пограничных, антисоциальных и шизотипических расстройств личности (Mullins-Sweat, Bernstein, & Widiger, 2012; Skodol, 2012). Однако существует расхождение во мнениях относительно эмпирической поддержки зависимого расстройства личности (Bornstein, 2012; Livesley, 2011; Miller, Widiger, & Campbell, 2010; Mullins-Sweat et al., 2012).
Мало что известно о специфической этиологии большинства расстройств личности DSM-5. Поскольку каждое расстройство личности представляет собой совокупность личностных черт, этиология синдрома будет включать сложное взаимодействие множества различных нейробиологических уязвимостей и предрасположенностей с различными средовыми, психосоциальными событиями. Например, антисоциальное расстройство личности обычно рассматривается как результат взаимодействия генетических предрасположенностей к низкой тревожности, агрессивности, импульсивности и/или бессердечности с жёсткой городской средой, непоследовательным воспитанием, плохим моделированием родительской роли и/или поддержкой сверстников (Hare, Neumann, & Widiger, 2012). Пограничное расстройство личности обычно рассматривается как результат взаимодействия генетической предрасположенности к негативной аффективности, взаимодействующей со злонамеренным, оскорбительным и/или инвалидизирующим семейным окружением (Hooley, Cole, & Gironde, 2012).
В той мере, в какой мы рассматриваем расстройства личности DSM-5 как дезадаптивные варианты общей структуры личности, как это описано, например, в рамках пятифакторной модели, существует значительный объём исследований, подтверждающих обоснованность всех личностных расстройств, включая даже театральные, шизоидные и параноидальные. Существует убедительная многомерная поведенческая генетическая поддержка в отношении точной структуры пятифакторной модели (например, Ямагата и др., 2006), детства предшественников (Каспи, Робертс, & фингал, 2005), универсальность (Аллик, 2005), временная стабильность на протяжении всей жизни (Робертс и Дельвеккио, 2000), связь с мозговой структурой (Деянг, Хирш, Шейн, Papademetris, Раджив, и Грэй, 2010), и даже молекулярно-генетическое обоснование нейротизма (Widiger, 2009).
Что такое поведенческое расстройство в психологии?
Ученые в области психологии называют расстройством поведения стойкую неспособность планировать и контролировать свои действия и поступки, выстраивать их с учетом общественных норм и правил. Такой недуг чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте и проявляется:
-
в необщительности;
-
в агрессии по отношению к людям, животным, предметам;
-
в непослушании;
-
в недисциплинированности;
-
в драчливости;
-
в жестокости;
-
в регулярной порче имущества;
-
в воровстве;
-
в лживости;
-
в систематических побегах из дома.
Диагноз ставится с помощью клинических методов и техник психодиагностики. От простого непослушания расстройство отличается тем, что симптомы проявляются более полугода.
Вступление
Каждый человек обладает собственной уникальной личностью, то есть своим характерным образом мышления, чувств, поведения и отношений с другими людьми (John, Robins, & Pervin, 2008). Некоторые люди интровертны, спокойны и замкнуты, тогда как другие более экстравертны, активны и общительны. Некоторые люди неизменно добросовестны, исполнительны и эффективны; в то время как другие могут быть характерно ненадёжны и небрежны. Некоторые люди постоянно испытывают тревогу, застенчивость и неуверенность, в то время как другие обычно расслаблены, уверены в себе и беззаботны. Личностные черты относятся к этим характерным, рутинным способам мышления, чувствами и отношениями с другими людьми. Есть признаки или индикаторы этих черт в детстве, но они становятся особенно очевидными, когда человек становится взрослым. Личностные качества являются неотъемлемой частью самоощущения каждого человека, поскольку они включают в себя то, что люди ценят, как они думают и чувствуют, что они любят делать и, в основном, то, что их радует больше всего каждый день на протяжении большей части своей жизни.
Существуют буквально сотни различных личностных черт. Все они могут быть организованы в широкие критерии, называемые пятифакторной моделью (John, Naumann, & Soto, 2008). Эти пять широких областей являются всеохватывающими; по-видимому, нет никаких черт личности, лежащих вне пятифакторной модели. Это относится ко всем чертам характера, которые вы можете использовать для описания самих себя или других.