Психология кризиса

Опустошение или целительная пустота?

Если пользоваться геометрической метафорой, то жизненный путь человека мало похож на прямую. Скорее его можно сравнить с серией резких скачков, разделенных плавными плато. Обычно периоды подобных скачков мы воспринимаем как кризисные, потому что плато, то есть стабильность, — это основное, что дает нашему эго чувство безопасности, предсказуемости и возможности контроля над ходом событий. А в такие периоды это невозможно.

Тем не менее кризисы неизбежны и даже необходимы, так как человек — развивающееся существо. А любое развитие происходит не плавно, а скачками: освоил нынешний уровень — переходи на следующий. На каждом таком уровне все новое: новые требования и новые задачи. А навыки хоть и есть, но старые, с прежнего уровня. Поэтому вначале ощущение такое, что все в хаосе.

В такие периоды ум человека, будучи неспособным уложить происходящее в какую-либо знакомую схему, чаще всего сначала уступает место бурным эмоциям, а потом просто отключается: прошлое ощущается выгоревшим полем, ничего не хочется, жизнь кажется потерявшей смысл и направление, а свое состояние человек чаще всего определяет как опустошение. Состояние не плохое и не хорошее, скорее никакое. Эмоции и мысли остались в воспоминании. Пустота.

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым

Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом

В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание – я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают – не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они – близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он – типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Пять правил оказания помощи пострадавшему

Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:

  1. Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
  2. Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
  3. Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
  4. Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
  5. При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.

Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.

Знаменитые психологи и их теории

На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.

Психолог Сущность теории
Зигмунд Фрейд Разработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека.
Абрахам Маслоу Разработал знаменитую теорию потребностей человека
Лев Семенович Выготский Он разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности
Жан Пиаже Создал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии
Эрик Эриксон Наработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности

Таблица теорий знаменитейших психологов и философов

Аффект — это…

В переводе с латинского языка слово «аффект» означает душевное волнение или страсть, возникающие, как реакция на травмирующее, угрожающее событие, где личность не видит нужный вариант решения.

Находящегося в этом состоянии, можно сравнить со зверем, метающимся в клетке. Человек теряет контроль над собой – волевую и мыслительную функции, поэтому впоследствии не помнит того, что с ним происходило.

«Противоправные действия были совершены в состоянии аффекта, поэтому суд оправдал обвиняемого» – эту фразу часто говорят в кино.

Неосознанные действия под влиянием сильных эмоций (как правило, негативных) не могут расцениваться, как умышленные, поэтому и спроса с индивида практически нет.

Важно отметить, что эмоции в обычном понимании (радость, страх, грусть) и аффект – это разные вещи. Первые воспринимаются индивидом, как «я», своим проявлением

Второе субъективно воспринимается, как «нечто, что от меня не зависит».

Разновидности личностного кризиса

В психологии нет устоявшегося разделения видов личностного кризиса. Существуют разные его градации, например, возрастная, ситуационная и духовная (экзистенциальная). 

Возрастной личностный кризис

С возрастом личность по-иному оценивает предшествующий период своей жизни, по-другому смотрит на мир и свое место в нем. Все возрастные кризисы обычно заканчиваются изменением поведения и мировоззренческих установок, когда делаются должные выводы, что позволяет успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Психологи выделяют детские возрастные кризисы 3-х, 7-ми и 12-14 лет. С трехлетнего возраста ребенок начинает осознавать себя, знакомится с внешним миром, главными для него становятся мама и папа — семья.

В семилетнем возрасте ребенок начинает понимать, что мир большой и разнообразный, это расширяет круг его мировоззрения. Кризис этого возраста связан со школой и резко возросшей нагрузкой на психику малыша. Чтобы успешно из него выйти, здесь важна роль не только родителей, но и школьного учителя.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет) связан с пубертатным периодом, когда происходит половое созревание. Мальчики и девочки начинают понимать, что у них разная физиология, на первых порах они ведут себя замкнуто и даже показательно враждебно по отношению друг к другу.

С окончанием школы можно говорить о юношеском кризисе (17-18 лет). В это время появляется выраженный интерес к противоположному полу. Однако переживания, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, являются главными. Собственно, в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшей жизни. Большинство юношей и девушек выходит из личностного кризиса с правильными жизненными установками и успешно идет по жизни.

А кто не сумел разобраться в себе, не нашел смысла своего бытия, нередко катится по наклонной, становится изгоем в обществе. Здесь играют роль факторы личностные и внешние. Например, слабоволие или неблагоприятное влияние окружения (неблагополучная семья, плохие друзья).

После 30 лет наступает кризис среднего возраста. Молодость уже прошла, настала пора подвести итог прожитых лет. Часто он кажется неутешительным, хотелось большего, а получилось совсем мало. Человек трезво оценивает свой жизненный путь и делает корректировку, чтобы достойно жить дальше.

С выходом на пенсию наступает кризис зрелого возраста. Жизнь прожита, пришла старость, здоровья немного. Жить нужно теперь с накопленным жизненным багажом. А это материальные ценности, дом, семья и уже взрослые дети. Хорошо, когда это все есть. Иначе придется невесело. Старые люди понимают это, приспосабливаются к такому существованию и так доживают свой век. 

Ситуационный личностный кризис

Возникает, когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию. Если он сможет ее разрешить, личностный кризис можно назвать стимулятором такого процесса. В этом его положительная роль. Неспособность принять нужное решение свидетельствует о косности  мышления и устоявшемся стереотипе поведения, что только усугубляет проблему. 

Духовный (экзистенциальный) личностный кризис 

Наступает в тяжелые жизненные моменты. Допустим, это может быть смерть кого-либо из близких, неудачная любовь или измена. В такой ситуации человек пытается переосмыслить свою жизнь и ищет выход из тупиковой ситуации. Напрягает все свои силы.

Если кризис преодолен удачно, личность духовно возрождается, у нее появляется новая шкала ценностей, позволяющая успешно и бесконфликтно жить. В противном случае рушатся все представления о мире и себе, что ведет к устойчивому внутреннему конфликту. Нередко он заканчивается тяжелым психическим расстройством, лечением в психиатрическом стационаре.

Обратите внимание! Любой возрастной, ситуационный или духовный кризис должен вывести личность на новый, более высокий уровень жизни. Если этого не произошло, значит, человек абсолютно не работал над собой

Он регрессирует и становится неудачником в жизни.

Частые вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы, которые возникают у людей, которые начали активно интересоваться особенностями человеческой психики.

Как связаны философия и психология

Как уже говорилось, психология и философия – это взаимосвязанные науки. Так как многие идеи и закономерности чернеются и философии. Более того, ученые философы вложили такой же существенный вклад в развитие психологии, как и ученые психологи.

У этих двух наук одни методы, схожие предметы. Психология – это возможность ответить на фундаментальные философские вопросы “Что такое душа?”, “В чем смысл жизни”, “Как правильно жить”, “Что такое любовь” и другие подобные.

Кем можно стать после получения профессионального образования психолога

Данная сфера знаний очень универсальна. Она может быть использована повсеместно, в том числе для личных целей.

Когда вы получаете образований психолога, либо же врача-психиатра и психотерапевта, вы можете работать по специальности. Помимо денежной составляющей, вы также преследуете цель помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таке с психологическим образованием можно стать консультантом, тренером, педагогом. Личные консультанты в компаниях сейчас очень востребованы, поэтому необязательно заниматься психологической практикой.

Но даже при ситуации, когда вы не хотите никаким образом связывать свою жизнь с психологией, получение образование имеет существенную пользу. Вы можете распознать абьюзера на ранних этапах, увидеть тирана за маской добродетели. Более того, вы можете более верно избрать необходимый способ выхода из конфликта, общений. Эти знаний позволят вам выстроить здоровые и экологическое отношения с любви человеком.

Могут ли у психологов быть проблемы психологического и психического характера

Психолог и человек, который изучает психологию – такая же личность как и все. Поэтому это нормально, если в какой-то период у него возникают проблемы психологического характера (травмы, стресс, депрессия). Разницы заключается только в том, что психолог может заметить симптомы каких-то болезней и расстройств у себя. Но его болезни также необходимо лечить.

Всегда ли знаний психологии достаточно для самолечения

Конечно, нет. Если речь идет о легких проблемах – переживаниях, навязчивых мыслях, то Наной психологии будет достаточно. Однако существуют и болезни психики, а также серьезные травмы. Их диагностика и лечение возможна только со стороны. Поэтому необходимо обращении к специалисту, даже если вы сами имеете профессиональное образование в этой отрасли.

