Житейская и научная

Введение в психологию.

Психология изучает психику, которая является самой высокоорганизованной материей. Психология включает две половины: объект и субъект познания.

Психология

— это наука, изучающая психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает — последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Психология

– это констатирующая, созидающая человеко-наука.

I этап (донаучный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период

. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап — XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

1874(9) – приблизительное появление психологии, как науки. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. В лаборатории Вундта изучались психологические и физиологические проблемы зрения, слуха, тактильные ощущения, психофизика цвета, периферическое зрение, цветовой контраст, оптические иллюзии, восприятие объема, образы последействия, чувство времени, восприятия различных оттенков времени

Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на исследования времени реакции. Вундт стремился убедить, что в реакции на раздражитель проявляются три этапа: восприятие, апперцепция, проявления воли

Он стремился установить стандартные значения времени для человеческой мысли, анализируя, какое время требуется для различных психических процессов (познания, умение различать, желание).

4 стр., 1773 слов

Психология — наука XXI века

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Факультет психологии ЭССЕ на тему: «Психология — наука XXI века» Выполнил студент: Клименко О.В. Москва, 2020 «Как подойти к прогнозированию будущего психологии? Думаю, от будущего человека, от общества… И еще, не по отдельным отраслям, а по некоторым проблемам. А почему так? Потому, что они иначе переплетутся в …

В Лейпцигской лаборатории проводились исследования внимания, продолжительности и устойчивости внимания. Стремясь развить свою теорию трехмерности чувств, Вундт использовал тоже достаточно конструктивный экспериментальный прием — попарное сравнение: испытуемым давали задание сравнить раздражители с точки зрения тех чувств, которые эти раздражители у них вызывают. В отдельных экспериментах исследовалось, как физические показатели (частота пульса, скорость дыхания) связаны с соответствующими эмоциональными состояниями. В лаборатории также исследовали вербальные ассоциации: участников просили дать ответ одним словом на слово-раздражитель. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций на раздражители.

Примеры ситуаций с точки зрения жизненной и научной психологии

Ситуация

Молодая мать жалуется своему четырехлетнему сыну, у которого дома есть сосед, на его четырехлетнего сына, который перестает слушаться, разбрасывает свои игрушки и ломает их.
Светская психология

«Не оставляйте это так», — предлагает сосед универсальный совет. — Скажи моему мужу, чтобы он был с ним строг! Наш стал таким шелковистым — так боится своего отца.

Научная психология

Профессиональный психолог не будет давать советы. В первую очередь он попытается выяснить, чем вызвано такое поведение ребенка. Возможно, сцену агрессии он увидел по телевизору? (Научной основой этого предположения является теория социального обучения Альберта Бандуры). Или отсутствие должного родительского внимания? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) Или, возможно, раздражительность матери или отца по выходным? («воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса, связанного с отсутствием смысла жизни, по Виктору Франклу).

После того как психолог выяснит причину, он будет работать с ней и соответственно подбирать метод коррекции.

Ситуация

Молодой, амбициозный менеджер неожиданно сталкивается с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Возможно, он сформулировал свою проблему так: «Что делать, чтобы не краснеть на встрече и не опускать глаза, как школьник?».

Светская психология

Повседневный ответ может звучать так: «Не смотрите прямо в глаза, а посмотрите чуть выше, в область лба». Даже если молодой человек попробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Научная психология

Психолог будет заниматься более глубокой проблемой, а не просто лечить «симптомы». Социальная психология известна серией экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: одним из таких, вероятно, является подчиненный.

Например, эксперименты Элтона Мэйо показали, что неформальное лидерство важно для эффективности работы группы. И задача лидера — не быть деспотичным в общении, а знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно для достижения целей организации

Это то, к чему вы должны стремиться.

Ситуация

История с сыном-девятиклассником приводит мать в отчаяние: «В школе на него жалуются: учится хорошо, а на уроках смешит одноклассников, срывает урок. Дома он тихий и внимательный. Я хорошо его чувствую — он не может так себя вести! Я не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Мой муж советует мне написать жалобу в Министерство образования, чтобы они разобрались. Но что-то мешает мне сделать такой шаг…».

Светская психология

Интуитивное «чувство» и «нечто» совершенно верно спасает женщину от неверного шага, но ответа на свой вопрос с помощью интуиции она не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? Социальная психология давно изучает и описывает зависимость поведения от присутствия других людей.

Еще в конце 19 века американский психолог Норман Триплетт заметил, что велосипедисты ездят быстрее, когда вокруг много людей, и медленнее, когда парк безлюден. Так был открыт эффект, который позже назвали социальной фасилитацией. Именно это стоит за действиями подростка, и это усиливает его социальный мотив «занять определенный статус в референтной группе (эталонной, значимой)»: не получилось по оценкам, попробуем по шуткам.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  2. Психология проблем развития личности
  3. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами
  4. Роль научных сообществ в развитии личности ученого
  5. Влияние эстетики на развитие личности
  6. Арт-терапия — История арт-терапии
  7. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями — Самооценка как фактор человеческой личности и ее истоки
  8. Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников
  9. Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов
  10. Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву

Различия житейской и научной психологии

Хотя житейская и научная психология тесно связаны, они имеют и различия. Оба направления нацелены на максимально глубокое понимание психики человека, процессов и явлений, вызванных разными психическими состояниями.

Очень четко выделила отличия двух психологических направлений Юлия Гиппенрейтер. 

  1. Житейская психология оперирует конкретными знаниями, научная  —  закономерностями. 

 Для решения конкретной проблемы в житейской психологии  человек обращается за советам к другим людям, выслушивает разные мнения и принимает решение. К реальным положительным изменения такая стратегия приводит очень редко  —  каждый из советчиков, высказываясь по поводу запроса, опирается на свой собственный опыт, но он зачастую не подходит другому человеку.

 Если же обратиться к психологу, работающему на научной основе, то поиском решения занимается сам человек, который нуждается в этом. Психолог не советует и не указывает, как поступить. Он выслушивает, выявляет причины затруднений, помогает увидеть проблемную ситуацию в новом ракурсе, опираясь на знания о закономерностях психических процессов задает вопросы, которые позволяют найти оптимальное решение.

  1. База житейской психологии  —  обыденный опыт, научной  —  эксперименты. 

Ежедневные события заставляют человека ограничиться   наблюдениями и поиском ответа на вопрос: “Как действовать, чтобы добиться цели?”. В научном подходе применяется другая схема. Она включает экспериментальное исследование, теорию и практику. Для решения запросов клиентов научные психологи применяют методы с доказанной экспериментальным способом эффективностью.

Например, человеку доставляет большой дискомфорт то, что, разговаривая с более взрослыми коллегами, он краснеет, смущается, опускает глаза. Житейская психология в такой ситуации советует во время общения смотреть между бровей собеседника, а не прямо в глаза. Научная психология помогает найти причину такого поведения, выявляет истоки подобной реакции, учит, как справляться с собственными эмоциями, определять и грамотно использовать собственные ресурсы для эффективного взаимодействия.

  1. Основное отличие житейской психологии в том, что базой для нее является интуиция, для научной   —  осознанность и рационализм.

Интуиция  —  это способность обрабатывать информацию неосознанно, не прибегая к логическим размышлениям и доказательствам. Если в житейской психологии выводы строятся на интуиции, то в научной этот феномен тоже может использоваться. При этом психологи всегда проверяют интуитивные догадки экспериментальным методом, проводят анализ полученных результатов, ищут логические связи.

  1. Знания в научной психологии передаются путем формирования базы терминов, использования их в специальной литературе. В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена.

Кратко объяснить это отличие можно, если вспомнить, как передается “жизненный опыт”. Соотношение знаний, которыми представители старших поколений могут поделиться с младшими, намного меньше чем тот объем, которым младшие овладевают во время учебы. Научные знания накапливаются в виде четких терминов, определение, законов. Передаются они через научную литературу. 

  1. Базой для научных знаний является большой объем фактического материала. Ни один человек не обладает таким большим объемом материала, как наука. 

Все нюансы, которые отличают житейскую психологию от научной, не ставят эти два направления в оппозицию друг к другу. Житейская психология обладает большим потенциалом, но проблема заключается в том, что информация от других людей (в виде советов, рекомендаций) эффективна только для них и часто не подходит к ситуациям, в которых оказываются другие люди

Важность житейской психологии в том, что она, как и научная, может заставить задуматься, переосмыслить психические явления и события

Сравнение житейской и научной психологии

Основное различие между светской и научной психологией заключается в качестве и характере знаний. Повседневные знания и опыт обычно более конкретны, интуитивны и часто имеют низкий культурный уровень: они основаны на спонтанных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно зависят от моды, настроения, страхов и слухов и в значительной степени иррациональны. Научное психологическое знание является разработанным, обобщенным, рациональным, основанным на профессиональном наблюдении и организованном эксперименте.

Давайте выделим основные различия между научной и светской психологией.

Первый: светское психологическое знание конкретно, оно ограничено конкретными ситуациями, конкретными людьми, конкретными задачами.

Научная психология, как и любая другая наука, стремится к обобщению. Для этого он использует научные концепции. Обработка понятий — одна из важнейших функций науки. Научные понятия отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Научные понятия четко определены, связаны друг с другом, объединяются в законы.

Второе отличие повседневного психологического знания заключается в том, что оно имеет интуитивный характер. Это связано с особым способом их приобретения: Они приобретаются путем практических проб и ошибок и корректировки.

В отличие от этого, научное психологическое знание рационально и вполне осознанно. Обычный способ — это формулирование словесно сформулированных гипотез и логическая проверка вытекающих из них следствий.

Третье различие заключается в способе передачи знаний и даже в возможности их передачи. В области практической психологии эта возможность очень ограничена. Это прямо следует из двух предыдущих особенностей повседневного психологического опыта — его конкретной и интуитивной природы.

В то же время в науке знания накапливаются и передаются с большой, если можно так выразиться, эффективностью. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются вербальными средствами, то есть языком и речью, с чем мы, собственно, и имеем дело сегодня.

Четвертое различие заключается в методах получения знаний в области обыденной и научной психологии. В повседневной психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода заключается в том, что исследователь не ждет последовательности обстоятельств, при которых возникнет интересующее его явление, а сам вызывает это явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется интересующее его явление. С введением в психологию экспериментального метода (открытие первой экспериментальной лаборатории в конце прошлого века) психология, как уже говорилось, оформилась как самостоятельная наука.

Пятое отличие и одновременно преимущество научной психологии состоит в том, что она имеет в своем распоряжении большой, разнообразный, а в некоторых случаях уникальный массив фактического материала, который во всей своей полноте не доступен ни одному аппарату обыденной психологии. Этот материал накапливается и фиксируется, включая специальные отрасли психологической науки, такие как гериатрическая психология, психология образования, пато- и нейропсихология, промышленная и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и т.д. Развитие специальных отраслей психологии является методом (методом с большой буквы) общей психологии. Повседневная психология, конечно, лишена такого метода.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих. Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

Методы получения информации

Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.

Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:

  1. Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
  2. После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
  3. Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
  4. Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.

Подробнее о научной психологии

Научная психология — это комплекс данных, получаемых с помощью исследований и имеющих и теоретическое, и практическое применение.

Психология тесно связана с другими науками:

  • Биология. Невозможно изучать свойства психики, не зная, как функционирует тело и центральная нервная система.
  • История. На основании исторических данных психологи анализируют мыслительные, речевые, поведенческие процессы современного человека.
  • Педагогика. Рассматривается влияние на личность обучения и воспитания.
  • Медицина. Благодаря медицине можно лучше отслеживать состояние человека и предупреждать серьёзные психические нарушения.
  • Социология. Важен и фактор среды.
  • Философия. Помогает ориентироваться во взглядах на жизнь.

Из взаимосвязи психологии с другими культурно-образовательными областями рождается множество ответвлений данной науки — педагогическое, медицинское, социальное, возрастное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: