Статистика эксперимента
Для выявления уровня владения средствами СГМ респондентам предлагались три подобные ситуации. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать, ответив правильно на все 8 вопросов по трем ситуациям, составляло 24 (1 балл за один правильный ответ). Благодаря описательным статистикам было установлено, что распределение показателей переменной «уровень владения средствами СГМ» соответствовал нормальному виду.
Полученные данные среднего значения (12,24) и стандартного отклонения (6,21) позволили распределить респондентов исследуемой выборки по трем уровням владения средствами СГМ:
1. Низкий уровень владения средствами СГМ (от 0 до 6 баллов);
2. Средний уровень владения средствами СГМ (от 7 до 18 баллов);
3. Высокий уровень владения средствами СГМ (от 19 до 24 баллов).
Опрос
Нами в мае 2020 г. были опрошены 30 человек (случайная выборка — 15 представительниц женского пола, 15 мужского пола) в возрасте от 30 до 50 лет.
Использован итальянский вопросник (анкета) «Психо-коронавирус», переведенный на русский психологом Андроником (ПИ РАО) — это инструмент для измерения эмоционального состояния в ситуации чрезвычайной ситуации пандемии коронавируса. Анкета включает 20 утверждений, каждое из которых имеет отношение к целому ряду («спектру») состояний тревоги, психического напряжения (умственное беспокойство, психологический стресс) и соматической тревоги (беспокойство о состоянии своего телесного здоровья; проблемы с телесным здоровьем, вызванные тревогой). Задача использования анкеты: измерить посредством самооценки наличие и интенсивность тревожных состояний в условиях текущей чрезвычайной ситуации.
Цель проведенного нами опроса: определить (выявить) суммарную величину, характеризующую самооценку тревоги, складывающуюся из ответов на вопросы, касающихся различных состояний тревоги. Минимально возможный индивидуальный балл 20, максимальный — 80.
По результатам опроса нами получен средний балл самооценки тревоги — 65; опрошенные представительницы женского пола испытывают несколько большую тревогу, чем мужчины.
Все опрошенные оценили максимально (по 4-балльной шкале) следующую свою обеспокоенность:
- «Беспокойство по поводу коронавируса (например, очень негативные мысли о будущем; страх, что все может пойти еще хуже) занимает мой ум большую часть дня».
- «Я опасаюсь людей».
- «Необходимость оставаться дома не дает мне чувства защищенности от риска заражения коронавирусом».
- «Я испытываю чувство вины и чувствую себя подавленным ответственностью перед своей семьей и другими людьми, которые зависят от меня».
- «Меня постоянно беспокоит мысль, что я могу заразиться коронавирусом».
Больше половины опрошенных высказали следующие опасения:
- «Я боюсь, что меня могут бросить, и я боюсь одиночества».
- «Я не чувствую никакого интереса или удовольствия к вещам, которые раньше были важны для меня».
- «Я чувствую себя более раздражительным и злым; я просыпаюсь слишком рано утром, даже если я хотел бы спать больше».
- «У меня есть трудности с концентрацией внимания и забывчивость в течение дня».
- «Я чувствую мышечную боль, скованность, судороги, тон моего голоса ниже».
Определение понятий
Саногенное мышление являет собой контроль эмоционального состояния и управление поведением, вызывающим эмоции. Оно способствует сохранению душевного и телесного здоровья, попутно выступает в роли источника жизненной мудрости. При наличии данного типа мышления стрессоустойчивость значительно возрастает. Его суть – правильное переосмысление нажитого опыта, определение, а также коррекция рефлексии и поведения, приводящих человека к страданиям, изменение взглядов на жизнь. Подобное мышление не является бегством от негативной информации. По сути, это переосмысление, рассмотрение ситуации на осознанном уровне, ее проработка.
Саногенный тип способствует обучению, верному типу мышления, позволяющему прорабатывать каждую отрицательную эмоцию, завершать ее.
Патогенное мышление противостоит завершению эмоции, вследствие чего развивается состояние хронического стресса, внутриличностный конфликт. Не является патологическим, однако имеется возможность провоцирования заболеваний, вызываемых постоянным нервным напряжением. Данный тип мышления способствует неоднократному воспроизведению образов, которые ранее причинили боль, физическую или душевную, реакции на событие, которое травмировало. Человек не может ничего с собой поделать, он не в силах контролировать эти образы и свои мысли. Запуск подобных реакций происходит автоматически, они воспринимаются личностью, как объективная реальность. Обиженный индивид, пытающийся избавиться, например, от обиды, начинает мысленно снова и снова воспроизводить былые образы, которые породили ту эмоцию. Попутно с этим он снова чувствует напряжение, переживает его, ощущает страдания, которые еще больше усиливаются. Из-за частого прокручивания в голове, эмоция становится привычной.
Регулярные стрессы, провоцируемые патогенным мышлением, разрушающе воздействуют на состояние здоровья, негативно влияют на отношения в семье.
Чтоб образы не были бесконтрольными, научитесь контролировать свое воображение.
Предлагаю Вашему вниманию таблицу сравнения двух типов мышления.
Саногенное | Патогенное |
Сознательное, способствует рациональной оценке преемственности поведения, которое используется | Бессознательное, основанное на привычках |
Приводит к счастью и благополучию | Провоцирует возникновение болезней, страданий |
Присутствует уместное использование анализа, синтеза, абстрагирования и сравнения | Анализ ситуации применяется неуместно |
Определение уровня саногенного мышления респондентов
Вместе с тем данная методика не позволяла установить непосредственно сам уровень саногенного мышления респондентов и, как следствие, особенности проявления их эмоциональных переживаний. Поэтому исследователями была поставлена задача: создать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать напрямую уровень саногенного мышления респондентов.
Главным критерием, определяющим уровень саногенного мышления, является баланс между частотой проявления деструктивных (иррациональных) и конструктивных (рациональных) установок. Речь идет о балансе между умственными установками человека, заставляющими переживать негативные эмоции, и установками, позволяющими снижать негативное эмоциональное напряжение: «Другие должны делать то, что я от них жду, и не делать того, чего я не желаю видеть в их поведении» против «Несмотря на мои ожидания, которые являются результатом воспитания, требованиями моей самооценки и т.д., другие люди в соответствии с обстоятельствами, важными для них, имеют право поступать так, как они считают нужным».
Исследование уровня СГМ состоит в том, что испытуемому дается лист с десятью параллельными вертикальными отрезками, длина которых составляет 10 см. Отрезки не проградуированы, их концы (полюса) обозначены противоположными утверждениями. Каждый из отрезков представляет собой шкалу, на которой испытуемому предлагалось отметить свое место ближе к тому полюсу, который более соответствует его мышлению и переживаниям. Респондентам дается следующая инструкция: «Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с полюсами шкал и оцените собственное положение на шкалах, поставив крестик там, где Вы располагаете себя среди других людей». Форма графических шкал и способы работы с были взяты из методики «Размещение себя на шкале» Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн. Данные по шкалам выражаются количественно в баллах: числом сантиметров с нижнего полюса шкалы до отметки, поставленной испытуемыми.
В качестве нижних полюсов шкал выступили описания особенностей мыслительной деятельности людей, которая приводит к негативным эмоциональным переживаниям обиды, гнева, раздражения, вины, зависти, ревности, стыда и др. Верхние полюса представлены описаниями таких размышлений людей, которые позволяют нейтрализовать и контролировать проявление негативных эмоций.
Исходя из того, что респондент должен самостоятельно оценить свое место относительно представленных установок, разрабатываемый диагностический инструмент был назван «Методика самооценки уровня СГМ». Методика направлена на выявление выраженности склонности респондентов к деструктивным умственным установкам, с одной стороны, и к рациональным и адаптивным убеждениям — с другой.
Результаты исследования самооценки СГМ
По результатам исследования уровня СГМ каждый респондент может набрать от 0 до 100 баллов (10 шкал, по каждой из которых можно получить максимум 10 баллов). Соответственно, респонденты, набравшие от 0 до 33 баллов (располагающие себя в нижней части шкал), имеют низкий уровень СГМ: у них сильно выражена склонность к дезадаптивным и деструктивным мысленным установкам и слабо выражена склонность к рациональным и адаптивным убеждениям. Таким образом, эти респонденты подвержены глубоким и частым негативным эмоциональным переживаниям.
Испытуемые, получившие от 33 до 66 баллов (располагающие себя в большинстве случаев в средней части шкал), имеют средний уровень СГМ. У таких респондентов в равной степени выражена склонность к рациональным и иррациональным убеждениям, где проявление последних зависит от ситуации.
И наконец, респонденты, набравшие от 67 до 100 баллов (располагающие себя в большинстве случаев в верхней части шкал), имеют высокий уровень СГМ: у них адаптивные и рациональные убеждения явно преобладают над дезадаптивными и деструктивными умственными установками. Эти люди способны противостоять глубоким и дезорганизующим негативным эмоциональным переживаниям.
Работа с эмоциями и чувствами
Итак, кристаллы – это чувства и эмоции, которые ты испытываешь практически постоянно. Большая часть из них тобой, как правило, даже не осознается. Эмоции связаны с различными ситуациями и обстоятельствами, а чувства люди испытывают к объектам. Эмоции – это биологические процессы, чувства же связаны с социальной сферой. Скажем проще, эмоции внутри тебя, а чувства – это твои внешние проявления к кому-то или чему-то.
«Я люблю» – говоришь ты. Что ты испытываешь при этом: радость, грусть? Часто наши чувства меняют свое эмоциональное наполнение. Между тем, это все тот же человек или то же событие. Этот тот же кристалл из твоего калейдоскопа. Просто мы поворачиваем его и рассматриваем каждую его грань.
Я думаю, тебе знакомо чувство зависти по отношению к успехам других людей. За частую об этом не принято говорить, но эмоционально это проявляется внутри тебя, независимо от твоего желания. Это чувство может быть наполнено злостью, раздражением, обидой, разочарованием, горечью, нетерпением, ненавистью, неприязнью, отвращением. Список можно продолжать и продолжать.
Да, твой кристалл зависти имеет свой цвет и форму. Вытащи мысленно его из себя. Рассмотри его внимательно. Твое чувство и твои эмоции хотят от тебя только одного – твоего внимания к себе. Они хотят твоего понимания.
Вот так медленно, мы с тобой пришли к главному. Сейчас ты повернешь трубу калейдоскопа, и появится новое положение кристаллов. Их рисунок отразится в зеркалах, и ты получишь реакцию мира на твои эмоции и чувства.
Пример
Возьмем, к примеру, Васю. Вы вместе работаете, учитесь, дружите, общаетесь. Ты видишь успехи Васи, и чувство зависти поднимается внутри тебя. Оно растет. И вот не замечать его внутри себя становится невозможно.
Вариантов развития событий много, но принципиально сейчас только направление, которое ты выберешь:
первое – ты прекращаешь любое общение с Васей. Подавляешь свои эмоции. Замыкаешься в себе. Придумываешь себе много почему у тебя не может быть тот же или лучший результат. Получаешь депрессию, чувство собственной неполноценности. Останавливаешь свое развитие в данном направлении. Весь мир полон несправедливости к тебе.
Фото Amadeo Valar on Unsplash
второе – ты понимаешь, что если Вася смог получить этот результат, то и для тебя это возможно. Ты изучаешь опыт Васи при помощи Васи, используя в качестве внутреннего топлива потенциал эмоций, которые бушуют внутри тебя. Спасибо, Вася! Спасибо зависть! Новые возможности. Реализация внутреннего потенциала. Вася- лучший друг. Мир полон возможностей, и энергии для их реализации.
Как видно из примера, сама эмоция или чувство не обладают полярностью. Окрашивает и поляризует их сам хозяин, то есть ты.
В умных книгах первое направление твоего движения по реализации и проявлению чувства зависти называют патогенным мышлением. Этот образ мышления предполагает негативное эммотирование. Второй, где Вася наш друг, называют саногенное мышление. Саногенное мышление предполагает здоровое, положительно заряженное эммотирование.
Понимание принципа саногенного мышления заключается в том, что необходимо:
- принять любую свою эмоцию и чувство, так как невозможно находиться в состоянии подавления или отрицания любой части себя;
- понять, что наше эмоциональное проявление напрямую зависит от нашего мышления. Меняя стиль и принципы своего мышления, ты меняешь уровень и качество своих эмоций;
Фото Candice Picard on Unsplash
- осознать, что любая, даже самая болезненная и деструктивная, ситуация в твоей жизни имеет то направление развития, которое ты сама для нее определишь.
- понять, что эмоция возникнет не зависимо от твоего желания. Она всего лишь твоя реакция, такая же как чувство голода. Тебе необходимо научиться осознавать ее и направлять энергию, которой она наполнена, в необходимом для тебя созидательном направлении.
Воспитание в себе позитивного, саногенного, мышления позволит тебе находиться в согласии с собой, в гармонии с Миром. Именно смена мышления дает возможность полностью реализовывать себя, формировать и развивать успешные отношения в социуме. Научись думать правильно. Не позволяй себе зависать в эмоциональных тупиках. Не надо бояться ошибаться.
Человек, способный видеть в людях и обстоятельствах хорошее и положительное, притягивает к себе подобное. Помни, только изменяя себя, ты можешь изменять окружающих и повлиять на их отношение к тебе. Ты справишься!
Ключ к любым достижениям и построению гармоничных отношений всегда рядом с тобой. Твое мышление дает тебе возможность управлять реальностью.
В чём же дело
Фото Filip Kominik on Unsplash
Есть простая детская игрушка – калейдоскоп – небольшая труба, которая наполнена разноцветными кристаллами и зеркалами. Вращая трубу, мы двигаем кристаллы, и они случайным образом перемещаясь, складываются в орнаменты и отражаются в зеркалах.
Каждый человек – это калейдоскоп. Разноцветные кристаллы – это наши эмоции и чувства. Зеркала – это проявление наших эмоций и чувств в окружающем мире. Мир реагирует на то, как мы себя проявляем, формирует обстоятельства, события точно так же, как проявляется картинка внутри калейдоскопа.
Ты вращаешь трубу калейдоскопа, совершая поступки и действия. Картинка, которая получилась, уникальна в каждый момент. Она может нравиться тебе или нет. По сути, в полученной комбинации кристаллов нет ничего плохого или хорошего. Если что-то в ней не нравится тебе или вызывает чувство несогласия, ты можешь повернуть трубу калейдоскопа, и картинка изменится.
Вопрос в том, что было в предыдущей картинке не так. Ответ останется ощущениями на уровне тел, и к этому стоит прислушаться. Давай разберем калейдоскоп и рассмотрим каждую его деталь и каждый кристалл.
Модели мышления
Определение здравомыслящего человека
В обществе принято считать, что здравомыслящий человек отличается способностью к рациональным действиям и умозаключениям, используя для этого объективные стереотипы социума. Если говорить простым языком, то здравомыслящий человек в своих суждениях и поступках руководствуется принятыми большинством представителей общества нормами.
Важно
Здравый смысл не является врожденным свойством, его обладателю приходится потратить не один месяц на развитие этой особенности. Базируется же здравомыслие на сформированных в ходе развития человечества правилах и факторах мышления, мировосприятия, морали, нравственности и разумности.. По мнению психологов человек, являющийся счастливым обладателем здравого смысла, стремится придерживаться общепринятых норм поведения в обществе и разделяет позиции большинства представителей социума
Нормы здравого смысла имеют свои нюансы в различных культурах, но общий смысл не теряется
По мнению психологов человек, являющийся счастливым обладателем здравого смысла, стремится придерживаться общепринятых норм поведения в обществе и разделяет позиции большинства представителей социума. Нормы здравого смысла имеют свои нюансы в различных культурах, но общий смысл не теряется.
Хочешь быть здравомыслящим – будь любезен уважать мнение большинства, трезво оценивать ситуацию и находить рациональные решения, не нарушающие принцип социальной морали.
Особенности рационального мышления и признаки здравомыслия
В повседневной жизни свойство здравомыслия приписывают людям, которые славятся адекватными рассуждениями и рациональными поступками. То есть, здравый смысл присущ человеку, который не склонен «витать в облаках».
Нелишним будет разобраться в том, из чего именно формируется здравый смысл. Если отталкиваться от результатов многочисленных исследований, то можно сказать, что здравомыслие базируется на трех опорах:
- Мнение предков. Любой родитель хочет оградить свое чадо от жизненных невзгод, поделиться своей мудростью и помочь найти свой путь в жизни. Именно для этого предки и поделились со своими потомками мудростью. Предания, легенды, пословицы и поговорки – все это, в первую очередь, является источником знаний. Инновационные технологии – вещь удивительная, но нужно мыслить трезво: модели смартфонов совершенствуются с ужасающей скоростью, сейчас подростки и не помнят, как выглядели первые модели телефонов. А пословица «ученье – свет, а неученье — тьма» появилась в обиходе более двухсот лет назад и до сих пор не теряет своей актуальности.
- Мнение компетентного человека. Когда человек собирается изучить новую профессию или получить грамотную консультацию, то он обращается к квалифицированному специалисту. Компетентность является качеством человека, располагающего исчерпывающими знаниями в какой-либо области. Причем компетентное мнение – это мнение не теоретика, а специалиста, который на практике использует имеющиеся знания и постоянно совершенствуется. Можно найти сведущего специалиста в любой области и тем самым сэкономить себе много времени и сил. Опыт предков, бесспорно, можно считать весьма компетентным, но с учетом течения времени и современных условий, мнение современника будет далеко не лишним.