Существует множество вопросов касательно изучения психологии

Отрасли психологии

В действительности существует много различных оснований классификации отраслей психологии. Так как психология это наука, которая тесно переплетается с иными отраслями знаний, то и постоянно растет количество возможных отраслей. Основу для любой классификации по отраслям составляют методы исследования, предмет и объект. Поэтому давайте рассмотрим некоторые такие виды отраслей знаний психологической науки:

  1. Предмет исследования. Этот классифицирующий признак позволяет разделить науку на множество подгрупп (пединститутов). Например, можно выделить психологию развития (в нее включаются детская, судебная, когнитивная и иные виды), психология эмоций, личности, дифференциальная психология и др.;
  2. Подвиды отраслей. На этом также необходимо остановиться, так как они конкретизируют изучаемые отрасли науки. Например, психология посттравматического стресса. Это важный элемент, так как он раскрывает психологическое состояние личности после пережитого стресса;
  3. На основании связи с другими сферами науки. К таким отраслям могут относиться: психофизиология, нейропсихология, социальная психология и другие.

Однако наиболее обширное деление на отрасли – фундаментальная и прикладная психология. Давайте рассмотрим эти основные отрасли и то, что они изучают.

Фундаментальная психология

Фундаментальная психология это наука, которая изучает основные закономерности человеческой психики, личности, а также базисные психические явления. Она подразделяется на:

  1. Общая психология (более верно считать это наиболее обширной отраслью из представленных в фундаментальной психологии. Общая психология изучает основные и общие свойства и закономерности личности с учетом различных факторов);
  2. Психология личности (как складывается характер, типология личности, психотип и др.);
  3. Чувства и эмоции личности (как связано проявление тех или иных эмоций от личности человека, как на это влияют внешние и внутренние факторы, почему мы ощущаем те или иные эмоции);
  4. Дифференциальная психология;
  5. Психофизиология (как связано тело и душа человека, по-другому психосоматика человека);
  6. Нейропсихология (взаимосвязь мозга и психики);
  7. Социальная психология (причины возникновения социальных и политических движений, особенности социальных взаимодействий);
  8. Психология развития и аномального развития;
  9. Сравнительная психология и зоопсихология.

Прикладная психология

Прикладная психология это наука, которая концентрирует свое внимание на психологических проблемах, расстройствах, травмах конкретного человека с учетом его особенностей. К ней относятся следующие подвиды и подотрасли:. Педагогическая

Педагогическая

Психология семьи

Психология труда

Медицинская

Психология спорта

Политическая

Юридическая

Экономическая

Психология искусства

Как уже было сказано, прикладная психология также концентрируется на травмах и болезнях человеческой психики. А точнее на том, какие конкретно отклонения есть у конкретной личности. Грубо говоря, она является основой для ведения психологической практики.

Могли бы Вы уступить место старушки в автобусе?

Данную мысль не прошу применять на бестактность, но задумайтесь над ней. Едете в автобусе и перед Вами стоит бабушка или беременная женщина. Вы уступите ей место? Я думаю, ответ очевиден. Но другой вопрос, Вы можете не уступить место? Комфортно ли будет Вам сидеть, а перед Вами старушка, причем Вы смотрите в глаза друг другу? Скорее всего, мало людей смогут продолжить сидеть на своем месте.

К чему я веду, что уступать место обязательно надо, но есть две позиции: силы и слабости. Позиция силы — это Вы уступаете место или не уступаете, дело Ваше. Причем, даже если не уступаете, то не чувствуете негативных эмоций. Позиция слабости — это, когда уступаете место, но делаете не по своей воле, а как бы общество Вам его диктует. И еще раз повторюсь, просто задумайтесь над этим и все, не нужно бежать повторять.

Как преодолеть личностный кризис?

Существуют разработанные психологами методики, которые помогут выйти из личностного кризиса. Они подразумевают пересмотр и коррекцию жизненных целей. Одна из них предполагает следующих 4 шага:

  • Шаг первый . Сдерживайте себя. Если в жизни что-то изменилось, а вам не нравится, не выплескивайте на всех свои негативные эмоции. Они разрушают, отношения с ближними портятся. Успокойтесь и трезво поразмыслите о случившемся. Не стоит пускать свою судьбу на самотек, мол, куда вынесет. А прибить может к плохому берегу.
  • Шаг второй . Разберитесь в своих чувствах и мыслях, почему так случилось и что нужно сделать, чтобы выйти из такого неприятного положения.
  • Шаг третий . Поставьте вполне достижимую цель и двигайтесь к ней не спеша, но неуклонно каждый день. Для этого нужно составить пошаговый план своих действий и не отступать от него.
  • Шаг четвертый . Это самый существенный и трудный из 4 шагов. Тут нужна серьезная психологическая подготовка. Необходимо изменить стереотип мышления. Мыслить нужно позитивно. «Мир прекрасен, спасибо Господу, что дал мне возможность видеть его и наслаждаться жизнью».

Важно знать! Только позитивный настрой на преодоление личностного кризиса поможет успешно выйти из него. Это залог дальнейшей благополучной жизни

Как выйти из личностного кризиса — смотрите на видео:

Личностный кризис — это закономерный психологический процесс. Если человек сумел в себе разобраться, что его не удовлетворяет и как поступить, чтобы стать успешным, тогда критическая ситуация становится тем катализатором, который подстегивает принимать нужные решения на данном этапе жизни. В противном случае, столкнувшись с трудностями, не осмыслив случившееся и уйдя в сторону от решения проблем насущных, он деградирует как личность и становится неудачником.

Сознание и подсознание

В каждом человеке есть сознание и подсознание. Сознание — это все, что мы осознаем в данную минуту, наши мысли, осознанные действия. Все остальное, это подсознание. Оно управляет всеми жизненными важными процессами. Например, контроль дыхания или сердцебиение все выстроено в автоматическом режиме, что бы работало как часы.

В подсознании заложены все наши программы из детства, как позитивные, так и негативные. Все, что наше подсознание видело или чувствовало в процессе становления записывалось в свои архивы. К примеру, если человек обидчивый или злой по жизни, то наше подсознание приняло такую форму для эффективного выживания в социуме.

У подсознания главная задача, это выживание. Отсюда базовые потребности, такие как поесть и поспать. Для нашего подсознания по фигу, богатый или бедный, главное базовые потребности поесть и поспать. Есть хорошая новость, наше подсознание можно программировать на любые достижения целей.

Изменение поведенческих патернов по время кризиса середины жизни

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить

Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро»

Регулярные занятия5

Среда с 19:00 до 20:30; четверг с 19:30 до 21:00

Группа самопознания по методу групп-анализа

Узнать подробности

1,5 часа
Москва

Оксана Королёва

Ежедневно

Группы кризисной поддержки и психологической разгрузки

 
Скидка 50Р

1 час 15 минут
Москва

Центр «Психологический фитнес»
Оксана Шейбина
Кисурина Елена
Ярушевский Сергей
Беляков Дмитрий

Ещё 2 тренера…

Каждый день 10:00 по 20:00

Программы «Психологический фитнес»

 
Скидка 50Р

1 ак. час
Москва

Центр «Психологический фитнес»
Оксана Шейбина
Ярушевский Сергей
Кисурина Елена
Чаковская Анна
Беляков Дмитрий

Ещё 3 тренера…

Каждую 2-ю и 4-ю субботу месяца с 15:00 до 18:00

Счастливая жизнь после развода. Он-лайн группа психотерапии Елены Косарик. Психологическая поддержка…

 
Подать заявку

3 часа
Москва

Психологический центр «Свой психолог»
Елена Афанасьевна Косарик

Какие книги помогут новичку

С каких книг начать, чтобы познать себя и науку психологии? Первоначально скажем, что это может быть как не учебная литература, так и учебники, монографии по рассматриваемой теме.

  1. Л. Бурбо “5 травм, которые мешают быть самим собой”. Эта книга в легкой и понятной форме расскажет о пяти основных травмах личности. А также расскажет, какими методами и способами их можно проработать;
  2. Д. Кехо “Подсознание может все”. Раскрывает такие элементы как сознание и подсознание, а также то, как они работают и взаимодействуют друг с другом;
  3. К. Юнг “Воспоминания, размышления, сновидения”. Книга достаточно популярная в трудах Юнга. Она раскрывает глубинную психологию. В целом, все труды Юнга обязательны к прочтению, так как раскрывают основу и базис психологии;
  4. Д. Гоулман “Эмоциональный интеллект”. Раскрывает особенности наших эмоций и эмоциональной работы мозга.

Если вы хотите углубиться в более теоретизированные знания, подойдет любой учебник по общей психологии. Его можно купить, скачать или взять в библиотеке. Выбор за вами.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» — отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь

Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы

Так делают адекватные взрослые люди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: