САМОСОЗНАНИЕ
осмысление человеком своих личностных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем.
одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.
осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем ..
выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практич. и познават. деятельности, как личности (т.е. своего нравств. облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.
свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе обществ, отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.
человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и обществ, событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретич. мышления.
Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит обществ, характер. См. ст. Сознание и лит. к ней.
выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения.
Только человек обладает самосознанием, как видением своего своеобразия, своей отдельности и разности с другими себе подобными. Самосознание всегда духовно, в нем зарождаются идеи свободы, самоуважения. Оно дает начало человеческой личности.
В них проявляется историческая память об основных этапах развития сообщества, и тогда мы имеем дело с гражданственностью, патриотизмом, гордостью, уважением к истории своего народа.
осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С.
свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С.
человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С.
по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.
В философии
В философии самосознание
есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно самоусловие конституирования мира, как самспособ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Этапы развития
Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.
Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.
Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».
Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.
Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.
В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.
Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.
Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.
Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.
Структура самосознания
Самосознание личности включает несколько компонентов:
- понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
- отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
- способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
- самоактуализацию — стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
- степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.
В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):
интеллектуальная | включает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку |
саморегуляция | формируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю |
самосовершенствование | глубокое понимание и принятие образов “Я” |
Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.
Особенности формирования самосознания
Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:
- от рождения до 1 года — ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
- 2-3 года — ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
- 4-7 лет — знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
- 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.
На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.
Самосознание личности в психологии
В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».
Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.
Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.
Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:
- понимание своих эмоций;
- осознание себя в качестве субъекта;
- способность отличать себя от других субъектов;
- наличие самооценки.
В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:
- социальная и материальная обособленность личности от окружения;
- осознание контроля над своими действиями и мыслями;
- попытки примерить на себя качества других людей;
- способность понимать свои мотивы, желания и потребности;
- осознание особенностей своего характера и своей личности.
В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:
- Эгоцентрический. Отношение к окружающим у человека формируется на основании их отношения к нему. Данный уровень естественен для детей, но нередко встречается и у взрослых.
- Группоцентрический. Человек положительно относится к своей группе, считает других её представителей «правильными». В зависимости от обстоятельств понимание человеком своей группы может сужаться или расширяться (семья, друзья, коллектив, город, нация, все люди).
- Просоциальный. Данный уровень отношения подразумевает, что каждый человек представляет ценность, независимо от наличия у него преимуществ и недостатков.
- Эстохолический. На данном уровне личность рассматривает каждого человека как часть духовного мира. Основными ценностями являются гуманность, милосердие, уважение и терпимость.
Этапы развития самосознания
Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже — сознание.
Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.
Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:
- 0-8 месяцев — происходит активное знакомство ребенка с собственным телом;
- 8-12 месяцев — ребенок активно изучает людей из ближайшего окружения, посторонних, у него появляются первое понимание, что он — другой;
- после 1 года — малыш стремится к автономии, у него параллельно с самостоятельностью возрастает ответственность. В деятельности ребенок принимает позицию субъекта, понимая, что он может манипулировать предметами, управлять их положением в пространстве;
- с 3 до 6-7 лет — ребенок активно изучает собственные реакции и реакции других людей во время взаимодействия. Он формирует поведенческие шаблоны, которыми пользуется в схожих ситуациях;
- 6-7 лет — возникает понимание своей роли в обществе, ребенок учится следовать принятым нормам, руководствуется при этом уже собственными убеждениями;
- 8-12 лет — активно формируется самосознание, возникает понимание собственных возможностей;
- с 13 до 18 лет — подросток стремится глубоко изучить свою индивидуальность, а также сопоставляет представления о себе с тем, как он видит других людей. Формируется личностная направленность;
- с 18 до 20 лет активно формируется воля, совершенствуется способность к самоконтролю, человек строит планы на жизнь. Он становится более независимым и объективным в суждениях, испытывает потребность в реализации своего потенциала.
Нарушения самосознания
Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.
К нарушениям самосознания причисляют:
- стремление избежать тесных межличностных взаимоотношений;
- ощущение тревоги и страха перед будущим, взрослением, течением времени;
- непродуктивные и хаотичные действия, трата потенциала и ресурсов впустую, неумение концентрироваться на конкретной цели и следовать плану для ее достижения;
- нежелание определиться и лучше узнать себя, выбор деструктивных образцов для подражания.
Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:
- недостаточно уважает себя, это влияет на отношение к нему в социуме;
- проявляет агрессию, асоциальное поведение;
- не способен на решительные действия;
- в трудных ситуациях занимает позицию приспособленца, может стать участником асоциальной группы или подвергнуться чужому влиянию;
- неадекватно воспринимает внешность, не может дать объективную оценку себе и своим поступкам.
Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.
Самооценка в психологии
На самооценке человека базируется практически вся его жизнь
Ни одна другая тема в науке психологии не является столь важной и основополагающей. Самощенка вытекает из самосознания
Самооценка — это оценка самого себя. Соответственно всё зависит от того, как человек САМ СЕБЯ воспринимает, как он себя успел познать.
Когда у человека низкая самооценка, он не может адекватно оценить себя и свои способности. Как только ему сделают замечание насчет внешности или проделанной работы, он мгновенно примет это на свой счет, как отрицательную оценку.
Всё дело в неспособности человека здраво оценить себя самого. В независимости от возраста, он привык полагаться на чужое мнение. Он с детства спрашивает: правильно ли я поступил? Красиво ли смотрится моя прическа? Так я сказал или не так?
А если он выполнил работу, то ему непременно понадобится кто-то «вышестоящий», чтобы наверняка точно подтвердить что всё нормально.
Ему всегда требуется подтверждение правильности своего поступка.
Причина такого поведения — недоверие к себе. Отсутствие личного опыта, внутренней базы, основы. Такая внутренняя основа формируется в человеке, когда у него появляется опыт удач. Когда он доверил себе, и у него всё получилось. Когда человек прислушался к своему голосу, к своему собственному мнению, и сделка удалась! Когда он стал доволен своей прической в зеркале, то и коллеги почему-то это заметили и сделали комплимент!
Развитие самосознания
Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.
Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.
Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.
Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей
Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.
И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.
Структура Я-концепции
Основной продукт самосознания — образы Я. Основные:
- Я-фантастическое.
- Я-идеальное.
- Я-реальное.
Исследователи делят их на группы, разработанные Ш. Самуэлем.
Я-телесное
Каждый человек воспринимает свое тело по-разному. Чаще мысленное представление отличается от того, что индивид видит в зеркале. При формировании картины в мозгу задействуются сигналы, поступающие от отдельных участков тела.
Настоящее Я
Совокупность мнений о себе в настоящее время. Может не соответствовать реальности. Оно зависит от характера, наличия психических нарушений.
Я-динамическое
Представление о себе, но с проекции объекта, которым хочется стать. Зависит от социального статуса, успехов в прошлом, наличия умений, талантов. При этом динамическое Я может изменяться при появлении чувства зависти или жадности.
Я-фантастическое
Это фантастическое представление индвида о будущем, в котором все сложилось согласно желаниям. С возрастом Я-фантастическое прослеживается менее явно. Наиболее активно проявляется в юношеском возрасте.
Я-идеализированное
Комплекс представлений о том, кем хотелось бы видеть себя сейчас или в будущем. Зависит от ситуации в конкретный момент.
Я-представляемое
К нему относятся образы, которые личность выставляет на показ перед окружающими, чтобы скрыть недостатки, слабости. Я-представляемое отвечает за две функции — адаптацию, защиту.
Представляемое Я похоже на Я идеальное. Если они начинают сильно отличаться друг от друга, случается внутренний конфликт, который может привести к фрустрации.
Структурные элементы самосознания
В современной психологии существует многообразие подходов и методик в определении структуры самосознания и ее компонентов. При этом традиционно выделяют следующие элементы:
Когнитивный, также определяемый рефлексивным и рациональным, отражает представления человека о самом себе и представляет собой процесс самопознания, результаты которого выражаются в разнообразных образах «Я».
В системе самосознания личности находится большое многообразие сменяющих друг друга восприятий своего «Я». Обычно выделяют:
- «я– реальное» — объективное представление о себе в настоящем времени;
- «я-идеальное» — образ, которому человек хотел бы соответствовать;
- «я-фантастическое» — неосуществимые мечты человека о том, каким бы он хотел стать.
- «я-зеркальное» — представления личности о том, каким его видят окружающие.
Эмоционально-ценностный — это компонент, который включает в себя ценностное отношение человека к себе и его самооценка. Под эмоционально-ценностным элементом понимается переживание своей успешности или неуспешности в жизни, в принятии или отвержения себя, чувстве уверенности в себе или неуверенности и т. д.
Самооценка индивида строится на сравнении себя с окружающими людьми, в результате чего он анализирует стороны своего «я». Оценивая себя и других, человек опирается на систему ценностей, которую использует в качестве эталона.
Самооценка характеризуется по трем параметрам:
- по уровню она может быть высокой, средней или низкой;
- по соответствию реальности она бывает завышенной и заниженной;
- по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная.
Самоотношение также выстраивается на основе сравнения, но в данном случае оно осуществляется через внутренний диалог с самим собой. В психологии определяется три стороны структуры самоотношения:
- самоуважение — внутренне обоснованное или оценочное позитивное отношение к себе;
- аутосимпатия — безоценочное положительное и отрицательное самоотношение;
- самоуничижение — негативное самовосприятие.
Основное различие между самооценкой и самоотношением состоит в том, что первое опирается на внешнее оценочное основание в виде других людей и определенных ценностей, а второе — на внутреннее основание в виде самого себя.
Самоактуализация — важнейший элемент в процессе становления личности, который определяет ее психологическое развитие и осознание своего предназначения в жизни.
Опираясь на свои внутренние мотивы и потребности, человек стремится к максимальной реализации своего потенциала и способностей. Самоактуализация человека напрямую влияет на уровень его самооценки и отношение к себе.
В системе основных потребностей Маслоу, самоактуализация основана на 8 признаках:
- жизнь «здесь и сейчас»;
- открытость к новому и неизведанному;
- делать то, что нравится;
- быть честным с собой и другими, брать на себя ответственность за свои поступки;
- доверять своему мнению даже если оно не совпадает с взглядами большинства;
- постоянно заниматься саморазвитием;
- перерождаться, перосмылять свои ценности и взгляды.
- выработать осознанное поведение.
Уровень притязаний — это стремление личности к достижению целей такого уровня сложности, который соответствовал бы ее способностям. Он зависит от успешности или неудачливости человека в какой-либо сфере деятельности: чем успешнее результат, тем выше уровень притязаний и, напротив, в случае отрицательного или недостаточно успешного результата, он понижается.
Люди с уровнем притязаний, соответствующим их реальным возможностям, обычно более успешны и уверены в своих силах.
Определение понятия
Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.
Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.
При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.
Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «,Я»,, представлений о себе.
Сознание и самосознание , это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.
Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.
Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.
Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.
Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:
- самосознание,
- разумность , соотношение себя и своих понятий с миром,
- рассудок , мыслящее сознание,
- духовность , высшая степень сознания.
Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.
В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «,прорваться», в сознание, у человека возникает чувство тревоги.
С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.
Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.
Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.
Упражнения на самопознание
Самопознание себя для начинающих оказывается значительно эффективнее, если правильно подходить к изучению личностных особенностей. Чтобы лучше осознавать свои мотивы, цели и ценности, можно выполнить ряд полезных упражнений.
4 квадрата
Это упражнение даст возможность лучше понять свои черты характера, найти сильные и слабые стороны. Для этого потребуется лист бумаги, разделенный на четыре части. В каждом углу тестируемый пишет цифры от 1 до 4. В первом квадрате он должен написать 5 положительных качеств. В третьем углу (снизу под первым) необходимо указать свои негативные стороны.
Прохождение теста требует честного подхода. Бояться нечего, потому что эта таблица создана только для самого тестируемого. Далее отрицательные качества переписываются на положительные и записываются во втором углу. Например, переформулировать характеристику «жадный» на «бережливый», когда деньги не тратятся на ерунду.
Аналогично нужно сделать с положительными качествами, переделав их на отрицательные.
Важно! Упражнение позволяет более глубоко знать свои личностные характеристики и осознать, что во многом их модальность зависит от ситуации. Это поможет сформировать более адекватную самооценку
Упражнение «Мои желания, мечты, цели»
Многие люди не понимают, чего хотят от жизни. Поэтому они всегда получают не тот результат. Это упражнение поможет прояснить свои мечты и цели. Инструкция по его выполнению:
- Открывается файл в компьютере, где записывается 20 мечтаний и желаний.
- Далее они делятся на две категории: важные и неважные. Первые требуют немедленных шагов, реализацию вторых можно отложить на потом.
- Для важных прописывается краткий список из 5 способов, как их достичь. Слишком большой план писать не следует, потому что тогда можно потеряться в этом списке. Тяжело понять, какие действия являются главными и второстепенными.
После того, как для мечты прописывается план, она становится целью. Это упражнение помогает приблизить понимание того, что делать для улучшения своей жизни.
Что такое самосознание
Самосознание – это понимание человеком собственной личности, своего места в обществе и всей картины мира. Это видение и анализ личных эмоций, чувств и мотивов поведения.
Особенностью самосознания является то, что личность образно говоря раздвоена:
- С одной стороны, оно само является объектом познания;
- С другой стороны, сознание выступает в качестве субъекта, исследующего объект.
Через самосознание мы воспринимаем свои эмоции, чувства и потребности, понимаем мотивацию своих действий и роль, которую мы играем в обществе. Мы осознаем себя как отдельную личность, индивидуальность, но в то же время вписаны в окружающий нас предметный мир.
Человек может сказать о себе: “Я Евгений Иванов, мне 47 лет, я слесарь. У меня есть родители, жена и двое детей. Мои потребности в жилье и пище удовлетворены. У меня есть друзья, с которыми я провожу время на рыбалке и удовлетворяю свою потребность в дружеском общении. Но я также хочу иметь машину и играть в теннис, и сейчас я работаю над достижением этих целей”. Конечно, приведенное описание очень примитивно, но оно передает суть самосознания человека, который понимает свои черты характера и качества, отличающие его от других людей.
Самосознание это составляющая нашей личности и одновременно процесс познания себя
Как формируется самосознание
Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.
Осознание своего имени
Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.
Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность
Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему
Осознание своего тела
Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.
Потребность в признании
Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими
И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.
Половая идентификация
Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.
Представление о социальном пространстве
В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:
- быт и образ жизни;
- ценности, присущие данному обществу;
- воспитание, нормы морали;
- религия и прочее.
В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.