- Собственный опыт. Нельзя считать себя здравомыслящим человеком, высказывать свое мнение касательно различных тем, не имея опыта их практического применения. Например, нельзя сказать, что обсуждаемая книга абсолютно бесполезна, если вы ее не читали и не пытались применить в жизни материал, в ней предоставленный. Не стоит забывать и об областях, относительно которых поставлен вопрос здравого смысла. То есть, всем и без практического опыта известно, что злоупотребление алкоголя может привести к печальным последствиям.
Литература:
- Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России». – М., 2007.
- Гундаров И.А., Полесский В.А. Профилактическая медицина на рубеже веков. От факторов риска — к резервам здоровья и социальной профилактике. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2016. – 256 с.
- Гундаров И.А. Духовность и здоровье // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. С. 146-147.
- Творогова Н.Д. Духовное здоровье // Вестник университета Российской академии образования. 2006, № 4. С. 44-53.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Философия укрепления здоровья нации. М.: Российское философское общество, 2008. – С. 124-139.
- Творогова Н.Д. Саногенное мышление в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 468.
- Творогова Н.Д. Эпидемии психические // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 318.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 472-473.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение в контексте здорового образа жизни // Сеченовский вестник. 2017, № 1(27). С. 50-60.
- Творогова Н.Д. Психология: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2020. – 664 с.
- Хрусталев Ю.М., Ткаченко О.В. Основы биоэтики: Учебное пособие. – М.: Практическая медицина, 2014. – 320 с.
- Tvorogova N.D. SANOGENIC BEHAVIOR (underpandemicconditions) // International Conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Studies: Conference Proceedings, Conference Proceedings, May 30th, 2020, Los Angeles, USA. SPO «Professional science», Lulu Inc., 2020, pp. 49-61.
ОКР
Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.
По течению выделяют 3 формы расстройства:
- эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
- хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
- прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.
Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.
Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.
Расстройство проявляется в нескольких вариациях:
- присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
- присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
- смешанный вариант.
При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.
Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.
Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.
Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.
Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.
Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.
Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.
Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.
Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.
Как научиться мыслить здраво, быть рассудительным?
Многие люди мечтают обладать здравым смыслом, ведь научившись руководствоваться в своей жизни именно рассудительностью и прагматичностью, можно оградить себя от различных проблем. Каждому хочется отличать ложь от истины, не верить всяким выдумкам и не поддаваться козням разнообразных шарлатанов. Логическое мышление и рациональность – действительно весьма полезные и исключительно положительные качества личности.
Но как стать здравомыслящим человеком? На что именно следует ориентироваться при работе над собой? Единого шаблонного варианта не существует. Здравомыслие – качество сугубо индивидуальное и у каждого оно свое. Однако, если обобщить мнения специалистов, то можно выделить несколько общих рекомендаций:
- Самостоятельно анализировать информацию. Не стоит опираться на чужое мнение, ведь не всегда оно будет верным. Учитесь суммировать имеющуюся информацию и отделять из вороха ненужных данных самое полезное.
- Не принимать без размышлений готовые чужие решения. Компетентное мнение – дело хорошее, но не всегда ваш собеседник является специалистом в обсуждаемом вопросе. А потому не стоит пользоваться чужими советами, не подумав над их полезностью. Да и вообще: учитесь принимать самостоятельные решения. Здравомыслящий человек – это тот человек, который готов нести ответственность за свою жизнь и стремиться развиваться как личность. О какой ответственности и самостоятельности можно говорить, если вы пользуетесь чужими решениями?
- Тщательно обдумывайте жизненные ситуации. Не принимайте скоропалительных решений, руководствуйтесь рациональностью и логикой. Грамотный анализ поможет вам избежать проблем и заметно снизить возможные риски.
- Определять для себя хорошее и плохое. У каждого здравомыслящего человека есть своя система ценностей и моральных принципов. Подумайте о том, чем вы готовы пожертвовать на пути к достижению своей цели, а какие поступки вы сразу отнесете к запрещенным.
- Не поддаваться давлению со стороны окружающих вас людей. Не позволяйте другим людям решать за вас как вам поступить в той или иной ситуации. Если уж вы решили стать рассудительным человеком, то учитесь жить, пользуясь только своим умом. Вы можете выслушать чужое мнение, поблагодарить за совет, но воспользоваться им или нет – решать только вам.
Признаки саногенного мышления
Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
Умение видеть преимущества в любой ситуации.
Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.
Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.