Приемы творческого мышления
Среди приемов творческого мышления необходимо выделить:
- Мозговой штурм,
- Карту концептов,
- Мыслительную карту,
- Доску настроения,
- SWOT-анализ и др.
В основе мозгового штурма лежит генерирование идей в соответствии с принципом беспристрастной оценки. Каждый участник группы делится собственными концепциями, а на стадии мозгового штурма никто не должен осуждать чужие идеи. В этом случае человек должен записывать все, что приходит ему в голову, после чего нужно начать разбираться, что подойдет, а что нет. В конце встречи происходит голосование за лучший вариант решения.
Одной из разновидностей метода является обратный мозговой штурм, когда ведущий просит участников генерировать лишь негативные ситуации или идеи. Это действие помогает рассмотреть тонкие места в работе и понять, каким образом можно справиться с соответствующими проблемами, заранее предугадывая ошибки проекта.
Карта концептов чаще всего используется в инженерном и дизайнерском деле для структурирования знаний. Данный способ предполагает визуализацию связей между отдельными концепциями и идеями, помогая привести в систему мысли, открывая новые варианты решения проблемы.
Метод «Мыслительная карта (mind map)» разработали в Англии. Британский психолог Тони Бьюзен характеризовал его как эффективный вариант структурирования информации. Для составления такой карты необходимо в центральную часть поместить основную идею. Далее работа происходит по всем направлениям и создается растущая и организованная структура с использованием ключевых слов, фраз, изображений или видео.
Мыслительная карта схожа с картой концептов, но она идёт от обратного. Человек уже не объединяет существующие идеи в одно целое, а исходит из основной мысли, разрастающейся на идеи.
Доска настроения (mood board) представляет собой коллаж, который может помочь визуализировать проект. Она включает изображения, текст, видео и образцы в соответствующей последовательности. Чаще всего такие доски используют дизайнеры и иллюстраторы.
SWOT-анализ является матрицей, которая представляется в виде таблицы. Любые проекты, идеи и продукты зависят от внешних и внутренних факторов. Анализ поможет выявить сильные и слабые стороны проекта, его дополнительные возможности и возможные риски.
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
?
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
?
Как научиться мыслить творчески?
Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:
1 | концепцию латерального мышления; |
2 | теорию решения изобретательских задач; |
3 | синектику; |
4 | метод шести шляп; |
5 | некоторые другие методы. |
Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.
Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.
Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в отдельный урок, чтобы вы смогли попробовать применить разные методики развития творческого мышления. Но давайте не будем забегать вперед, а поговорим об этом в свое время. Пока же достаточно познакомиться с тем, что вас ждет на уроках.
Этапы становления творческого мышления
Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.
Попытка к размышлению
На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.
«Высиживание» идеи
Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.
Творческое озарение
Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.
Анализ проделанной работы
На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.
Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.
Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.
Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:
- Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
- Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
- Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
- Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
- Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
- Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.
Возрастные особенности
Дошкольники
Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои.
В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами.
Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.
Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.
Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.
Начальная школа
С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:
- быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
- выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
- необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
- отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
- невнимательность на уроках.
Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.
В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий
Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.
Среднее и старшее звено
В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.
На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.
Примеры творческого мышления
Каждый человек рождается гением, но в течение жизни его вгоняют в шаблоны. Но истории известны выдающиеся личности с творческим мышлением, которые пошли дальше шаблонов. Они не остановились на фразе “Почему так? Значит, так надо”. Исаак Ньютон первый задумался о том, почему предметы падают на землю. До него все воспринимали это явление, что “значит, так надо”.
Также ярким примером такого вида мышления является П. Павлов, когда не поленился, а исследовал причину и процесс формирования условного мышления у собаки.
Как такое мышление может проявляться в наши дни? Да легко! Почему сейчас столько много кафешек в разном оформлении, множество стилей в дизайне, разные фирмы по выполнению большого перечня функций? Потому что творческие люди развивают свое мышление.
Творческое воображение у ребенка
Барьеры, препятствующие развитию креативного мышления
Существуют препятствия, в большинстве случаев созданные самим человеком, которые мешают развитию креативности. Прежде всего это ограничивающие личные убеждения, а также стереотипы, навязанные социумом и нашим окружением.
1. Стремление к определенности.
Человек жаждет уверенности в завтрашнем дне и хочет чётко понимать, как решить поставленные задачи. Если появляется какая-то неясность, он старается немедленно с ней разобраться и вернуть комфорт определённости. Мышление ищет для этого скорейшие пути. Но, к сожалению, чем яснее задача, чем понятнее и проще её решение, тем меньше места остаётся для креативности.
Важно подчеркнуть, что креативность существует лишь там, где есть неопределённость и место для роста. Можно сравнить креативность с костром, а неопределённость с кислородом: при отсутствии кислорода огонь погаснет
Развитие креативного мышления зависит от того, как легко мы покидаем зону комфорта и вступаем в неопределённость.
2. Боязнь негативной оценки.
Креативность основана на смелости начать что-то новое и неизвестное, поэтому заурядный страх неудачи и осуждения общества в ответ на возможные ошибки препятствует творческому креативному мышлению. Худший эффект даёт боязнь получить негативную оценку от близких людей, которые играют важную роль в жизни и которых не хочется разочаровать.
3. Стереотипы и низкая самооценка.
Неуверенность в себе, в своих силах – большое препятствие для развития креативного мышления. Если к этому добавить заниженную самооценку со всеми её комплексами, привычками, стереотипами и ограничениями, отпадает любая надежда на возможность мыслить нестандартно и творчески.
5 упражнений для развития творческого мышления
Справедливо предполагается, что в каждом человеке при определенных обстоятельствах обнаруживается творческая личность. Это понятие включает множество аспектов: пространственное мышление, системное, стратегическое, образное и другие виды. Упражнения на развитие таких способностей более полно раскрывают потенциал. Выполнение требует самоконтроля, проявления настойчивости и свободного времени.
Подбор слов
При реализации разных подходов можно привести пример формирования ассоциативного мышления, упражнения для которого выполняются в форме игры “Цепочка ассоциаций”. Предлагается закончить 10 наборов слов из 3 в каждом своей ассоциацией, связанной с предыдущими терминами и понятиями. А затем требуется найти лишние элементы в этих построениях. Подобная тренировка развивает продуктивность.
Есть целый ряд упражнений на подбор слов. Развитие образного мышления осуществляют тренировками на составление маленьких рассказов со вставкой нескольких из них. К примеру: бинокль, дом, кольцо и священник. А если это будет криминальная новелла, сознание получит развитие дедуктивного мышления.
Предсказания
Аналогичное упражнение для развития творческого полета мысли называется “Последние деньги”. Нужно представить свой бумажник, когда в нем осталось 500 рублей, а зарплата лишь через 7 дней. Затем придумать перечень из 10 предметов, которые можно купить на эту сумму. Указанные тренировки обеспечивают также развитие математического мышления, образного, позитивного, других способностей.
Слова на букву
Развитие ассоциативного мышления осуществляется при выполнении задания “Заглавная буква”, предназначенным для детей и взрослых. Находясь в любом месте, нужно взять одну заглавную букву. За 3 минуты требуется написать максимально возможное число слов, которые с нее начинаются. Тренировки проводятся по 15 минут. Подобные способы прокачки мыслительных способностей дают стимул возникновению творческих идей. Человек отыскивает ассоциации в своем мысленном потоке.
Описание предметов
Развитие стратегического мышления обеспечивает задание под названием “Я никогда не…”. Требуется составить перечень из 50 вещей (или же поступков), которыми человек никогда не обзаведется (не сделает). Также необходимо подумать, по каким причинам это так и что именно останавливает.
Развитие образного мышления поможет осуществить задание “Меню для врага”. Нужно представить, что появилась возможность накормить своего неприятеля вкусными вещами. Тогда берем лист бумаги и перечисляем список блюд на один день. Нужно описать завтрак, обед, полдник, ужин.
Диагностика творческих способностей
Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.
Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.
Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:
Креативность
Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.
Креативность личности
Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.
Качество
Эвристическое мышление может работать на разных уровнях. Как именно человек мыслит, зависит от него и от его личных способностей и качеств:
Ширина. Чтобы сделать нововведение в какой-либо области, ее необязательно досконально изучать. Можно воспользоваться знаниями, имеющимися у человека в смежных областях. Например, когда человек захочет построить собаке будку, ему необязательно изучать, как должно выглядеть жилище для питомца. Он может придумать форму и метод постройки на основании знаний, имеющихся по строительству жилых домов.
Глубина. Если человек хочет сделать нововведение в какой-то специфической области, например в сфере дизайна логотипов, то должен хорошо изучить историю создания фирменных знаков и их развитие. Копать в ширину в этом случае необязательно. Здесь будет важна глубина.
Быстрота
Всегда важно, сколько времени человеку нужно, чтобы решить ту или иную задачу или же справиться с поставленной целью. Если он сможет заставить свой мозг работать быстро и при этом формулировать хорошие идеи, значит, он сумеет стать творческой личностью
А вот тугодума назвать креативным человеком нельзя. Так что работайте не только над качеством идеи, но и над быстротой ее создания и исполнения.
Диагностика творческих способностей
Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.
Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.
Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:
Креативность
Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.
Креативность личности
Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.
Техники развития творческого мышления
У всех людей с рождения есть определенный творческий потенциал. Например, любой малыш — экспериментатор и исследователь во всех сферах деятельности. Его мышление не ограничено шаблонами, поэтому он постоянно создает какие-то оригинальные решения — картины на обоях, домики из стульев, подушек, одеял. По мере взросления у многих творческие способности ослабевают. Обучение в школе, институте, воспитательное воздействие со стороны родителей и учителей формирует у нас шаблонное мышление и поведение.
Но в любом возрасте творческие способности можно развить с помощью специальных техник.
ТРИЗ
В середине прошлого века советский изобретатель, рационализатор и писатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), направленную на развитие логики, творческого мышления и фантазии. Теория нашла применение не только в технических областях, но также в психологии, педагогике, искусстве, литературе, бизнесе.
Основа ТРИЗ — 40 изобретательских приемов и 76 шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Некоторые из них применяются для развития творческого мышления у детей.
Этот прием многие творческие люди использовали еще до появления ТРИЗ. Например, к нему прибегал Генри Форд — американский промышленник, бизнес-магнат, изобретатель. Именно Форд стал первым использовать конвейер для поточного производства автомобилей, а также придумал, как его выгодно чинить.
Генри Форд. Источник
У Форда шла постоянная вражда с ремонтной бригадой, которая обслуживала конвейеры на его заводе. Ремонтники работали медленно и часто занимались вредительством — если нужной детали под рукой не было, они заменяли металл на дерево, резину на тряпки. В итоге техника простаивала, Форд нес убытки.
Логичное решение в этой ситуации — увольнение ремонтников. Но Форд поступил наоборот: он создал им зону с мягкими диванами, телевизором и стал платить за время отдыха. Как только выходил из строя заводской конвейер, зарплата переставала начисляться. Такая тактика оказалось выгодной как для производства, так и в финансовом плане.
Принцип обратного эффекта можно использовать в любом виде творчества. Например, не получается классический рисунок — трансформируйте его в креативный:
- Сделайте белого снеговика черным.
- Переверните предмет вверх тормашками.
- Превратите твердое в текучее, как это сделал Сальвадор Дали в картине «Постоянство памяти».
Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.
Мозговой штурм, брейнлайнинг
Известным исследователем творческого мышления был Алекс Осборн — американский менеджер, учредитель знаменитого рекламного агентства BBDO.
Возглавляя один из филиалов BBDO, Осборн столкнулся с неспособностью сотрудников генерировать творческие идеи. Это сподвигло его разработать технику мозгового штурма. Он предложил проводить коллективную генерацию идей в неформальной обстановке и разбивать этот процесс на несколько этапов:
- Четкое изложение проблемы, постановка одной понятной цели.
- Генерация идей без их анализа, привязки к реальности, критики. На этом этапе участники мозгового штурма высказывают все, что им приходит в голову. Чем фантастичнее идея и чем больше их генерируется, тем лучше.
- Анализ, оценка, критика предложенных идей, выбор лучшего решения.
Мозговой штурм в нью-йоркском офисе BBDO в 1950-х годах. Источник
Современная модификация мозгового штурма — брейнлайнинг, или электронный мозговой штурм, который может проводиться в чатах или видеоконференциях. Некоторые психологи отмечают, что брейнлайнинг эффективнее стандартного мозгового штурма.
Метод интеллектуальных карт
Метод интеллектуальных карт британского психолога Тони Бьюзена за многофункциональность называют «швейцарским армейским ножом мозга». Он развивает ассоциативное мышление, память, помогает генерировать идеи, подходит для решения разноплановых задач.
Еще во время обучения в университете Бьюзен заметил, что студенты, которые при ведении конспектов подключают воображение и ассоциативное мышление, имеют лучшие оценки. Их конспекты были усеяны какими-то странными цветными рисунками и стрелочками. Бьюзен стал изучать этот вопрос глубже и выяснил, что такое визуальное отображение информации использовали некоторые гении — Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн.
На основании своих наблюдений ученый придумал метод интеллектуальных карт. В центре карты находится основная идея. Вокруг нее — важные мысли и категории, которые тоже можно разбивать на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация. Объекты карты дополняются ассоциативными изображениями.
Методы развития творческого мышления
Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.
Латеральное мышление
Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е
«перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:
- Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
- Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
- Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.
Метод шести шляп
Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.
Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы
Обратный мозговой штурм
Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.
Чтение надписей наоборот
Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.
Игра слов
Игра слов имеет множество вариантов, например:
- Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
- Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
- Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
- На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.
Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде
Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать
Процессы
Эвристический стиль мышления – это уникальный творческий подход к решению задачи. Чтобы выработать определенную структуру мышления, нужно следовать четко определенной схеме. Несмотря на всю креативность, процессы мышления у всех людей одинаковы:
- Зарождение проблемы или идеи. На первом этапе человек знакомится с проблемой или создает идею. Образ, решение и структура еще не определены.
- Анализ. Человек сравнивает различные подходы, которые работали у его коллег. Он ищет наиболее удачные способы решения своей проблемы путем переработки и доработки чужих идей.
- Синтез. Смешение различных выводов, которые были найдены на прошлом этапе, помогают человеку сформировать и определиться с вектором развития решения проблемы.
- Конкретизация. Проблема приобретает реальные очертания, и определяется понятный и логичный способ ее устранения.